Чодураа Кара-Монгуш
Организация помощи семье ребенка с множественными нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
"Направления работы с семьей дошкольника с ограниченными возможностями здоровья "
Работа с семьей является основным моментом в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно развивающихся дошкольников. Однако сотрудничество с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья для эффективности коррекционно-развивающегося процесса более выражено, чем в работе с другими категориями детей. Это обусловлено тем, что на плечи в первую очередь мамы ложится забота о повторении и закреплении тех представлений и умений, которые ребенок получил в детском саду. Не секрет, что знания, подкрепленные словами любимой мамы, запечатлеваются ребенком значительно сильнее и длительнее сохраняются.
Публикация «Организация помощи семье ребенка с множественными нарушениями в развитии» размещена в разделах
К сожалению, не все родители этой категории детей готовы к сотрудничеству по ряду объективных и субъективных причин:
Невозможность мамы или других членов семьи реализовать себя, например, в профессиональной деятельности;
Присутствует чувство ущербности и неполноценности или всплеск агрессивно-защитных поведенческих актов (вербальных и невербальных, особенно в ситуациях сочувствующего взгляда и слов окружающих людей;
Социальная отгороженность и финансовая нестабильность (недостаточность) семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями;
Резкое изменение семейных взаимоотношений в связи с особыми потребностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
Выраженное желание мамы помочь ребенку с одновременным сомнением в том, что это возможно;
Несоответствие поведения ребенка социально принятым нормативам (или невозможность приведения к ним) вызывает у родителей эмоциональное опустошение и, как правило, безразличие к потребностям ребенка, кроме естественных потребностей в пище, тепле.
Поэтому в работе с семьей в ДОУ «Детский сад № 23» ведется по двум направлениям:
1. Оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;
2. Реализация программы образовательных мероприятий (лекций, семинаров, практикумов) для родителей с целью расширения репертуара сотрудничества с ребенком и раскрытия его потенциальных возможностей для членов семьи.
При организации работы с семьей следует учитывать то, что условно существуют две категории родителей (в первую очередь мам, имеющих детей с ограниченными возможностями и желающих посещать ДОУ VIII вида.
Первую группу составляют мамы, для которых отсутствие ребенка дома является социальной необходимостью – для устройства на работу, изыскания дополнительного заработка, окончания обучения в вузе и т. д. Эти мамы переживают разлуку с ребенком, стараются пораньше забрать из детского сада, проявляют интерес к достижениям ребенка, стараются по мере возможности включаться в развлекательные семейные мероприятия.
Вторую группу образуют мамы, для которых ДОУ является способом обеспечения собственной свободы, когда помещение ребенка в детский сад позволяет маме заниматься собой, домашним хозяйством, общение с друзьями и. т. п. Эти мамы приводят ребенка к открытию группы, уже устав от его присутствия, быстро раздевают и не спеша уходят. Впрочем забирают ребенка ближе к окончанию работы группы, не интересуясь событиями прошедшего дня. На просьбы специалистов сада понаблюдать за ребенком, показать или рассмотреть что-либо выражают крайнее удивление, не произнося, но демонстрируя вопрос: «Зачем? Он же не понимает!»
Специфика отношения мам к посещению ребенком детского сада компенсирующего вида обуславливает особенности построения работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В первом случае, когда мама заинтересована в развитии ребенка, работа с семьей с первых дней посещения ребенком группы происходит в двух планах:
1. в информационном (обеспечение информацией по проблемам ребенка, обсуждение эффективности принятых ранее мер и планируемых действий по обследованию и лечению ребенка, направление на консультацию к ведущим специалистам по проблемам ребенка);
2. в практическом (присутствие мамы на ежедневных занятиях с ребенком, обучение приемам развития перцептивных процессов, совместное выяснение потенциальных возможностей ребенка).
Во втором случае, когда мама заинтересована в большей степени в собственной свободе, работа с семьей строится в другом порядке. Первоначально достигаются максимально возможные успехи для ребенка в определенной области, например самостоятельная еда, передвижение за мячом, подбор по цвету и. т. д. потом организуется показательное занятие, на которое приглашается мама. Как показывает практика, такие мамы бывают чрезмерно удивлены успехами ребенка, т. к. дома они не уделяют внимания развивающим играм и не стремятся понять, чем занимаются в детском саду. К сожалению, даже когда мамы стали свидетелями возможностей ребенка, только половина из них пересматривают свою точку зрения на воспитание сына/дочки. После того как достигнута цель смещения мотивации участия родителя в развитии ребенка с пассивной на активную, работа с семьей начинает строиться как в первом случае, описанном выше.
Следует отметить, что эффективная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможна только при относительном благоприятном психологическом климате в семье. Другим не менее важным условием является желание всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребенка. К сожалению, другие члены семьи очень редко включаются в процесс развития ребенка. Это относится и к папам, и к бабушкам, и к дедушкам, которые чаще всего выполняют роль сопровождающего, что не менее важно в связи с высокой социальной дезадаптацией этой категории детей, а часто – с невозможностью самостоятельно передвигаться.
Работа с родителями проводится 2 раза в неделю путем бесед во время приема и ухода ребенка домой :
поощряется желание родителей предоставлять свободу ребенку, а не постоянно его опекать;
акцентируется внимание родителей на достигнутых результатах (рассматриваются работы ребенка и совместные поделки);
указывается на необходимость стимулировать психические процессы ребенка в бытовых ситуациях – память, внимание, мышление («Что мы наденем сначала?», «Куда наденем носочки?», «Где должны стоять сапожки?»). особенно важно, чтобы подобные вопросы дети слышали от родителей. Практика показывает, что формулировка вопросов, а не простых инструкций типа «покажи» стимулирует поисковую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.
На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики, его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома. Подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения для принятия пищи и познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Семинары-практикумы (совместное занятие родителей, детей и специалиста-дефектолога) могут быть посвящены обучению родителей развитию двигательной сферы ребенка путем практического ознакомления с элементами адаптивной физической культуры (по рекомендации врача, обучению навыкам сотрудничества в игровой деятельности (атрибуты, развитие сюжета, выполнение игровых действий, обучению навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек (для неговорящих детей).
Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причем важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное – в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Как показывает практика, такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям. Что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребенка. Важно, что родители понимают дошкольное учреждение компенсирующего вида – это не место «отбывания» ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а учреждение для его реабилитации и социальной адаптации.
Таким образом, включение родителей в общеобразовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованных источников:
1. Астапов В. М. Основы дефектологии. – М., 1995.
2. Баряева Л. Б. Обучение и воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб., 2003.
3. Безух С. М., Лебедева С. С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. – Спб., 2006.
4. Верещагина Н. В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 С.
5. Дети с отклонениями в развитии / Под. ред. М. С. Певзнер. М., 1966.
6. Добряков И. В., Заширская О. В. Психология семьи и больной ребенок. – СПБ., 2007.
7. Исаев Д. У. Умственная отсталость у детей и подростков. - Спб., 2007.