Папки-передвижки

Работа с глиной как средство развития творческих способностей детей 4–6 лет

Светлана Коротич
Работа с глиной как средство развития творческих способностей детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей дошкольников является знакомство с народно-прикладным искусством русского народа. Народное творчество учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, формирует художественный вкус, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы, воспитывает чувство уважения к людям труда, чувство гордости к Родине, природе,

Публикация «Работа с глиной как средство развития творческих способностей детей 4–6 лет» размещена в разделах

Очень красиво и доступно пониманию детей дошкольного возраста искусство дымковского промысла. Лепка дымковских игрушек проста и понятна детям, так как основана на опыте работы дымковских народных мастеров. Эта техника, основанная на лепке из целого куска глины или комбинированным путем, побелке готовых изделий мелом и нанесении узоров дымковской росписи, способствует развитию творческой фантазии и воображения детей. Кроме того, она укрепляет мелкую моторику кистей и пальцев рук, усидчивость, внимание, самоконтроль, что, в свою очередь, формирует психологическую готовность к школьному обучению. Старший дошкольник осознаёт себя на пороге школы и, как правило, с удовольствием готовится к ней.

Лепка из глины — это творчество, которое помогает развивать не только воображение, но и мелкую моторику, а следовательно и умственные способности детей.

Для детского творчества и начинающих рукодельников лучше всего выбрать полимерную самозатвердевающую глину. С ней удобно работать, она легко разминается и быстро сохнет. Но обязательно нужно соблюдать условия хранения, иначе она затвердеет в упаковке.

Натуральная глина для лепки

Натуральная глина получается за счет эрозии горных пород. Ее использовали еще с самых древних времен для создания предметов домашнего обихода и даже украшений. Сегодня из нее также можно сделать все что угодно, главное правильно развести глиняную массу.

Если вы раздобыли натуральную глину, сначала ее нужно просеять от мусора и выбрать примеси, если они есть. Затем глину дробят до состояния порошка и заливают горячей водой. Когда она набухнет, положите ее на стол и мните как тесто. У вас должна уйти лишняя вода и пузырьки воздуха. Для работы ее можно использовать, когда смесь станет похожей на пельменное тесто. Она не должна липнуть к рукам. Хорошее глиняное <;<тесто>> крутое и пластичное. Также нужно помнить, что такая глина сама не затвердеет, ее обязательно нужно обжигать.

Что нужно для лепки из полимерной глины

Тем кто первый раз сталкивается с полимерной глиной часто сложно разобраться в многообразии инструментов. Но для начала нужно совсем не много, список можно дополнять со временем.

В первую очередь вам нужен акриловый валик, чтобы раскатывать глину. Его можно заменить любым гладким цилиндр-им предметом. Можно взять стакан, лак для волос и др. Если есть финансовые возможности, то приобретите паста-машину. Она сэкономит много времени и изделия будут болеет качественные. Работать можно на любой гладкой поверхности.

Также понадобятся и режущие инструменты. Можно использовать канцелярский нож, или приобрести специальные ножи.

Кроме этого:

Для оформления изделий используют стеки.

Пригодятся вам и катеры. Это разные металлические формы, которые можно заменить домашними предметами обихода: крышечки, трубочки или ненужные формы для выпечки.

Зубочистки помогут подцепить мелкий элемент, сделать декор и многое другое.

Фактурные листы придадут поделкам рельефную красивую поверхность.

Если вы творите из запекаемой глины, то вам понадобится духовка. Чтобы каждый раз не мыть ее после сушки глины, а это обязательно, запекайте ее в специальном пищевом рукаве.

Этапы работы с глиной.

I этап

Изделие вылепливается и высушивается;

II этап

Высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается) влажной салфеткой;

III этап

Оправленное изделие обжигается, грунтуется, расписывается.

Основные способы лепки.

1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.

2. Пластический способ – лепка из целевого куска глины.

3. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов.

4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т. д.).

5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины.

6. Способ выбирания глины стекой.

При присоединении частей изделия используются приё мы: прижать, примазать, вдавить, загладить.

Последовательность лепки народных глиняных игрушек

Последовательность лепки гжельской собачки.

Скатывание шарика.

Превращение шарика в толстую лепёшку.

Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на глину.

С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.

Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.

С двух сторон головы вытягиваем ушки и нос собачки.

Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.

Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки

Последовательность лепки гжельской кошечки.

Скатывание шарика.

Скатывание лепёшки с выделением головы.

Вытягивание лапок.

Вытягивание хвоста и ушей.

Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.

Уточнение деталей.

Последовательность лепки Полкана - кентавра

(каргопольская игрушка).

Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее.

Лепить туловище коня.

Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.

Последовательность лепки каргопольской барышни.

Сначала слепить туловище с головой (торс).

Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.

Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба. Фигурка барыни приземистая, крепкая.

Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка - более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки.

Последовательность лепки дымковской барышни.

1. Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус, всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.

Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.

На шее укрепляют шарик - голову.

К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.

Последовательность лепки дымковского коня.

1. Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют

ноги коню.

Налепляют на заготовку туловища голову и шею.

Делают конусообразные уши и крученым жгутом - гриву и хвост.

Конь готов. Можно посадить на коня всадника - и готова новая игрушка.

Последовательность лепки дымковского индюка.

Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.

Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.

Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).

Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

Оформляем оборками крылья и хвост.

Последовательность лепки Птицы- Сирина (каргопольская игрушка).

Исходная форма – удлиненный овоид или широкий цилиндр.

Концы полученной формы неравномерно загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже.

Легким движением формируем ноги.

Шею слегка изгибаем, формируем на ней головку – слегка оттягиваем и закругляем. Вытягиваем клюв, формируем хвост.

Вытягиваем крылья и украшения для головы.

Последовательность лепки филимоновской птички.

1. Берем кусок глины.

2. Лепим два глиняных шарика : один (побольше) для туловища, другой – для подставки.

3. Раскатываем колбаску, сгибаем ее.

4. Вылепляем голову, клюв, бородку, гребешок. Соединяем с подставкой.

Последовательность лепки коргопольского медведя пластическим способом.

Раскатываем глину в форме овоида.

С помощью стеки нижний край делим пополам для лепки лап.

Вытягиваем лапы и формируем голову.

Выделяем мелкие детали (хвост и уши).

Придаем заглаживаем фигурку.

Последовательность лепки каргопольского коня пластическим способом.

Заготавливаем цилиндрик шириной с ладонь.

Затем начинаем постепенно изгибать заготовку под прямым углом.

Короткая вертикальная часть превратиться в голову коня и шею.

Более длинную часть изгибаем дугой – это туловище фигурки.

Стекой делаем глубокие надрезы с двух сторон туловища.

Из надрезов формируем передние, задние ноги коня и хвост.

Вытягиваем голову и гриву. Формируем ушки.

Готовую фигурку сушим и расписываем темперными красками.

Последовательность конструирования и раскрашивания дымковской барышни – франтихи.

Вырезать детали барышни по контуру.

Раскрасить две половинки верхней части.

Отделить линией шляпу и закрасить переднюю и заднюю ее части, нарисовать волосы и части лица: брови – тонкие дужки, глаза – черные точки, рот - красная точка, щеки – небольшие красные кружки.

Простым карандашом разделить половинку круга на четыре части – провести линии от центра к краю круга и нарисовать в каждой части кольца нижнего ряда, потом на линиях нарисовать кольца второго ряда меньшей величины.

Дорисовать мелкие детали украшения юбки.

Намазать клеем незакрашенную половину круга и свернуть так, чтобы закрыть ее узорчатой половиной. Обжать верхушку конуса.

Намазать клеем верхнюю часть игрушки и прикрепить ее (от талии) на обжатую часть конуса.

Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их.

Как получить шарообразную форму.

Раскатать кусочек глины круговыми движениями;

Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности;

Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев; при таком способе

получаются очень маленькие шарики.

Как получить цилиндрическую форму.

Раскатать кусочек пластилина (глины) в ладонях продольными движениями туда - обратно;

Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;

Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

Как преобразовать форму шара.

Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс;

Оттянуть с одной стороны;

Раскатать и при необходимости согнуть;

Сплющить между ладонями в диск;

Раскатать в конус;

Сплющить с одной стороны в полусферу;

Сделать углубление пальцами или карандашом.

Как преобразовать форму цилиндра.

Свернуть в кольцо;

Скрутить в спираль;

Сплющить с ленту;

Раскатать в конус;

Свить или сплести 2-3 колбаски.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с глиной как средство развития творческих способностей детей 4–6 лет
Опубликовано: 28 июля 2021 в 21:38
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с глиной как средство развития творческих способностей детей 4–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коротич (УИ 1229322) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД