Папки-передвижки

Работа с одаренными детьми на занятиях по вокалу в творческом объединении Дома детского творчества

Юрий Щуревич
Работа с одаренными детьми на занятиях по вокалу в творческом объединении Дома детского творчества

Работа с одаренными детьми в творческом объединении «Удивительное Шоу» МКУ ДО Дома детского творчества г. Бирюсинска.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много и таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Публикация «Работа с одаренными детьми на занятиях по вокалу в творческом объединении Дома детского творчества» размещена в разделах

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

В своей работе с одаренными детьми я считаю основной задачей - раскрытие этого «нового мира» ребенка, его индивидуальной творческой личности.

Немного о предмете.

Целью предмета вокала является развитие голоса

Школа вокала включает в себя :

-постановку голоса и дыхания;

- развитие и укрепление голосового аппарата;

-расширение голосового диапазона, объема и силы звучания;

-освоение техники звукоизвлечения;

-раскрытие природных способностей;

-развитие музыкального слуха;

-развитие образного и логического мышления;

-развитие общего кругозора, что способствует воспитанию духовности,

активной гражданской позиции.

Занятия по вокалу - это индивидуальная, гибкая система работы с учетом индивидуальных особенностей и желаний каждого обучающегося.

Уроки вокала дают уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру вокальной музыки, в тоже время это и хорошая релаксация, т. к. пение - это свободный и естественный процесс, который связан с эмоциональным расслаблением организма.

Занятия вокалом позволяют снять внутреннее напряжение, зажатость, усталость, предоставляют ребенку возможность творческого самовыражения его личности.

Обучение вокалу увеличивает звучность голоса, выявляет тембр, обертоны голоса, развивает музыкальность.

У детей, обучающихся вокальной технике, улучшается дикция, укрепляется дыхательная система, нарабатываются универсальные навыки, позволяющие исполнять вокальные произведения на высоком техническом уровне.

Вся работа ориентируется на обучение управления голосом, преодоление в процессе пения трудностей, а также формирования вкуса и собственного сценического имиджа, развития артистизма, исполнительской свободы, профессиональных речевых навыков, способности к самоанализу, уверенности в себе, снятия психологических барьеров и страха публичных выступлений.

Обучение вокалу - это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться петь за несколько занятий практически не возможно. Чтобы овладеть правильной техникой пения и всеми необходимыми приемами требуется немалое терпение и трудолюбие. Однако полученный результат полностью оправдывает все ожидания. Педагогика сотрудничества помогает учителю и обучающемуся в преодолении всех сложностей творческого пути и реализации замыслов.

Стремясь к певческому успеху, обучающиеся духовно растут, они являются активными участниками творческого процесса под названием «создание музыкального произведения», представляя его на суд публики.

Этот процесс, несомненно, способствует формированию музыкального вкуса детей и подрастающего поколения. Занятия вокалом меняют мировоззрение ребенка, решая многие психологические проблемы.

Репертуар для солистов мною подбирается в соответствии с уровнем подготовки, жанровыми и эстетическими предпочтениями обучающихся.

В репертуар входят произведения, в основном, современной эстрадной музыки.

Эстрадный вокал представляет собой нечто среднее между академическим или классическим вокалом, а также и народным пением. Задача эстрадного певца заключается в поиске своего неповторимого, оригинального звука, своей собственной, характерной, легко узнаваемой манеры пения, а так же сценического образа.

Вокальное пение - это, с одной стороны, искусство, творческий процесс, а с другой – учеба, требующая от ребенка напряженного внимания и волевых усилий для преодоления трудностей, накопления умений и навыков.

В вокале все индивидуально : для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других результатом долгого и кропотливого труда.

«…Дети, как звезды. И у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, своя удаленность от нас…»

(Альберт Лиханов)

…В повседневной жизни мы привыкли считать, что знаем о детях все.

Каждый ребенок по – своему талантлив, но есть еще и своеобразный рисунок этого таланта, который мы не замечаем. Этот рисунок более замысловат, красочен и полифоничен. Он - то и отражает одаренность!

Способности - отдельные психологические свойства, обуславливающие возможности ребенка в той или иной деятельности.

Одаренность складывается из удивительных способностей, которые в своем взаимодействии приводят к высоким достижениям.

Виды одаренности :

1. интеллектуальная, 5. психомоторная,

2. лидерская, 6. художественная,

3. академическая, 7. духовная.

4. творческая,

Немного о творческой одаренности и самом понятии «детское творчество».

Детское творчество, в простейшем смысле – это свободный полет воображения ребенка, его обостренная интуиция, которые могут выливаться в новые открытия и достижения, события и сюжеты. На этом творческом этапе, интеллект, эрудиция и воображение, в детском возрасте слиты воедино.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории.

Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей – это всегда индивидуальный путь, или точнее, маршрут образования ребёнка под влиянием взрослого, с его помощью и соучастием. Речь идёт не только о «поддержании педагогом интереса, любопытства, любознательности и положительно – эмоционального настроя воспитанников… побуждающего их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений», сколько о педагогических тактиках помощи самореализации ребёнка в ситуации проблемы, содействия и взаимодействия в развитии способности ребёнка сделать выбор. Мы, педагоги, даём не только поддерживающую информацию, главное – мы включаем его в деятельность.

Так что же такое индивидуальный образовательный маршрут?

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Основаниями для выбора индивидуального образовательного маршрута являются:

• жизненные планы учащихся;

• достижение учащимися уровня образованности, необходимого для успешного продвижения воспитанника по данному образовательному маршруту;

• успехи в творческой, социальной деятельности;

• состояние здоровья ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут имеет три основных составляющих:

• представления – «знаю»;

• субъективные отношения – «хочу»;

• индивидуальные технологии деятельности – «могу».

Развитие представлений преимущественно связано с интеллектуальной сферой ребенка и предусматривает формирование соответствующих теоретических знаний, получение ребенком практических сведений о том, как целесообразно поступать.

Развитие субъективных отношений ориентировано на эмоциональную сферу ребенка и предусматривает формирование (коррекцию) целей деятельности, мотивов поведения ребенка.

Развитие индивидуальных технологий связано с практической сферой жизнедеятельности ребенка и предусматривает формирование соответствующих умений и навыков.

Развитие ребенка в процессе освоения им индивидуального образовательного маршрута осуществляется в трех направлениях:

• личностный рост ребенка;

• совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т. е. предметно - деятельностной сфере;

• повышение его функциональной грамотности.

Сфера личностного роста – это целенаправленное педагогическое развитие ребенка, осмысление им своего жизненного пути, формирование, стремление к раскрытию своих способностей, путь к самосовершенствованию.

Предметно - деятельностная сфера – это освоение ребенком определенного объема знаний, умений в избранной им деятельности.

Функциональная грамотность – приспособление ребенка к эффективному функционированию в сфере обитания: это коммуникативная, лингвистическая, психологическая, валеологическая грамотности и т. д.

Базовыми принципами для построения индивидуального образовательного маршрута являются:

• вариативность;

• гибкость;

• ориентация на личность каждого ребенка как неповторимой, самоценной индивидуальности, проявляющей себя не только в познании, но и в многообразии человеческой деятельности.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося.

Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.

Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.

Индивидуально образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации учащихся и педагогического коллектива и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.

О роли педагога в работе с одаренными детьми.

Педагог, работающий с одаренными детьми, является педагогом- экспериментатором, что увеличивает его моральную ответственность перед обществом. Успех педагога у одаренных детей во многом зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв к новому, более совершенному и необычному. Ключевым фактором в работе, с одаренными детьми, является «педагогика сотрудничества», которая обеспечивается, прежде всего, особым типом общения между педагогм и учеником – общением неформальным, живым и эмоциональным.

Современная педагогика в работе с одаренными детьми предъявляет педагогу все более высокие требования. А именно: постоянный рост профессионального мастерства и формирование внутренних позитивных установок при работе с одаренными детьми.

Современные формы и методы работы с одаренными детьми в музыкальной творческой деятельности.

-метод «от простого - к сложному»,

-метод «забегания вперед и возвращения назад»,

-метод простейшего музицирования,

-метод погружения в предмет,

-метод «мозгового штурма»,

-метод игровых форм и сказок,

-метод создания, моделирования ситуации успеха,

-метод открытий,

-метод эмоциональной драматургии, постановка ближней и дальней перспективы развития,

-метод от содержания к исполнению,

-игровые методы,

-наглядно-образный метод,

- дидактический метод,

- демонстрационный метод,

- практический метод,

- поисковый метод,

- исполнительский метод.

Формы обучения.

1. Занятия,

-занятия- концерты,

-занятия – творческие отчеты,

-занятия - «погружения в предмет»,

-занятия - творчества,

-занятия – фантазии

2. Выезды, выступления, участие в конкурсах.

В своей работе я использую все выше перечисленные формы и методы работы с

одаренными детьми в музыкально – творческой деятельности.

Практическая часть.

Показать свою работу с одаренными детьми я хочу на примере обучающегося творческого объединения «Удивительное Шоу» Буторина Олега. Олег пришел в творческое объединение немногим менее 3,5 лет назад. Поначалу не особо выделялся среди других обучающихся, занятия с ним проводились «на общих основаниях». Первоначальная диагностика показала, что вокальные данные - среднего уровня, интонирование (чистота мелодического исполнения) - среднего уровня, голос «сырой», звукоизвлечение не совсем правильное (в нос). Ритмический слух и мелодический слух - немного выше среднего уровня. Но в процессе занятий становилось ясно, что ребенок очень заинтересован в освоении предмета. Безукоризненно выполнял все указания педагога, занимался дома сам, выполнял все упражнения, как «губка» впитывал всю информацию, даваемую педагогом, и не только впитывал информационно, но и применял на практике. Упорство и желание в овладении предметом дали свои результаты. Значительно расширен певческий диапазон, практически безукоризненное интонирование, звукоизвлечение стало правильным. При выборе репертуара для Олега учитывалась его заинтересованность в произведениях, предлагаемых педагогом. Уже в конце первого года обучения (2014 г.) Олег получил диплом 3 степени на 2-ом региональном фестивале – конкурсе детского и молодёжного самодеятельного творчества «Звёздный Дождь». В следующем 2015 году Олег стал обладателем диплома 2-ой степени на 3-ем региональном фестивале – конкурсе детского и молодёжного самодеятельного творчества «Звёздный Дождь», получил диплом 1-ой степени на городском конкурсе детского и юношеского творчества «Наша Великая Победа». В следующем 2016 году Олег стал обладателем диплома 2-ой степени на 4-ом региональном фестивале – конкурсе детского и молодёжного самодеятельного творчества «Звёздный Дождь»,, а также получил диплом 2-ой степени 2-го Международного конкурса – фестиваля «Жемчужина России» в г. Иркутске. В начале 2017 года Олег стал лауреатом 3-ей степени 3-го Международного конкурса – фестиваля «Енисейские Просторы» в г. Красноярске. Здесь я указал только наиболее крупные и значимые конкурсы. На самом деле их значительно больше, и во всех Олег занимал призовые места.

Сейчас с Олегом ведутся индивидуальные занятия. За последний год освоено кантиленное пение, идет развитие в освоении сложных вокальных приёмов. В творческом багаже Олега обширный репертуар, который постоянно пополняется новыми произведениями. Олег - постоянный участник городских, районных мероприятий, как крупных, так и «локальных», небольших. Имеет уже большой опыт сценических выступлений.

В таком творческом росте обучающегося играют роль многие факторы: это и личная заинтересованность Олега, и тесное сотрудничество педагога с родителями ребёнка, которые всячески поддерживают творческий рост сына и оказывают огромную поддержку в работе педагога над развитием ребенка, и незаурядные данные Олега, которые развиваются под руководством педагога и благодаря огромной работоспособности и способности к пониманию и усвоению материала обучающимся.

Индивидуальная работа с одарённым ребёнком даёт свои ощутимые результаты, на которых мы не планируем останавливаться.

Публикации по теме:

Значение детского рукоделия в воспитании и творческом развитии ребенкаЗначение детского рукоделия в воспитании и творческом развитии ребенка Девочек куда проще представить увлеченными тихими играми или занятыми творческим процессом, чем мальчиков. Изготовление поделок своими руками.

Аналитическая справка по работе с одаренными детьми Работа с талантливыми детьми в МКДОУ д/с «Шолпан» Таланты редки и их надо беречь и сохранять, в них настоящая сила нации. В. Вернандский.

Фильм о детском объединении Дома детского творчества Видео Фильм о детском объединении «Дюймовочка» Дома детского творчества Железнодорожного округа г. КурскаФильм рассказывает об истории создания.

«Насекомые и паук». Конспект занятия в творческом объединении «Пальчиковые игры»«Насекомые и паук». Конспект занятия в творческом объединении «Пальчиковые игры» Задачи: Образовательные:. Сформировать знания детей о насекомых и пауках, их внешнем виде, месте обитания, чем питаются. Развивающие:Развивать.

Методика организации индивидуальной работы со слепыми детьми на занятиях ППД при закреплении. Работа на фланелеграфе Конспект коррекционного занятия по ППД в 4 классе (с 1 подгруппой) Тема занятия: Методика организации индивидуальной работы со слепыми.

Опытно-исследовательская работа «Развитие детского творчества с помощью нетрадиционных техник рисования» ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА С ПОМОЩЬЮ ЗНАКОМСТВА С НЕТРАДИЦИООНЫМИ ТЕХНИКАМИ.

Организация работы с одаренными детьми Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ» Истамгалина Ризеда Маратовна 01.09.2018. Тема: «Организация работы с одаренными детьми.

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития.

Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома» Актуальность.

План работы с одаренными детьми и детьми с высоким уровнем развития (вторая младшая группа) План работы с одаренными детьми и детьми с высоким уровнем развития (вторая младшая группа) Основная цель. Создание условий для построения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с одаренными детьми на занятиях по вокалу в творческом объединении Дома детского творчества
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 14:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД