Получи документы

Работа с родителями в ДОУ по развитию речи

Любовь Саксина
Работа с родителями в ДОУ по развитию речи

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Согласно ФГОС ДО, речевое развитие ребенка включает владение речью как одно из средств общения и культуры. Основные задачи развития речи - это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от одной возрастной группы к другой возрастной группе. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием подготовки его к школе. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляем с первых этапов поступления в детский сад, и продолжается до выпуска.

Публикация «Работа с родителями в ДОУ по развитию речи» размещена в разделах

В нашем детском саду нет специалистов: психолога и логопеда, поэтому вся работа по развитию речи ребенка ложиться на плечи воспитателей и музыкального руководителя. Помощниками в развитии речи детей, конечно же, мы видим в родителях. Формы работы с родителями : Оформление информационного стенда для родителей в каждой возрастной группе. Проведение консультаций: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Особенности речевого развития детей», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение» и др. - Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями в процессе работы. - Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии. Практические советы родителям : показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала. - Показ открытых занятий по развитию речи. - Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда. - Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи. Особенно эффективными являются различные мастер - классы, проведенные для родителей по проблемам развития речи в домашних условиях : 1. Самылина Л. В., воспитатель младшей группы, проводит регулярно для родителей мастер - классы : «Использование устного фольклора для организации игр с ребенком», «Упражнения на подражание», «Развитие речи и нетрадиционная техника рисования», «Пальчиковые игры для малышей». Заинтересовал родителей мастер- класс «Применение дидактического пособия «Веселый паровозик», которое предназначено для детей 2-4 лет. Лидия Викторовна познакомила родителей с развитием ребенка в этот период: у детей продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативное-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно- действенное мышление, интенсивно развивается активная речь детей, воображение, у ребенка высока потребность в движении. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивным изменением мелкой и крупной моторики, совершенствуется ориентация в пространстве, у детей складывается произвольное запоминание, речь детей становится предметом активности. Детям нравится заучивать тексты, сопровождая каждую строчку движениями, отражающими их содержание, при этом моторная и мышечная память подключается к слуховой.

Она продемонстрировала родителям, как для развития этих процессов можно использовать пособие «Веселый паровозик», объяснила изготовление такого пособия. Пособие красочно, что обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметами. Развивает у детей интерес и мотивацию к различным видам деятельности. Оно изготовлено из различных материалов с разными поверхностями, что влияет на развитие мелкой моторики руки ребенка. Формирование и совершенствование у детей мелкой моторики кисти и паль-цев рук является стимулом развития центральной нервной системы, всех психи-ческих процессов (внимание, памяти, воображения, наглядно - действенного мышления, а особенно речи). Лидия Викторовна организовала мастер - класс таким образом, что родители были активными участниками при выполнении следующих упражнений: «Выше - ниже, справа - слева», «Что где находится», «Назови геометрическую фигуру и соотнеси геометрическую фигуру своему вагончику», «Какой это предмет (гладкий, шершавый)», «Найди предмет такого же цвета и назови ласково», «Гудим как паровозик», «Почини поезд», «Почини дорогу» и т. д. (Рисунок 1)

2. Юматова Н. И. проводит для родителей средней группы мастер классы по теме: «Использование пальчиковых игр в развитии мелкой моторики руки детей». Их цель: показать родителям влияние пальчиковой гимнастики, как средство мелкой моторики рук, на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. На этих мастер классах Надежда Ивановна объясняет родителям, что различные пальчиковые игры помогают развивать у детей : пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук, точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Главное их достоинство в том, что они способствуют развитию речи, памяти, внимания, воображения, артистизма, первых математических понятий и подготавливают руку к письму. Один из примеров таких мастер классов «Игры с массажными мячиками и элементами», вовремя которого Надежда Ивановна познакомила родителей с изготовлением и применением мешочков - «Капитошки».

Мешочки «Капитошки» изготавливаются из надувных шариков, которые можно наполнить песком, семенами, мукой, крахмалом и т. д. Для показа родителям применения мешочков - «Капитошков» она привлекла детей. (Рисунок 2) Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

3. Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух.

Маслова Л. В. - воспитатель старшей группы проводит для родителей мастер-класс «Развитие фонематического слуха у детей». Вначале она сообщает родителям, чтобы успешно работать по развитию фонематического слуха, необходимо развивать слуховое внимание. Слуховое внимание можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом она посоветовала родителям обращать внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу, спереди, сзади). Людмила Валентиновна провела с родителями игру «Где звенит колокольчик». Затем рассказала правила ее проведения: возьмите колокольчик (погремушку, попросите ребенка закрыть глаза и звените колокольчиком с разных сторон, а ребенок должен называть, где звенит (справа, слева, спереди, сзади и т. д.). Она продемонстрировала еще одну игру «Веселые коробочки» на развитие слухового внимания Спичечные коробки наполнены разными крупами (горохом, рисом, фасолью и т. д.). В начале игры предложила родителям послушать, как гремят коробочки, какая крупа дает тот или иной звук. После предложила родителям попробовать угадать с закрытыми глазами, какая крупа находится в коробочки.

Практика показывает, что чем лучше будет развита устная речь ребенка перед поступлением в школу, тем легче ему будет овладевать универсальными учебными действиями. Только согласованность в действиях воспитателей, специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Список литературы

1. Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, №8

2. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. - М. : ТЦ Сфера, 2016

3. Бабаева Т. И. У школьного порога. - М., 1993.

3. Чейпи Дж. Готовность к школе. - М., 1992.

4. Развитие речи детей 5-7 лет. - 3-е изд., допол. / под ред. Ушакова О. С. - М. : ТЦ Сфера, 2005 г.

5. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. – 3-е изд. Испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2014г.

Публикации по теме:

Совместная работа логопеда и педагогических работников по развитию речи дошкольников Цель: Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих.

Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования, процессы.

Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях ДОУ Формы работы с родителями по развитию связной монологической речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (Выступление.

Индивидуальная работа с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием дидактического пособия «Чудо-книжка»Индивидуальная работа с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием дидактического пособия «Чудо-книжка» Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает.

Инновационные формы работы с родителями по развитию речи Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность направленная на коррекцию речевых.

Мультфильм «Три поросёнка». Итоговая работа на занятии по изучению свойств материалов, развитию речи и изодеятельности Интегрированное занятие по изучению свойств материалов, развитию речи и изобразительному творчеству во 2 младшей группе Занятие создано.

Конспект НОД по развитию речи для группы кратковременного пребывания вместе с родителями «Красная шапочка»Конспект НОД по развитию речи для группы кратковременного пребывания вместе с родителями «Красная шапочка» Возраст: 2-3 года Автор: воспитатель Илинзеер Анна Александровна МАДОУ №73 «Ладушки» г. Великий Новгород Задачи: Обогащать словарный запас.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: работа со звуками [ж]-[ш]» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – шЦель: • упражнять детей в отчетливом.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: работа над звуками [з] и [ж]» Тема. Звуковая культура речи: работа над звуками [з] и [ж]. Цель. Формирование умения четко и правильно произносить звуки [з] и [ж] изолированно.

Опытно-экспериментальная работа по развитию процесса словоизменения у младших школьников с общим недоразвитием речи В последние годы количество детей, испытывающих трудности в обучении, значительно возросло. Одним из проявлений школьной неуспеваемости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями в ДОУ по развитию речи
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 11:41
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД