Ольга Мишукова
Работа с родителями в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день взаимодействие педагогов и родителей, по-прежнему, является одной из сложных и актуальных проблем образования. Дошкольное детство стало самоценным уровнем образования, ставящим приоритетом формирование успешной личности. На законодательном уровне за родителями закреплено преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Публикация «Работа с родителями в современных условиях» размещена в разделах
Воспитание современных детей требует высокой культуры и педагогического мастерства родителей. Не каждый взрослый обладает такими качествами. Кто - то не умеет этого делать, кого - то не научили, у кого- то не хватает времени.
Задача образовательной организации - помочь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей.
За последние годы наше общество сильно изменилось. Привычные формы взаимодействия с родителями уже не так эффективны и требуют творческого переосмысления.
Недостаточно механической передачи знания. У родителей должна быть возможность прожить открытие знаний самостоятельно, прочувствовать эффективность их применения включившись в воспитательный процесс. У родителей должна быть возможность обсуждать и решать свои проблемы в кругу родительского сообщества, обмениваться мнениями, опытом.
Перед педагогами встает вопрос о поиске новых форм работы с родителями, разработке новых подходов к построению сотрудничества, подбору технологий, способствующих повышению у родителей необходимых компетенций.
В современных условиях эффективность взаимодействия педагогов и родителей определяется партнерскими взаимоотношениями. Они помогают объединить усилия для развития и воспитания детей.
В нашем учреждении ведется планомерная работа по установлению доверительных отношений с родителями. Мы стремимся сделать детский сад открытой площадкой для партнерства: создаем условия для участия родительской общественности в образовательной деятельности, организуем образовательную среду для родителей, обеспечиваем поддержку образовательной инициативы семьи.
Лучше представить, чем живут наши родители, выявить их потребности, понять ожидания помогает социальный анализ семей воспитанников. На основе выявленных потребностей мы строим дальнейшую работу по сотрудничеству : формируем «банк» методических материалов по вопросам воспитания и образования детей, планируем обучающие семинары, тренинги, круглые столы. Практика показала: эффективнее всего «работают» формы активного взаимодействия.
На начальном этапе стараемся заинтересовать родителей через детско-родительские творческие конкурсы и проекты: конкурс поделок «Дары осени», «Кормушка для птиц», выставка фотографий «Моя семья», всевозможные социальные акции, проекты «Все профессии важны», «Мамина сказка» и т. п. Родители создают с детьми презентации, поделки, читают детям сказки, проводят увлекательные занятия - путешествия в мир профессий. Постепенно родителей увлекает идея совместных мероприятий. Они охотно принимают участие в утренниках, развлечениях, посещают специально-организованные педагогами открытые просмотры, становятся инициаторами проведения совместных спортивных праздников, различных экскурсий. Можно отметить, что родители становятся более активными, проявляют творчество, выдумку, фантазию, «включаются» в жизнь группы, детского сада.
Формы работы ДОУ, направленные на повышение родительской компетентности тоже претерпели значительные изменения. Родители загружены работой, постоянно ощущается нехватка времени. Стенды, папки-передвижки, информационные листки становятся невостребованным материалом, а интернет пестрит противоречивой и порой непрофессиональной информацией. Задача педагога в данной ситуации – аккумулировать грамотную информацию, обеспечить образовательную среду для родителей в удобной и мобильной форме.
Востребовано стало общение педагогов и родителей по электронной почте, актуальны группы в соцсетях. С помощью сайта ДОУ у родителей появилась возможность узнать о всевозможных происходящих в саду значимых событиях, познакомиться с нормативной базой ДОУ, задать интересующий вопрос в любое удобное время. Воспитатели делятся с родителями ссылками на качественные образовательные ресурсы, предлагают посещение тематических онлайн- вебинаров (с последующим обсуждением в группах). В настоящее время на сайте ДОУ формируется информационная база методических материалов с возможностью использования в онлайн режиме. Налаживаемая таким образом обратная связь дополняет личное общение педагогов и родителей, делая его продуктивным и динамичным.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением является еще одним действенным направлением работы по установлению партнерских взаимоотношений с родителями.
В управлении ДОУ есть множество вопросов и задач. Некоторые из них - как строить образовательный процесс, в каких направлениях развиваться, как привлекать и расходовать средства и др., являются принципиально важными для выживания и успеха дошкольной организации решаются с привлечением всех заинтересованных участников образовательных отношений. Участие родителей обеспечивается через работу Совета ДОУ, общее родительское собрание, родительский комитет. Родители принимают участие в обсуждении нормотворчества ДОУ затрагивающего интересы детей: обсуждают программу развития, правила распорядка воспитанников, выбирают дополнительные образовательные услуги, заслушивают отчеты руководителя. Мнение родительской общественности учитывается при формировании образовательной политики дошкольного учреждения.
Включение родителей на правах партнера в различные направления работы детского сада обеспечивает открытость образовательной системы, создание единого пространства образования ребенка. В результате активного взаимодействия раскрывается педагогический потенциал родителей.
Происходит постоянная внешняя оценка, «взгляд со стороны» на работу детского сада, что способствует повышению качества образования.