Получи документы

Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек

валентина николаева
Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек

Работа над чистотой интонирования

при разучивании русских народных потешек

Среди многих задач музыкального воспитания дошкольников есть такие, как формирование музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей и певческого голоса. Педагог и психолог А. В. Запорожец считал, что одна из причин недоразвития звуковысотного слуха у некоторой части детей заключается в особенностях усваиваемого ими языка.

Публикация «Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек» размещена в разделах

Психолог А. Н. Леонтьев выдвинул предположение, что дети, овладевающие тембральным языком (к их числу относится русский язык, могут отставать в формировании звуковысотного слуха, оставаться тонально глухими, не развитыми в музыкальном отношении. Косвенным доказательством являются опыты, проведённые с вьетнамскими студентами, говорящими на тональном языке. Оказалось, что среди них нет людей с неразвитым звуковысотным слухом, нет ни одного случая тональной глухоты. Эти факты говорят нам о том, что для музыкального слуха очень важна музыкальная среда, окружающая ребёнка. Кроме этого необходимо формировать определённые действия, которые помогут ребёнку отражать воспринимаемую действительность, а именно пение на одном из гласных звуков, например, у.

У детей дошкольного возраста голосообразующий аппарат сформирован не полностью, поэтому они ещё не могут воспроизводить звуковысотные отношения голосом. Очень часто педагоги используют движение руки в качестве одного из средств формирования звуковысотного слуха.

Большим подспорьем в развитии музыкального слуха и чистоты интонирования является использование нотной записи.

В вокальном кружке, который я веду в детском саду, собрались дети пяти-шести лет с разными музыкальными способностями и с разной мотивацией – одни любят петь, других записали родители (по каким-то своим причинам, хотя их детки не горят особым желанием посещать вокал). Большинство из них чисто не интонируют музыкальные звуки. Чтобы дети чисто пели, я решила осваивать русские народные потешки при помощи нотной грамоты и металлофона, и выработала определённый алгоритм разучивания попевок. Но сначала мы выучили названия нот, для этого мы пели гамму До-мажор, причём сверху вниз, так как дети лучше слышат звуки верхнего регистра и лучше их интонируют. Игрушечная лесенка и маленькая игрушечная собачка помогли наглядно продемонстрировать, как меняется звуковысотность в гамме. Через несколько занятий дети познакомились с нотами на нотном стане, где нотный стан – это домик, где живут нотки. Любой домик открывается ключом – дети познакомились, как выглядит скрипичный ключ, который используется для звуков среднего и высокого регистра. Нотки были выкрашены в цвета радуги: До – в красный цвет, Ре – в оранжевый и т. д. Теперь дети пели гамму До-мажор нотам. Дети заметили, что две ноты одного красного цвета и это До верхнее и До нижнее. Следующий этап - это освоение игры на металлофоне. На пластинках металлофона наклеены кружочки того же цвета, что и нотки. Перед тем, как начать петь сольфеджио, знакомлю детей с двумя ритмическими единицами: шаг – четверть (I) и бегать (П). Для закрепления этих ритмических единиц дети хлопают различные ритмические рисунки: 1) ПIПI ПIII 2) ППII ППII

3) IIПI ПППI. В начале ритмический рисунок дети воспроизводят ладошками, затем на шумовых музыкальных инструментах.

Наконец, приступаем к освоению нотной грамоты и пению по нотам, т. е. пению сольфеджио. Дети знакомятся с новым для них словом.

Первой попевкой является «Андрей-воробей», которую поём на звуке Соль или любая другая попевка, исполняемая на одном звуке: «Небо синее», «Барашеньки-крутороженьки». Я считаю, что начинать петь на одном звуке в подгруппе детей, лучше всего со звука Соль, т. к. например, звук Ля у многих детей является переходным в высокий регистр.

Сначала мы читаем ритмический рисунок попевки при помощи двух ритмических единиц – «шаг», «бегать», затем дети сами находят на цветном звукоряде нотку Соль. Они достаточно долго пели звукоряд До-мажор и, поэтому уже знают последовательность нот и смогут её назвать. Выясняем, что эта нотка голубого цвета, затем читаем в ритмическом рисунке с названием звука, после настраиваемся и поём сольфеджио. Так как попевку «Андрей-воробей» мы пели уже давно, то теперь дети должны угадать её название. Я считаю, что первый шаг освоения музыкально-ритмической грамотности лучше начать со знакомой попевки, зато последующие можно начинать, как говорится, «с нуля».

Итак: 1. Устанавливаем на мольберте лист с цветными нотами, изучаемой попевки.

2. Хлопаем ритмический рисунок. Можно сразу использовать для этого шумовые инструменты.

3. Выяснияем на скольки звуках построена мелодия, и какие это ноты.

4. Читаем ноты в ритмическом рисунке.

5. Демонстрирую и настраиваю на звуки попевки, добиваюсь чистоты интонирования отдельно взятых звуков.

6. Поём попевку по нотам, добиваюсь чистого исполнения мелодии.

7. Берём металлофон, по цвету находим нужные пластины, поём сольфеджио и одновременно играем.

8. Показываю попевку со словами.

9. Проговариваем текст, затем поём мелодию со словами без игры на металлофоне.

10. Заключительный этап – это пение попевки со словами с одновременной игрой на металлофоне. Сразу скажу, что дети могут сразу не соорентироваться, потому как им легче сочетать названия нот с игрой на металлофоне чем пение текста.

Порядок изучения попевок у меня следующий:

1. «Андрей-воробей» - Соль

2. «Два кота» - Соль, Ми.

3. «Петушок» - Ля, Соль, Ми

4. «Кап-кап-кап» - Ля, Соль, Фа

5. «Заинька» - Соль, Ре, Ми

6. «Василёк» - от Фа

7. «Василёк» - от До второй октавы

8. «Как под горкой, под горой» - Соль, Ля, Си, До верхнее

Итогом изучения игры по нотам и пение сольфеджио может стать полноценная песенка, с которой дети могут выступить на празднике, открытом занятии или на каком-либо другом мероприятии, например: «Жили у бабуси», «Во поле берёзка стояла», «А я по лугу». Мои ребятки поют и играют песенку Р. Сальманова «Мой котёнок». Мне приходится изменить длительности – восьмые превращаются в четверти, а шестнадцатые нотки в восьмые. Дополнительная трудность в том, что эти восьмые (шестнадцатые) длительности поются на распев. Нотная грамота помогает уяснить то, что это два разных звука, которые поются на один слог.

Таким образом, начиная от звука Соль и расширяя диапазон вниз и вверх, дети начинают чисто интонировать звуки, внимательно к ним прислушиваться, учатся управлять своим голосом, то есть начинают чисто петь мелодию.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках»Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Праздник русских народных игрПраздник русских народных игр Праздник наш не простой, а народный, игровой! А разве такой бывает? Да ещё как бывает! В народные игры любили играть ещё наши бабушки.

Картотека русских народных игр для дошкольниковКартотека русских народных игр для дошкольников Картотека русских народных игр для дошкольников. Так же как сказки, прибаутки и поговорки, русские игры были придуманы самим народом. Народные.

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный мишурой, пока играет музыка. У кого после окончания.

Картотека русских народных кубанских игрКартотека русских народных кубанских игр Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию подборку народных кубанских казачьих игр. Эти игры я использую в своей работе при проведении.

Лэпбук о русских народных куклах-закрутках «Ниточка из прошлого»Лэпбук о русских народных куклах-закрутках «Ниточка из прошлого» Добрый день, уважаемые коллеги! В нашей группе уже давно функционирует мини-музей русской народной куклы закрутки, о котором я рассказывала.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над чистотой интонирования при разучивании русских народных потешек
Опубликовано: 6 января 2022 в 14:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД