Папки-передвижки

Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии

Ирина Николаева
Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии

Работа с семьёй является основным моментам в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно развивающихся дошкольников. Однако сотрудничество с семьёй ребёнка с множественными нарушениями в развитии для эффективности коррекционно-развивающегося процесса более выражено, чем в работе с другими категориями детей. Это обусловлено тем, что на плечи в первую очередь мамы ложится забота о повторении и закреплении тех представлений и умений, которые ребёнок получил в детском саду. Не секрет, что знания, подкреплённые словами любимой мамы, запечатлеваются ребёнком значительно сильнее и длительнее сохраняются.

Публикация «Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии» размещена в разделах

К сожалению, не все родители этой категории детей готовы к сотрудничеству по ряду объективных и субъективных причин:

• невозможность мамы или других членов семьи реализовать себя, например, в профессиональной деятельности;

• присутствует чувство ущербности и неполноценности или всплеск агрессивно-защитных поведенческих актов (вербальных и невербальных, особенно в ситуациях сочувствующего взгляда и слов окружающих людей;

• социальная отгороженность и финансовая нестабильность (недостаточность) семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями;

• резкое изменение семейных взаимоотношений в связи с особыми потребностями ребёнка с множественными нарушениями в развитии;

• выраженное желание мамы помочь ребёнку с одновременным сомнением в том, что это возможно;

• несоответствие поведения ребёнка социально принятым нормативам (или невозможность приведения к ним) вызывает у родителей эмоциональное опустошение и, как правило, безразличие к потребностям ребёнка, кроме естественных потребностей в пище, тепле.

Поэтому в работе с семьёй должно присутствовать 2 направления работы :

1. оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;

2. реализация программы образовательных мероприятий)лекций, семинаров, практикумов) для родителей с целью расширения репертуара сотрудничества с ребёнком и раскрытия его потенциальных возможностей для членов семьи.

При организации работы с семьёй следует учитывать то, что условно существуют две категории родителей (в первую очередь мам, имеющих детей с ограниченными возможностями.

Первую группу составляют мамы, для которых отсутствие ребёнка дома является социальной необходимостью – для устройства на работу, изыскания дополнительного заработка, окончания обучения в вузе и т. д. Эти мамы переживают разлуку с ребёнком, стараются пораньше забрать из детского сада, проявляют интерес к достижениям ребёнка, стараются по мере возможности включиться в развлекательные семейные мероприятия.

Вторую группу образуют мамы, для которых группа «Особый ребёнок» является способом обеспечения собственной свободы, когда помещение ребёнка в детский сад позволяет маме заниматься собой, домашним хозяйством, общением с друзьями и т. д. Эти мамы приводят ребёнка к открытию группы, уже устав от его присутствия, быстро раздевают и не спеша уходят. Вечером забирают ребёнка ближе к окончанию работы группы, не интересуясь событиями прошедшего дня. На просьбы специалистов сада понаблюдать за ребёнком, показать или рассмотреть что-либо выражают крайнее удивление, не произнося, но демонстрируя вопрос: «Зачем? Он же не понимает!»

Специфика отношения мам к посещению ребёнком детского сада обусловливает особенности построения работы с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями.

В первом случае, когда мама заинтересована в развитии ребёнка, работа с семьёй с первых дней посещения ребё нком группы происходит в двух планах:

1) в информационном (обеспечение литературой по проблемам ребёнка, обсуждение эффективности принятых ранее мер и планируемых действий по обследованию и лечению ребёнка, направление на консультацию к ведущим специалистам по проблемам ребёнка);

2) в практическом (присутствие мамы на ежедневных занятиях с ребёнком, обучение приёмам развития перцептивных процессов, совместное выяснение потенциальных возможностей ребёнка).

Во втором случае, когда мама заинтересована в большей степени в собственной свободе, работа с семьёй строится в другом порядке. Первоначально достигаются максимально возможные успехи для ребёнка в определённой области, например самостоятельная еда, передвижение за мячом, подбор по цвету и т. д. Потом организуется показательное занятие, на которое приглашается мама. Как показывает практика, такие мамы бывают чрезмерно удивлены успехами ребёнка, так как дома они не уделяют внимания развивающим играм и не стремятся понять, чем занимаются в детском саду. К сожалению, даже когда мамы стали свидетелями возможностей ребёнка, только половина из них пересматривает свою точку зрения на воспитание сына/дочки. После того как достигнута цель смещения мотивации участия родителя в развитии ребёнка с пассивной на активную, работа с семьёй начинает строиться как в первом случае, описанном выше.

Следует отметить, что эффективная работа с семьёй ребёнка со сложными нарушениями в развитии возможна только при относительно благоприятном психологическом климате в семье. Другим не менее важным условием является желание всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребёнка. К сожалению, другие члены семьи очень редко включаются в процесс развития ребёнка. Это относится и к папам, и к бабушкам, и к дедушкам, которые чаще всего выполняют роль сопровождающего, что не менее важно в связи с высокой социальной дезадаптацией этой категории детей, а часто – с невозможностью самостоятельно передвигаться.

Работа с родителями проводится ежедневно путём бесед во время приёма и ухода ребё нка домой:

o поощряется желание родителей предоставить свободу ребёнку, а не постоянно его опекать;

o акцентируется внимание родителей на достигнутых результатах (рассматриваются работы ребёнка и совместные поделки);

o указывается на необходимость стимулировать психические процессы ребёнка в бытовых ситуациях – память, внимание, мышление («Что мы наденем сначала?», «Куда надеваем носочки?», «Где должны стоять сапожки?», «Где твой шкафчик?» и т. д.). Особенно важно, чтобы подобные вопросы дети слышали от родителей. Практика показывает (и это согласуется с данными коррекционной педагогики и специальной психологии, что формулировка вопросов, а не простых инструкций типа «покажи» стимулирует поисковую активность детей с множественными нарушениями в развитии.

На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребёнка (по результатам диагностики, его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома. Подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения для принятия пищи и познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.

Семинары-практикумы (совместное занятие родителей, детей и специалиста-дефектолога, психолога) могут быть посвящены обучению родителей развитию двигательной сферы ребёнка путём практического ознакомления с элементами адаптивной физической культуры (по рекомендации врача, обучению навыкам сотрудничества в игровой деятельности (атрибуты, развитие сюжета, выполнение игровых действий, обучению навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек (для неговорящих детей).

Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причём важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное – в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Как показывает практика, такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям, что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребёнка.

Таким образом, включение родителей в образовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребёнка с ограниченными возможностями.

Публикации по теме:

Организация помощи семье ребенка с множественными нарушениями в развитии "Направления работы с семьей дошкольника с ограниченными возможностями здоровья " Работа с семьей является основным моментом в процессе.

Коррекционная помощь ребенку с множественными нарушениями в развитии Автор: учитель-логопед, дефектолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии
Опубликовано: 14 мая 2015 в 18:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД