МААМ-картинки

Музыкальная кружковая деятельность в ДОУ

Галина Валентиновна Лазаренко
Музыкальная кружковая деятельность в ДОУ

Развитие и воспитание голоса детей в возрасте до 10 лет

Каждому музыкальному руководителю ДОУ необходимо знать певческие возможности, которыми располагает ребёнок, принятый в музыкальный кружок. Несмотря на индивидуальные возможности каждого из них, для определённой возрастной группой имеется целый ряд общих, наиболее существенных признаков. Так, у детей до 10 лет, как у мальчиков, так и у девочек, весь механизм голосообразования совсем иной, чем у детей старшего возраста. Прежде всего это объясняется отсутствием голосовой мышце, которая оформляется полностью лишь к 11-12 годам.

Публикация «Музыкальная кружковая деятельность в ДОУ» размещена в разделах

Диапазон голоса у детей до 10 лет обычно охватывает октаву до1 – до2 (ре2).

Этот естественный диапазон определяется возможностями голосовых связок, тонких и коротких. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си и ля, но, как правило, они звучат неярко и напряжённо.

Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Для неё наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков mp и mf. Но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет и при такой динамической шкале добиваться яркой выразительности исполнения. Лучшее качества голоса проявляются на средних звуках общего диапазона. Именно эти звуки с тесситурной стороны наиболее удобны поющему. Если же в произведении часто используются, и притом в кульминационных моментах, нижние звуки диапазона или же, наоборот, верхние звуки, то такая тесситура будет неудобной.

Научными данными установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. Поэтому вопросы тембрового воспитания должны постоянно привлекать внимание музыкального руководителя. У детей дошкольного возраста тембр ещё не ровен, особенно при пении гласных.

Существенное значение в процессе воспитания тембра принадлежит атаке звука – твёрдой и мягкой. Умелое использование в вокальной работе мягкой и твёрдой атак (при примате мягкой) окажет самое благотворное влияние на тембр и поможет избавится от таких неприятных явлений в голосе, как зажатость, носовой призвук и т. д.

Самое красивое, ненапряженное, естественное звучание голоса обычно проявляется в зоне так называемых примарных тонов. Вот как определяет примарное звучание один из замечательных знатоков детского голоса А. А. Сергеев: «…это хорошее, естественное, ненапряжённое звучание одного или ряда звуков, выявляющее индивидуальные характерные признаки голоса, искать которые следует в среднем регистре (ми – си первой октавы, реже – до второй октавы)». Он пишет, сто примарный тон (или группа тонов) обнаруживается лучше всего при тихом пении, когда оно согрето эмоциональным переживанием, идущего от глубокого проникновения в содержание песни. Ценным художественным материалом для этой работы являются, по мнению А. А. Сергеева, русские народные песни, имеющие ограниченный диапазон.

Надо сказать, что воспитание голоса на основе постепенного перенесения качеств, присущих примарным тонам, на весь диапазон является традиционным в нашем певческом искусстве.

Артикуляция, дикция, звукообразование и звуковедение

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции. Тембр у детей дошкольного возраста чрезвычайно неровен, что наиболее заметно проявляется в пестром звучании гласных. Это и понятно, так как образование певческих гласных резко отличается от гласных разговорных. Но ведь гласные звуки – основа пения. Именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса и техника. Главным условием хорошего звучания у детей должно быть стремление сохранить высокое звучание (позицию) на всех звуках их небольшого диапазона. Особенно полезно в этом плане пение песен с нисходящем движением (например, «Во поле береза стояла»).

Воспитывать у детей правильное формирование гласных нужно постепенно. Сначала следует больше использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льется свободно, ненапряженно. Предпочтение отдается гласному у. при произнесении этого гласного ротовая полость и глотка раскрыты широко, пение совершается как бы «на зевке» (при пении звука у поднимается нёбная занавеска). Кроме того, у освобождает голос от неприятного носового призвука (часто встречающегося у детей, так как поднятое нёбо перекрывает вход в носовую полость. Пропевание песен и упражнений на гласные у – ю поможет музыкальному руководителю в выработке у детей высокой позиции, мягкого звучания, отличного унисона и ансамбля.

Следующим гласным, имеющим большое значение в вокальном воспитании, является гласный о. Этот звук не требует специального округления, и при нём глотка хорошо открыта. Пение упражнений и мелодий на о и ё также поможет выработать округлое, красивое звучание.

Далее полезно перейти к работе над звуком и. Он требует округления, то есть приближения к ю и ы, но зато помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных и заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание, как и звук у.

И, наконец, последними гласными, над которыми следует работать, являются а и е. при их звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык, который может вызвать ненужное движение гортани.

Все гласные должны звучать одинаково красиво, но это не означает, что произношение их должно быть похоже. Прежде всего имеется в виду их единообразная манера звучания при ясности произношения.

Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные прежде всего влияют на дикцию. При произношении одних согласных необходимо активное движение языка (например, р, т, д, другие вызывают утечку воздуха (ш, ж, третья требует значительного выдоха (в, ф, з).

Чтобы достичь легкости в произношении согласных, необходимо направить внимание детей на дикцию и артикуляцию. Особенно полезно в этом плане пение народных прибауток, построенных на одном-двух звуках: «Дон-дон», «Барашеньки», «Андрей-воробей» и другие. Дети должны утрированно произносить многие согласные (особенно р). Как правило, дети проглатывают согласные в конце слов, стремятся скорее перейти от гласной к согласной в середине слова. В словах и слогах, заканчивающихся согласными, надо переносить их к следующему слову и слогу, например: то-птоп, гро-мко и т. д. Удобно петь упражнения на слоги ди, мо, ле, ку, зи и т. д.

Настойчивая работа над дикцией освободит и разовьёт артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает вял и пассивен. Внимание музыкального руководителя к выразительности слова наряду с напевностью и всегда с содержанием музыкального произведения поможет детям повысить своё вокальное мастерство.

Публикации по теме:

«Курочка — Рябушечка и Петушок — Красный Гребешок». ООД по художественно — эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Курочка - Рябушечка и Петушок – Красный Гребешок». Конспект ООД в первой младшей группе по художественно – эстетическому развитию (музыкальная.

Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности»Фотоотчет «Совместная музыкальная деятельность — способ поддержки детской инициативности» Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников»Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика.

Кружковая деятельность в средней группе. Занятие по тестопластике. Изготовление из соленого теста привиденияКружковая деятельность в средней группе. Занятие по тестопластике. Изготовление из соленого теста привидения [Конспект занятия по кружковой работе с соленым тестом в средней группе. Тема: «ПРИВИДЕНИЕ» [Цель: Формировать умение использовать тесто.

Кружковая деятельность во второй младшей группе по нетрадиционной аппликации «Цыплята на лужайке»Кружковая деятельность во второй младшей группе по нетрадиционной аппликации «Цыплята на лужайке» [ Задачи: 1. Учить детей составлять аппликативное изображение цыпленка из ватных дисков, курицу из салфеток; 2. Развивать умение детей.

Кружковая деятельность «Играем с мамой»Кружковая деятельность «Играем с мамой» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на шестом занятии кружка "Играем с мамой". Так же как и на других наших занятиях вы.

Мастер-класс по оригами с элементами аппликации. Кружковая деятельность с разновозрастными детьмиМастер-класс по оригами с элементами аппликации. Кружковая деятельность с разновозрастными детьми Мастер-класс по оригами с элементами аппликации кружковая деятельность с разновозрастными детьми «Панно «Цветы России»» (коллективная работа).

Кружковая деятельность по рисованию полиэтиленовым пакетом «Розовый сад»Кружковая деятельность по рисованию полиэтиленовым пакетом «Розовый сад» Есть на белом свете красивая сказка – загадка. Однажды под вечер в дворцовом парке гулял принц и встретил там прекрасную незнакомку.

«Виноград». Кружковая деятельность с детьми 5–6 лет по пластилинографии«Виноград». Кружковая деятельность с детьми 5–6 лет по пластилинографии Образовательная область: «Художественное творчество». Виды детской деятельности: продуктивная, двигательная. Форма организации: групповая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная кружковая деятельность в ДОУ
Опубликовано: 15 октября 2022 в 18:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД