Эржена Гаранина
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
При планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей создаются условия в группах и музыкально-спортивном зале развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у наших воспитанников. Планируется проведение мероприятий, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников ДОУ способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования и др. Эти мероприятия проводятся совместно с родителями. На этапе проведенного мониторинга предметно — пространственной развивающей среды в ДОУ для выявления у детей различного вида способностей было выявлено, что в группах имеются центры и уголки для интеллектуального, познавательного, физического развития, исследовательской, экспериментальной деятельности. В этом году мы ставим перед собой задачу по обновлению и обогащению развивающей среду интересным оборудованием, новыми дидактическими играми, опытным материалом и красочными игровыми пособиями.
Публикация «Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников» размещена в разделах
Определение способностей ребёнка дошкольника. Тесты
1. Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка
Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:
• эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;
• образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д. ;
• гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.
Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.
1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?
2. Какое настроение было у тебя в этот день?
3. Каких животных ты увидел в зоопарке?
4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?
5. Опиши его.
• Какое оно по размеру, цвету?
• Каково его строение?
• Каким было его поведение?
6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?
7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.
2. Анализ рассказа
1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.
Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое, а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня.).
В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый, а не описание (лохматый, с хвостом, большой.).
В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить.).
2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.
В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой, а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).
В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.
В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на., как., такой же, как.).
3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.
В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.
Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.
Обработка результатов
Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.
3. Диагностика способностей к изобразительному творчеству
Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей можно предложить им два задания:
• тест «Круги» — на выявление творческих способностей;
• тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.
Тест «Круги»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.
Обработка результатов
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».
Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета, «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.
Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.
4. Тест «Домик»
Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.
Обработка результатов
За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины, дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.
3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.
4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.
5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.
Интерпретация результатов
• 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;
• 2—3 балла — средний уровень;
• свыше 4 баллов — низкий уровень.
Ниже дан пример рисунка 7-летнего ребенка с низким уровнем зрительно-моторной координации.
Если рисунок сильно отличается от образца, как в этом случае, необходимо проконсультироваться со специалистом — детским психологом, психоневрологом.
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности. Процесс выявления и развития склонностей у дошкольников и учащихся школ в целом одинаков.
Существует четыре метода для определения склонностей детей:
Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности учащихся : о чем больше всего спрашивает дети, что изучаю. Является одним из наиболее живых и простых методов.
Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую игру выбрал индивид какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов, чем учащихся школ.
Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников и учащихся. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние учащихся, и их творческий потенциал.
Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.
Положение о конкурсе посвященном «Дню Матери»
На тему «Мамин портрет»
2017 год.
Цели и задачи.
Цель: формирование ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к близким людям.
Задачи:
1. Содействие укреплению связей ДОУ и семьи.
2. Активизация творческих возможностей семей воспитанников МБДОУ.
3. Организация конкурса.
Подготовку, организацию и общее руководство конкурсом осуществляет организационный комитет в составе: (представители педагогического коллектива разновозрастной группы).
Непосредственное оценивание результатов участников конкурса возлагается на родителей и коллектива детского сада методом голосования.
4. Сроки проведения конкурса.
Конкурс проводится с 13.11.-24.11.2017года.
5. Участники конкурса.
Участниками конкурса являются воспитанники группы и их родители.
6. Порядок проведения конкурса.
Этапы проведения конкурса
I этап - организационный (13.11.-23.11.2017)
Цель: информировать родителей воспитанников о конкурсе «Мамин портрет», условиях его проведения и основных требованиях к представлению итоговых материалов.
II этап - исполнительский (13.11.-23.11.2017)
Требования к оформлению работ: работа может быть выполнена из любого материала (бумага, природный материал, бросовый материал, пряжа, ленты, ткань и т. д.).
III этап - оценочный (24.11.17г.)
Цель: подсчёт жюри голосов и выявление победителей.
Выставка всех работ и награждение победителей будет проходить на праздничном концерте, посвященном Дню матери,24.11.2017 г.
7. Критерии оценки:
- эстетичность оформления творческой работы;
- оригинальность, использование нетрадиционных технологий;
- степень участия детей в создании работы.
Положение о конкурсе на лучшию Новогоднюю поделку "Сказочная елочка" к Празднику "Новый год"
1. Общее положение
Настоящее положение разработано в целях формирования имиджа ДОУ,сохранение традиций коллектива, развитию творческих способностей и повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса на лучшую новогоднюю поделку к празднику «Новый год»
Смотр – конкурс проводится на базе МБДОУ Детский сад «Светлячок»
2. Цель и задачи смотра-конкурса
2.1. Смотр-конкурс способствует формированию имиджа ДОУ, сохранению традиций коллектива, развитию творческих способностей, воспитание эстетического вкуса.
2.2. Создание праздничной атмосферы и условий для полноценного и эмоционально-насыщенного восприятия праздника детьми.
2.3. Обеспечение условий для реализации творческого потенциала и повышения эстетической культуры педагогов ДОУ.
2.4. Создание условий для активного привлечения родителей (законных представителей) к участию в образовательном процессе ДОУ.
2.5. Развитие и поощрение детско-взрослых инициатив.
3. Участники смотра-конкурса
В смотре-конкурсе принимают участие сотрудники ДОУ, дети и их родители (законные представители).
5. Организация и порядок проведения смотра-конкурса
5.1. Смотр-конкурс проводится с 15.12.13г. по 27.12.13 г.
5.2. Оформить поделки к празднику и подготовить их к оценке жюри
6. Критерии оценки
Жюри оценивает новогоднюю поделку по следующим критериям:
Комплексность и общее композиционное решение;
Творческий подход;
Эстетичность оформления;
Креативность решений;
Организация творческого участия детей и родителей (законных представителей);
Аккуратность и безопасность исполнения.
7. Подведение итогов и награждение
7.1. Победители и участники награждаются почётными грамотами и сертификатами об участии.
7.2. Родители (законные представители, принимавшие самое активное участие в смотре-конкурсе, отмечаются на общем родительском собрании.
Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
При отборе игр целесообразно ориентироваться на особенности их содержания. Именно содержание игры определяет её образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей; от содержания зависит своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Вторая группа – спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, хоккей, теннис, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощёнными правилами.
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами ещё не доступны малышам. Совсем не проводят с детьми младшего дошкольного возраста спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Характеристика подвижных игр
Подвижные игры подразделяются на:
· Сюжетные игры;
· Бессюжетные игры;
· Игровые упражнения;
· Игры-забавы.
Сюжетные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.
В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик, ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.
Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.
В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.
Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.
Первыми бессюжетными играми младших дошкольников являются такие игры, как "Догоните меня", "Догоню". В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место - "домик", где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга.
Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.
Игровые упражнения. В игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.
Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре, особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий, как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.
Игры-забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели, основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.