Хадзарагова Светлана Сергеевна
Работа логопеда в начале учебного года
▼ Скачать + Заказать документы
В начале каждого учебного года передо мной встает задача по диагностике значительного количества детей с целью зафиксировать сформированность речевых навыков.
Для проведения диагностики использую в сокращенном объеме. Заранее подготовила наглядные материалы для проведения обследования, а так же речевые карты для заполнения.
Диагностика проводится с каждым ребенком отдельно в течении 15-20мин.
Публикация «Работа логопеда в начале учебного года» размещена в разделах
Исследование сформированности связной речи (на материале четырех сюжетных картинок)Ребенку предлагается разложить картинки в логической последовательности и составить рассказ. В протоколе фиксируется правильность/неправильность установления последовательности, форма оказанной помощи и записывается составленный рассказ. Одновременно с этим, логопед фиксирует в соответствующих графах таблицы наличие или отсутствие у ребенка нарушений звукопроизношения и просодики (которые далее отдельно не проверяются, слоговой структуры и звуконаполняемости, наличие аграмматизмов, характер используемой в речи фразы (простая, простая распространенная, сложная).
Проверяется фонематическое восприятие на материале повторения слогов с оппозиционными звуками (неверное воспроизведение фиксируется в протоколе). С целью выяснения причин возникновения затруднений, ошибочно воспроизводимые пары звуков проверяются на предмет нарушений фонематического слуха (на материале слов-паронимов, незавершенности процесса дифференциации звуков (повторение специально подобранных фраз с оппозиционными парами звуков, а также нарушений слуховой памяти (по традиционным методикам). Остальные пары звуков по этим позициям специально не проверяются. Далее исследуется сформированность фонемного анализа (определение количества последовательности звуков в слове).
Слоговая структура слов проверяется на материале повторения многосложных слов с несколькими стечениями согласных и специально подобранных предложений, включающих подобные слова. Сразу же исследуется сформированность слогового анализа
Грамматический строй исследуется по компонентам словоизменения (множественное число существительных в именительном и родительном падеже) и словообразования (детеныши животных, относительные и притяжательные прилагательные, уменьшительно-ласкательные формы существительных) на материале наиболее сложных, нечастотных форм.
У дошкольников подготовительных групп и первоклассников в начале учебного года исследуются основные неречевые процессы, составляющие готовность к овладению письменной речью: зрительное восприятие (наложенные изображения, буквенный гнозис); пространственные представления (сформированность схемы тела, ориентировка в схеме тела, стоящего напротив, понимание пространственных предлогов и наречий –слева-справа, вверху-внизу, из-за, из-под); состояние мелкой моторики (кинетической (коза, кольцо) и кинестетической («пальчики здороваются») основы движений; реципрокной координации рук (кулак-ребро-ладонь); графомоторные навыки (проба «заборчик», «езда на машине по середине дороги.
Светлана Хадзарагова Учитель-логопед МБДОУ№79 Владикавказ 2021г