Лариса Максимова
Работа над голосом (рекомендации для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические риниты, аденоидные разращения способствуют возникновению голосовых нарушений. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в результате в связи с неправильным его использованием: перенапряжение голосовых связок, вызываемое постоянно громкой, напряжённой речью, особенно в холодное время года, на улице. Неправильное использование тона голоса, не соответствующего диапазону голоса ребёнка. Бывает, дети подолгу подражают «писклявой» речи маленького ребёнка или говорят низким голосом «как папа». Всё это ведёт к проблемам в развитии голосового аппарата. Нарушения голоса могут возникнуть у детей, перенёсших заболевание носоглотки или верхних дыхательных путей и не соблюдавших во время заболевания или сразу после него щадящий режим для голоса. Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребёнка. Слишком застенчивый ребёнок часто говорит тихо, а дети, которые возбуждены, говорят на повышенных тонах. Если окружающие ребёнка взрослые постоянно говорят на повышенных тонах, то и дети невольно сами приучаются говорить так же. Или когда в помещении постоянный шум, взрослые громко слушают музыку, включают телевизор слишком громко, дети, что бы их услышали, вынуждены постоянно использовать громкий, напряжённый голос. Задачами окружающих ребёнка взрослых являются -развивать умение говорить без напряжения, вырабатывать привычку к соответствию голоса различным ситуациям (говорить тихо и громко, когда это нужно, развивать в играх основные качества голоса, его силу и высоту. Занимаясь с ребёнком дома, можно предложить ему произнести одну и ту же чистоговорку, считалку, потешку с различной силой голоса, показав ему, как это делается. Например, стихотворение В. Заславского «Тише, жабы» нужно читать тихо:
Публикация «Работа над голосом (рекомендации для родителей)» размещена в разделах
«Тише, жабы, ни гу-гу… Ходит цапля на лугу. Чтобы не было беды, наберите в рот воды»
А весё лую считалку нужно произносить громко:
«Ахи-ахи-ахи-ох, Маша сеяла горох. Уродился он густой- мы помчимся, ты постой!»
А вот в стихотворениях А. Шибаева нужно постоянно менять громкость голоса :
«Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько, ты слышишь?- Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит, уже барабанит!»
Развивать у детей внимание к своему голосу поможет игра «Заблудились мы в лесу и зовё м: ау- ау». Играя, ребёнок должен громко позвать своих друзей. А учить детей говорить шёпотом можно в игре «Уложили куклу спать, так давайте не мешать». Научить говорить низким и высоким голосом можно, инсценируя сказки. Мышка и лягушка в сказке «Теремок» говорят высоким голосом, а медведь низким. Стихотворение И. Токмаковой ребё нок может произнести на высоких тонах: «Мышонок встал на цыпочки, Он роста невеликого, Играет он на скрипочке, Тихонечко пиликает». А загадку про поездможно загадать низким голосом : «Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Я стучу, стучу, стучу. Я лечу, лечу, лечу, Опоздать я не хочу!»
Развиваем интонационную выразительность
Ребёнок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому при заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребёнка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. Попробуйте рассказать вместе с ребёнком любое стихотворение, например: «Маша варежку надела: - Ой, куда я пальчик дела? Нет ведь пальчика, пропал, в свой домишко не попал. Маша варежку сняла: - Поглядите- ка, нашла! Ищешь, ищешь, не найдёшь, Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности и чёткости речи. Артикуляция звуков ухудшается. Иногда отдельные звуки, слоги, слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов и фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат отчётливо, выразительно, красиво.