Светлана Глущенко
Работа с детьми «Домашние животные и их детёныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Домашние животные и их детёныши».
Словарь:
Существительные:
кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, бык, козел, конь, баран, табун, стадо.
Глаголы:
мяукать, лаять, рычать, блеять, ржать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, играть, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, подковать, объ-ездить.
Прилагательные:
Публикация «Работа с детьми „Домашние животные и их детёныши“» размещена в разделах
пушистый, гладкий, рогатый, ласковый, упрямый, копытные, мо-лочные, бодливый, ловкий, неуклюжий, шустрый, игривый, забот-ливый.
Пальчиковая гимнастика
ПОЧЕМУ НЕ СПЯТ КОТЯТА?
Что случилось у котят? (Ритмично сжимают и раз-
Почему они не спят? жимают пальцы обеих рук.)
Почему буфет открыли, (Поочерёдно загибают
Чашку новую разбили. пальцы, начиная с боль- шо-го, сначала на правой, а затем на левой руке)
Уронили барабан,
Поцарапали диван?
Почему их лапки Влезли в чьи-то тапки?
С молоком разбили плошку,
Разбудили маму-кошку?
Почему порвали книжку?
Потому что ловят мышку.
Пальцами изображают коготки — «ловят мышку».)
В. Степанов
Пальчиковая гимнастика
ВОСКРЕСНАЯ ПРОГУЛКА
Три крысы в костюмах
и шапках из плюша,
Три утки в соломенных
шляпках для суши,
Три кошки с вуалью
прозрачной и тонкой,
Да три собачонки
без тёплой попонки
Пошли на прогулку
и встретили свинок,
Двух свинок в шелках
с головы до ботинок.
Но скоро ударил
раскатистый гром
И все по домам
побежали бегом.
(Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках одновременно на каждое название животного.)
(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Координация речи с движением «Пыльная песенка»
Цели: координация речи с движением. Развитие творческого во-ображения.
По полю дорожка кружит.
По дорожке лошадка бежит.
За лошадкой тележка звенит,
А в тележке собачка лежит.
Дорожка скрипит: скрип-скрип.
Лошадка бежит: цок-цок.
Тележка звенит: дзынь-дзынь.
А собачка с тележки: гав-гав.
А за ними дорожка пылится.
А за ними пылища клубится.
И несётся за ними песок
Через поле и наискосок.
И дорожка исчезла в пыли.
И лошадка пропала в пыли,
И тележки с собачкой не видно,
Только слышно,
как где-то вдали. Дорожка скрипит: скрип-скрип.
Лошадка бежит: цок-цок.
Тележка звенит: дзынь-дзынь.
А собачка с тележки. не лает,
Потому что собачка чихает: — АПЧХИ!
А. Усачёв (Делают «моталочку» перед грудью.)
(Высоко поднимают колени.)
(Ударяют ладонями по бокам.)
(Укладывают ладони под щёку.)
(Ладони скользят друг о дружку.)
(Кулаками — тук-тук.) (Потряхивают ки-стями рук.) (Делают хватательные дви-
ладонями.) (Приседают и медленно поднима-ются, делая вращательные движения рука-ми.)
(Делают «моталочку».) (Высоко поднимают колени.)
(Ударяют ладонями по бокам.) (Приклады-ваютруки к уху.)
(Ладони скользят друг о
дружку.)
(Кулаками — тук-тук.)
(Потряхивают кистями
рук.)
(Удивляются, пожимают
плечами.)
(«Чихают».)
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразитель-ность речи.
КОШКИ-МЫШКИ
Сказала Кошка Мышке:
— Давай с тобой дру-жить!
— И будем этой друж-бой
— До смерти дорожить.
— Боюсь, — сказала Мышка, — Что цель твоя близка,
И будет наша дружба
Предельно коротка!
-Ну что ж! — сказала Кошка.
— Могу тебя понять!
Я вижу, что смекалки
У мышек не отнять!
С. Михалков
Игра «Путаница» («Кто где живет?»)
Цели: развивать слуховое внимание, связную речь. Ход игры. Воспита-тель предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку. Например:
Кошка живет в конуре. — Кошка живет в доме. Лошадь живет в сви-нарнике. — Лошадь живет в конюшне.
Игра «У кого пропал детеныш?»
Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия детёнышей животных.
Ход игры. На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам. Затем воспитатель одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш «потерялся».
Игра «Что забыл раскрасить художник?»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжа-тельных прилагательных); развивать зрительное внимание и наблюда-тельность.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, на ко-торой изображены домашние животные, и спрашивает, кого нарисовал художник. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого животного не раскрашена одна деталь. Что не раскрашено у каждого животного?
Например:
У коровы не раскрашены коровьи рога. У кошки не раскрашена коша-чья лапа. И т. д.
Игра «Кто лишний?»
Цели: развивать логическое мышление, учить связному монологиче-скому высказыванию, закреплять обобщающие понятия «дикие жи-вотные» и «домашние животные».
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки и предла-гает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди животных лиш-нее и объясняет свой выбор.
Например: Лиса лишняя, т. к. она — дикое животное, все остальные — домашние.
Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю картинку себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать количество сло-гов в названии лишнего животного на картинке.
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать имена существительные с числительными.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посчитать домашних живот-ных. Игру можно проводить с мячом.
Например: один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.
Игра «Праздник у животных»
Цели: уточнять представления детей о том, чем питаются домашние животные, развивать связную речь.
Ход игры. На столе предметные картинки с изображением угощений для разных животных. У детей — изображения этих домашних живот-ных. Дети должны найти угощение для своих животных.
Например:
У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.
Игра «Расставь по загонам»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображения домашних животных и три загона, объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, названия которых состоят из одного сло-га, во второй загон — из двух слогов, в третий — из трёх слогов. Дети по одному выходят к доске, выбирают животных, чётко произносят их названия по слогам и ставят рисунки в соответствующие «загоны».
Слова: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова,
лошадь.
Игра «Отгадай слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить выделять первый и последний звук в слове. Ход игры. Воспитатель раскладыва-ет на столе картинки с изображением домашних животных и предла-гает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце иг-ры подсчитывается результат. Например: Первый звук [с], последний — [а] (собака).
«Кто чем питается?» Усвоение категории творительного падежа. Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой и т. д.
«Кто в домике?». Усвоение названий детенышей животных. Составление предложений с предлогом с.
Воспитатель показывает картинки, а дети составляют пред-ложения.
В домике кошка с котятами. В домике собака со щенятами. В домике свинья с поросятами. В домике лошадь с жеребята-ми. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.
«Кто кем будет?» Закрепление названий детенышей жи-вотных. Развитие логического мышления. Усвоение категории творительного падежа.
Щенок будет. (собакой). Котенок бу-дет. (кошкой). Жеребенок будет. (лошадью). Ягненок бу-дет. (овцой). Козленок будет. (козой). Теленок бу-дет. (коровой). Поросенок будет. (свиньей).
«Предложение договори и его ты повтори».
Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных.
Котенок лакает, а котята. (лакают). Теленок мычит, а те-лята. (мычат). Щенок бежит, а щенята. (бегут). Козленок скачет, а козлята. (скачут). Поросенок ест, а порося-та. (едят). Жеребенок прыгает, а жеребя-та. (прыгают). Ягненок жует, а ягнята. (жуют).
• «Кто хозяин?» Употребление притяжательных прилага-тельных.
Воспитатель показывает детям части тела домашних жи-вотных и задает им вопросы: «Чей хвост? Чья голова?» Дети отвечают: «Это лисий хвост. Это волчья голова». И т. д.
• Речевая подвижная игра «Котик и козлик». Импровизация движений.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОТЁНОК
Котёнок был такой прекрасный!
Котёнок был такой несчастный!
На лапках он едва стоял
И так смотрел, и так дрожал
От мягких ушек до хвоста.
Он был, конечно, сирота.
Он мне мяукнул: «Выручай!»
Сказала мама: «Не мечтай».
Он промяукал мне: «Спаси!»
Сказала мама: «Не проси».
Он всхлипнул заморгал глазами
И перелез на туфлю к маме.
Вздохнула мама: «Как тут быть?»
Я закричал: «Усыновить!»
В. Лунин
ПОДАРОК
Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка —
Пёсик маленький, живой.
Уши мягкие, как тряпки,
Нос — как пуговка звонка,
Неуверенные лапки
Разъезжаются слегка.
Шелковистой тёплой спинкой
Жмётся ласково к ногам.
Не игрушку, не картинку —
Друга подарили нам!
М. Стрёмин
Игра «Кто самый нужный?»
Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому вы-сказыванию, активизировать словарь детей по лексической теме «До-машние животные».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ, поста-раться объяснить, для чего то или иное животное нужно человеку.
Однажды на скотном дворе разразился спор. Домашние животные ре-шали, кто из них нужнее человеку.
— Я — самая нужная, — мычала корова, — потому что.
Нет я, — блеяла овца, — я.
— А я, — визжала свинья, —.
— Вы про меня забыли! — заржал конь. — Без меня человек не сможет.
— Спорь, не спорь, — вставила собака. — Я всё же нужнее.
А как ты думаешь? Кто из животных нужнее? (Все животные -нужны по-своему.)
С. Чешева
Текст для пересказа
кто хозяин?
Большую чёрную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Мальчики вместе ухаживали за со-бакой. Жук поправился. Каждому из мальчиков хотелось быть его хо-зяином. Они много спорили, кто хозяин. Спор всегда кончался ссорой.
Однажды шли мальчики с собакой лесом. Вдруг выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю.
Ваня быстро влез на дерево, а Коля схватил палку и бросился на по-мощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал овчарок. Лесник спросил мальчика, чья собака.
— Моя, — сказал Коля.
Ваня промолчал.
По В. Осеевой
Вопросы:
Как звали собаку? Какая она была?
Где Коля и Ваня подобрали Жука? Что с ним случилось?
Чего хотелось каждому из мальчиков?
Что случилось однажды в лесу?
Что сделал Ваня? А Коля?
Кто прибежал на шум?
О чём спросил лесник?
Что ответил Коля? Почему Ваня промолчал?
Текст для пересказа с дополнительным заданием
КРОЛИК
Папа купил кролика. Кролик очень красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.
Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен
Вопросы: Кого купил папа? Как выглядит кролик? Что делает кролик?
Задание: Пересказать, употребляя слово «кролик» во множественном чис
Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам:
«Лошадь — это домашнее травоядное животное. Она питается травой и овсом. У нее есть туловище, голова, грива, морда, хвост, четыре ноги, на ногах — копыта. Тело лошади покрыто шерстью. Лошадь — друг человека. Она помогает ему перево-зить грузы, работать в поле».
Загадки про домашних животных
Мы вымыли руки,
Мы сели за стол.
А он - неумытый
Обедать пришёл.
И с ним бесполезна
Любая беседа:
Он вымоет лапки,
Но после обеда!
(Кот)
Кто поёт, закрывши рот?
Рот откроет — не поёт.
Ходит поступью неслышной,
Не боится темноты.
И хотя он в шубе пышной,
Любит греться у плиты.
(Кот)
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усищи-спицы,
Он мурлычет, он поёт,
Только мыться он боится.
Угадали? Это.
(Кот)
У него четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей.
(Кот)
Почему лапки кота называют «цап-царапки»?
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет,
Всё вокруг прекрасно видит.
(Кот)
Глазки -
Вишенки зелёные,
В лапках -
Сабельки точёные.
(Кошка)
Что за зверь
Со мной играет:
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки!
(Котёнок)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк.
(Собака)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух.
(Собака)
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать -
И не хочет отдавать.
(Щенок)
По лужайке с травкою
Я хожу и чавкаю.
У забора с дыркою
Я стою и фыркаю.
У реки с осокою
Я лежу и чмокаю.
Хвостик закорюкою -
Радуюсь и хрюкаю!
(Свинья)
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын.
(Поросенок)
Ходит бочка, хвост крюч-ком,
Роет землю пятачком.
А рядышком - бочонки:
Мальчишки и девчонки.
И тоже с пятачками,
И хвостики крючками.
(Свинья с поросятами)
Это кочка?
Нет, не кочка.
Это бочка?
Нет, не бочка.
Может, тыква с хвостиком
Забежала в гости к нам,
Под крылечко юркнула
И довольно хрюкнула?
Поросёнок)
Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!"
(Коза)
Чуть больше зайчика разме-ра,
Всегда он кушает без меры.
Всегда активный и не злой,
Пушистый, милый он такой.
И ушки длинные имеет,
Перед морковкой сладко млеет.
Ты назови без боли и без ко-лик,
Ведь это всем знакомый…
(Кролик)
С бородой
На свет явился
И ни разу
Не побрился.
(Козёл)
В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавески на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на грядку.
(Коза)
Я видел когда-то,
Я видел, ребята,
Как дедушка с внуком
Бежали куда-то.
Спешили куда-то,
Трусили куда-то -
И дед бородатый,
И внук бородатый!
(Легко догадается даже ре-бёнок,
Что это бежали. и)
(Козёл и козлёнок)
Раннее утро.
Уходят рога,
Тихо мыча,
В заливные луга:
Травы щипать
И неспешно пастись -
Вкусным, парным
Молоком запастись.
(Корова)
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуё т:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.
(Корова)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
(Корова)
Хоть крепки мои копыта
И остры мои рога,
Я добра и не сердита,
Нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: "Му-му!
Молочка налить кому?"
(Корова)
Пашет землю
Трактор без колёс.
Для него горючее -
Овёс.
(Конь)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес.
(Лошадь)
Солнце светит. Свищут птицы.
Тут и там ручьи журчат.
А по лугу мчат копытца
И стучат, стучат, стучат.
Это кто ж такой игривый
Так несётся что есть сил
И, плеща волнистой гривой,
Хвост по ветру распустил?
(Жеребёнок)
Я знаком давно тебе,
Говорю я: "Бе-бе-бе!"
У меня крутые рожки,
В башмачках-копытцах нож-ки.
(Барашек)
Примчались к речонке
Водицы напиться
В кудрявой шубёнке
Четыре копытца.
Рожки наклонили,
Ножки подломили,
Полакали - и бегом
К маме заспешили.
(Ягнёнок)
Похожий на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь
Упрямец ужасный.
(Осёл)
Посмотрите-ка, ребятки, -
Это родственник лошадки!
Он, сестрица, братец, мама,
Дед и папа - все упрямы!
(Ослик)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Кролик)
Уши странные, большие,
У него они такие.
Прыгать может высоко
Не поймать его легко.
И морковку обожает,
Без нее он так страдает.
Пишем два, и пишем нолик,
Перед нами братец…
(Кролик)