Уьун Ньургууна
Работа с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Справочник руководителя дошкольного учреждения
Организация работы с одаренными детьми в ДОУ
19 ноября 2021
2993
Работа с одаренными детьми в ДОУ – важный элемент образовательного процесса. В статье раскрыты особенности организации такой деятельности, методики выявления способных детей в условиях дошкольного учреждения, представлены рекомендации по организации воспитательного процесса.
Содержание
Система работы с одаренными детьми в ДОУ
Публикация «Работа с одаренными детьми» размещена в разделах
Как организовать работу с одаренными детьми
Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ
Рекомендации педагогам по воспитанию одаренных детей
Дошкольное детство – самый плодотворный период для развития способностей ребенка. Характерные особенности этого возраста: повышенная впечатлительность, познавательная активность, потребность в умственной нагрузке. Малышам свойственны конкретность и яркость восприятия образов, интуиция и творческое воображение, фантазия и нестандартное мышление. Работа с одаренными детьми в ДОУ нацелена на то, чтобы своевременно выявлять и развивать неординарные способности воспитанников.
Что же такое одаренность и какие типы ее бывают? В. А. Сухомлинский писал: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Существует несколько типов одаренности, в частности:
интеллектуальная – о таких детях говорят «светлые головы». Они обладают глубокими знаниями, умеют самостоятельно их получать и пользоваться ними. В педагогической практике таких детей называют «вундеркиндами»;
академическая – воспитанники обладают высоким интеллектом, при этом на первый план выходят способности к обучению;
организаторская – характеризуется способностью понимать партнеров, чувствовать их эмоциональное состояние, легко решать конфликты, уметь организовывать сверстников в игровых ситуациях, добиваться результатов;
художественная одаренность – проявляется в способностях к музыке, танцам, живописи, сценической деятельности, скульптуре;
психомоторная (спортивная) – у детей такого типа развита быстрота реакции, энергичность, легкость в движении, физическая выносливость, стремление к участию во всевозможных соревнованиях.
Система работы с одаренными детьми в ДОУ
Способности одаренных детей отличаются от возможностей их сверстников, поэтому при организации образовательного процесса воспитатели применяют дифференцированный подход. Первая категория детей получает более сложные варианты заданий в группах или индивидуально. Такой подход придает образовательному процессу творческий характер.
Рассмотрим особенности системы работы с одаренными детьми в ДОУ.
На первом этапе выявляются обучающиеся, которые относятся к данной категории, после они вносятся в картотеку. Тут же происходит разработка индивидуальных форм обучения, в воспитательный процесс внедряются интерактивные технологии, в организации образовательной среды используются активные методы и формы.
На втором этапе происходит формирование новой образовательной среды, в которой воспитанники реализуют свои индивидуальные возможности и достижения.
На третьем этапе происходит анализ деятельности и реализации программ по работе с одаренными детьми.
Как организовать работу с одаренными детьми
Выявление одаренных детей осуществляют по нескольким направлениям. Наиболее доступный и простой способ – наблюдение в процессе образовательной деятельности ДОУ. Результаты наблюдений заносят в специальные анкеты для родителей и педагогов. Более сложный – индивидуальное обследование. Проводят при помощи интервью, бесед. Реже выполняют тестирование – специальные игры-задания с использованием профильных методик.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий, за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Обязательным условием является эффективность работы с одаренными детьми. Организация такой деятельности в ДОУ предполагает соблюдение определенных условий, в частности:
наличие в штате высококвалифицированных подготовленных педагогов;
качественно организованная предметно-развивающая среда;
создание доброжелательной, заботливой и поощрительной атмосферы для формирования у малышей чувства собственной значимости;
использование нетрадиционных приемов и методов, игровых технологий;
организация в ДОУ кружковой работы для развития творческого потенциала;
сотрудничество с семьей воспитанников.
Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ
Одаренный ребенок, как и другие дети, испытывает трудности в образовательной деятельности. Поэтому при работе очень важно понимать, с какими именно особенностями таких воспитанников может встретиться педагог.
Частые проблемы в работе с одаренными детьми :
Стремление к совершенству. Воспитанники не могут успокоиться, пока не достигнут высшего уровня во всем. Педагог должен не потерять эту жилку и использовать ее для развития способностей ребенка.
Ощущение неуязвимости. Преобладает критическое отношение к себе. Дети на ура воспринимают победы и очень серьезно переживают поражения.
Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству – и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
Потребность во взрослом внимании. Воспитанники более требовательны к взрослым, что может повлечь разногласия между ними и другими детьми.
Нетерпимость. Одаренные дети могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Учет этих проблемных зон, своевременное выявление и работа над ними, позволят построить работу более эффективно.
Организация работы с одаренными детьми в ДОУ включает грамотно выстроенное взаимодействие с родителями. Деятельность ведется в четырех направлениях: психологическое сопровождение семьи способного ребенка; разработка информационной среды для родителей; совместная практическая деятельно семьи; поддержка со стороны учреждения.
Рекомендации педагогам по воспитанию одаренных детей
Немаловажными являются требования к личностным и квалификационным качествам педагога.
Воспитатель должен обладать:
высокими интеллектуальными способностями для нивелирования интеллектуального разрыва между ним и ребенком;
достаточной компетентностью для выявления способностей у дошкольников и вывода их на новый уровень развития;
опытом работы с одаренными детьми;
теоретической и методической подготовкой, иметь представление о моделях работы с воспитанниками;
умением выявлять способных детей, составлять учебные индивидуальные программы;
умением создавать такие условия, при которых дошкольники смогут научиться заниматься, то есть овладевать приемами учебной деятельности и достигать определенных результатов.
В работе с одаренными детьми нужно избегать двух моментов: подчеркивания особенностей ребенка в среде сверстников (возведение их на пьедестал, публичного игнорирования способностей и успехов детей. Выполняя эти требования, педагог легко сможет справиться с поставленной задачей.
Залог успеха – поддержка и развитие индивидуальности ребенка. Нужно не растерять и не затормозить рост его способностей.