Светлана Коротич
Работа с глиной как средство развития творческих способностей детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей дошкольников является знакомство с народно-прикладным искусством русского народа. Народное творчество учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, формирует художественный вкус, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы, воспитывает чувство уважения к людям труда, чувство гордости к Родине, природе,
Публикация «Работа с глиной как средство развития творческих способностей детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Очень красиво и доступно пониманию детей дошкольного возраста искусство дымковского промысла. Лепка дымковских игрушек проста и понятна детям, так как основана на опыте работы дымковских народных мастеров. Эта техника, основанная на лепке из целого куска глины или комбинированным путем, побелке готовых изделий мелом и нанесении узоров дымковской росписи, способствует развитию творческой фантазии и воображения детей. Кроме того, она укрепляет мелкую моторику кистей и пальцев рук, усидчивость, внимание, самоконтроль, что, в свою очередь, формирует психологическую готовность к школьному обучению. Старший дошкольник осознаёт себя на пороге школы и, как правило, с удовольствием готовится к ней.
Лепка из глины — это творчество, которое помогает развивать не только воображение, но и мелкую моторику, а следовательно и умственные способности детей.
Для детского творчества и начинающих рукодельников лучше всего выбрать полимерную самозатвердевающую глину. С ней удобно работать, она легко разминается и быстро сохнет. Но обязательно нужно соблюдать условия хранения, иначе она затвердеет в упаковке.
Натуральная глина для лепки
Натуральная глина получается за счет эрозии горных пород. Ее использовали еще с самых древних времен для создания предметов домашнего обихода и даже украшений. Сегодня из нее также можно сделать все что угодно, главное правильно развести глиняную массу.
Если вы раздобыли натуральную глину, сначала ее нужно просеять от мусора и выбрать примеси, если они есть. Затем глину дробят до состояния порошка и заливают горячей водой. Когда она набухнет, положите ее на стол и мните как тесто. У вас должна уйти лишняя вода и пузырьки воздуха. Для работы ее можно использовать, когда смесь станет похожей на пельменное тесто. Она не должна липнуть к рукам. Хорошее глиняное <<тесто>> крутое и пластичное. Также нужно помнить, что такая глина сама не затвердеет, ее обязательно нужно обжигать.
Что нужно для лепки из полимерной глины
Тем кто первый раз сталкивается с полимерной глиной часто сложно разобраться в многообразии инструментов. Но для начала нужно совсем не много, список можно дополнять со временем.
В первую очередь вам нужен акриловый валик, чтобы раскатывать глину. Его можно заменить любым гладким цилиндр-им предметом. Можно взять стакан, лак для волос и др. Если есть финансовые возможности, то приобретите паста-машину. Она сэкономит много времени и изделия будут болеет качественные. Работать можно на любой гладкой поверхности.
Также понадобятся и режущие инструменты. Можно использовать канцелярский нож, или приобрести специальные ножи.
Кроме этого:
Для оформления изделий используют стеки.
Пригодятся вам и катеры. Это разные металлические формы, которые можно заменить домашними предметами обихода: крышечки, трубочки или ненужные формы для выпечки.
Зубочистки помогут подцепить мелкий элемент, сделать декор и многое другое.
Фактурные листы придадут поделкам рельефную красивую поверхность.
Если вы творите из запекаемой глины, то вам понадобится духовка. Чтобы каждый раз не мыть ее после сушки глины, а это обязательно, запекайте ее в специальном пищевом рукаве.
Этапы работы с глиной.
I этап
Изделие вылепливается и высушивается;
II этап
Высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается) влажной салфеткой;
III этап
Оправленное изделие обжигается, грунтуется, расписывается.
Основные способы лепки.
1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.
2. Пластический способ – лепка из целевого куска глины.
3. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов.
4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т. д.).
5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины.
6. Способ выбирания глины стекой.
При присоединении частей изделия используются приё мы: прижать, примазать, вдавить, загладить.
Последовательность лепки народных глиняных игрушек
Последовательность лепки гжельской собачки.
Скатывание шарика.
Превращение шарика в толстую лепёшку.
Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на глину.
С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.
Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.
С двух сторон головы вытягиваем ушки и нос собачки.
Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.
Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки
Последовательность лепки гжельской кошечки.
Скатывание шарика.
Скатывание лепёшки с выделением головы.
Вытягивание лапок.
Вытягивание хвоста и ушей.
Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.
Уточнение деталей.
Последовательность лепки Полкана - кентавра
(каргопольская игрушка).
Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее.
Лепить туловище коня.
Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.
Последовательность лепки каргопольской барышни.
Сначала слепить туловище с головой (торс).
Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.
Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба. Фигурка барыни приземистая, крепкая.
Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка - более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки.
Последовательность лепки дымковской барышни.
1. Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус, всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.
Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.
На шее укрепляют шарик - голову.
К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.
Последовательность лепки дымковского коня.
1. Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют
ноги коню.
Налепляют на заготовку туловища голову и шею.
Делают конусообразные уши и крученым жгутом - гриву и хвост.
Конь готов. Можно посадить на коня всадника - и готова новая игрушка.
Последовательность лепки дымковского индюка.
Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.
Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.
Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).
Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.
Оформляем оборками крылья и хвост.
Последовательность лепки Птицы- Сирина (каргопольская игрушка).
Исходная форма – удлиненный овоид или широкий цилиндр.
Концы полученной формы неравномерно загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже.
Легким движением формируем ноги.
Шею слегка изгибаем, формируем на ней головку – слегка оттягиваем и закругляем. Вытягиваем клюв, формируем хвост.
Вытягиваем крылья и украшения для головы.
Последовательность лепки филимоновской птички.
1. Берем кусок глины.
2. Лепим два глиняных шарика : один (побольше) для туловища, другой – для подставки.
3. Раскатываем колбаску, сгибаем ее.
4. Вылепляем голову, клюв, бородку, гребешок. Соединяем с подставкой.
Последовательность лепки коргопольского медведя пластическим способом.
Раскатываем глину в форме овоида.
С помощью стеки нижний край делим пополам для лепки лап.
Вытягиваем лапы и формируем голову.
Выделяем мелкие детали (хвост и уши).
Придаем заглаживаем фигурку.
Последовательность лепки каргопольского коня пластическим способом.
Заготавливаем цилиндрик шириной с ладонь.
Затем начинаем постепенно изгибать заготовку под прямым углом.
Короткая вертикальная часть превратиться в голову коня и шею.
Более длинную часть изгибаем дугой – это туловище фигурки.
Стекой делаем глубокие надрезы с двух сторон туловища.
Из надрезов формируем передние, задние ноги коня и хвост.
Вытягиваем голову и гриву. Формируем ушки.
Готовую фигурку сушим и расписываем темперными красками.
Последовательность конструирования и раскрашивания дымковской барышни – франтихи.
Вырезать детали барышни по контуру.
Раскрасить две половинки верхней части.
Отделить линией шляпу и закрасить переднюю и заднюю ее части, нарисовать волосы и части лица: брови – тонкие дужки, глаза – черные точки, рот - красная точка, щеки – небольшие красные кружки.
Простым карандашом разделить половинку круга на четыре части – провести линии от центра к краю круга и нарисовать в каждой части кольца нижнего ряда, потом на линиях нарисовать кольца второго ряда меньшей величины.
Дорисовать мелкие детали украшения юбки.
Намазать клеем незакрашенную половину круга и свернуть так, чтобы закрыть ее узорчатой половиной. Обжать верхушку конуса.
Намазать клеем верхнюю часть игрушки и прикрепить ее (от талии) на обжатую часть конуса.
Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их.
Как получить шарообразную форму.
Раскатать кусочек глины круговыми движениями;
Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности;
Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев; при таком способе
получаются очень маленькие шарики.
Как получить цилиндрическую форму.
Раскатать кусочек пластилина (глины) в ладонях продольными движениями туда - обратно;
Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;
Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.
Как преобразовать форму шара.
Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс;
Оттянуть с одной стороны;
Раскатать и при необходимости согнуть;
Сплющить между ладонями в диск;
Раскатать в конус;
Сплющить с одной стороны в полусферу;
Сделать углубление пальцами или карандашом.
Как преобразовать форму цилиндра.
Свернуть в кольцо;
Скрутить в спираль;
Сплющить с ленту;
Раскатать в конус;
Свить или сплести 2-3 колбаски.