Татьяна Шерстнева
Работа с синонимами «Мышиные проделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с синонимами.
Ограниченность словаря детей, имеющих те или иные речевые недостатки, общеизвестна. Преодолевать её надо любыми способами, но исследования разных авторов и опыт свидетельствует: наилучших результатов легче всего добиться, играя или рассказывая сказки.
В одном из старых журналов «Дошкольное воспитание» мне попалась сказка «Мышиные проделки». Используя эту сказку, можно заинтересовать детей в использовании слов – синонимов. Так как слово «архивариус» малознакомо детям, то решила изменить имя героя в сказке. Пусть будет просто – Ученый старичок.
Публикация «Работа с синонимами „Мышиные проделки“» размещена в разделах
- Мышь. Все о мышках для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Сказка «Мышиные проделки»
В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме на книжной полке жил – был старый – престарый словарь – книга, где собраны все – все слова, которые только есть в языке.
Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое – нибудь слово пропадет, причем само слово пропадет, а его описание останется. Глотая слова, мыши надеялись научиться говорить. Но напрасно: почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил.
Словарем пользовался Ученый старичок. С памятью у него было плохо: события давно минувших дней помнил, а вот отдельные слова забывал, поэтому словарем ему приходилось пользоваться очень часто. А как? Там, что ни слово, то дырка.
Давайте поможем Ученому старичку восстановить слова по памяти.
Рекомендации для педагогов:
1) Далее даются синонимические ряды существительных, глаголов, прилагательных (Клюев В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1961, которые можно использовать на занятиях и чаще других, встречающихся в литературе для детей.
2) Работая с синонимами, лучше давать их в контексте, чтобы ребенок мог уловить смысл и оттенки значений этих слов.
3) Педагог дает лексическое значение слов синонимического ряда, а дети подбирают известные ему синонимы.
4) Необязательно давать сразу много понятий, на одном занятии достаточно выстроить два – три синонимических ряда, подбирая слова, подходящие к изучаемой теме и насыщенные отрабатываемыми звуками; также можно составлять с подобранными словами предложения.
5) Целесообразно использовать иллюстрации, картинки, которые помогают раскрыть абстрактное значение некоторых синонимов.
6) Хорошо себя зарекомендовали различные виды театров (кукольный и пальчиковой). А дальше – как подскажет Ваша фантазия.
• Человек, который служит в армии, воюет, защищает кого – то или что – то.
БОЕЦ, СОЛДАТ, ВОИН, ВОЕННЫЙ, ЗАЩИТНИК,
• Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает.
БЕДНЯК, НИЩИЙ, БЕЗРАБОТНЫЙ, БЕЗДОМНЫЙ, ГОЛОДАЮЩИЙ,
• Сильно, ярко светит, светится, бросается в глаза.
БЛЕСТИТ, СВЕРКАЕТ, СИЯЕТ, ИСКРИТСЯ,
• Как можно сказать о предмете, имеющем значительную величину, размер?
БОЛЬШОЙ, ОГРОМНЫЙ, ГРОМАДНЫЙ, ГИГАНТСКИЙ,
• Когда человек испытывает страх, он что делает?
БОИТСЯ, ТРУСИТ, ПУГАЕТСЯ, ОПАСАЕТСЯ, РОБЕЕТ, СТРАШИТСЯ, ДРОЖИТ ОТ СТРАХА, ТРЯСЕТСЯ ОТ СТРАХА.
• Что делает человек, когда быстрым, резким движением перемещает куда – нибудь какой – нибудь предмет?
БРОСАЕТ, КИДАЕТ, ШВЫРЯЕТ.
• Как называется сильный, разрушительный ветер?
БУРЯ, УРАГАН, ШТОРМ, ТАЙФУН.
• Женщина, которая обладает сверхъестественной силой и творит чудеса.
ВОЛШЕБНИЦА, КОЛДУНЬЯ, ЧАРОДЕЙКА, ФЕЯ, ВЕДЬМА.
• Как можно сказать о нагретом, очень теплом предмете, излучающем жар?
ГОРЯЧИЙ, ЖАРКИЙ, ЖГУЧИЙ, ОБЖИГАЮЩИЙ, ЗНОЙНЫЙ, РАСКАЛЕННЫЙ.
• Как говорят о человеке, который всё выполняет с большой скоростью?
БЫСТРЫЙ, ПРОВОРНЫЙ, ТОРОПЛИВЫЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ, МОЛНИЕНОСНЫЙ.
• Как иначе называются маленькие дети?
РЕБЯТА, ДЕТВОРА, РЕБЯТИШКИ, МАЛЫШИ, МАЛЮТКИ.
• Что доставляет людям веселье?
ЗАБАВА, ПОТЕХА, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, УВЕСЕЛЕНИЕ.
• Как сказать о том, кто имеет густую, беспорядочно растущую шерсть или волосы?
КОСМАТЫЙ, ЛОХМАТЫЙ, МОХНАТЫЙ.
• Как сказать о человеке привлекательном, нравящемся своим внешним видом?
КРАСИВЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРИГОЖИЙ, ПРЕЛЕСТНЫЙ, ХОРОШИЙ.
• Говорить очень громко.
КРИЧАТЬ, ОРАТЬ, ВОПИТЬ, ГАЛДЕТЬ, ГОЛОСИТЬ.
• Человек тихий, мягкосердечный.
ДОБРЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ, МЯГКИЙ, СМИРНЫЙ, КРОТКИЙ.
• Кто – то или что – то движется по кругу.
КРУЖИТСЯ, ВЬЕТСЯ, ВЕРТИТСЯ, КРУТИТСЯ, ВРАЩАЕТСЯ.
• Снежная буря.
МЕТЕЛЬ, БУРАН, ВЬЮГА, ПУРГА.
• Крайне неблагоприятное стечение обстоятельств, злой рок.
БЕДА, НЕСЧАСТЬЕ, БЕДСТВИЕ, НЕВЕЗЕНИЕ, НАПАСТЬ, КАТАСТРОФА, ГОРЕ.
• Небольшой по размерам предмет.
МАЛЕНЬКИЙ, КРОШЕЧНЫЙ, МЕЛКИЙ.
• Несуразный в движениях.
НЕЛОВКИЙ, НЕУКЛЮЖИЙ, НЕПОВОРОТЛИВЫЙ, НЕСКЛАДНЫЙ,.
• Что можно сказать о плохой погоде?
ПАСМУРНАЯ, ХМУРАЯ, ОБЛАЧНАЯ, НЕПОГОЖАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, ХОЛОДНАЯ.
• Когда человеку невесело, какой он?
ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГОРЕСТНЫЙ.
• Проливать слезы от боли и горя.
ПЛАКАТЬ, РЕВЕТЬ, РЫДАТЬ.
• Добиться победы или успеха в борьбе с кем – нибудь или чем – нибудь.
ПОБЕДИТЬ, ОДОЛЕТЬ, ПОБОРОТЬ, ОСИЛИТЬ, СЛОМИТЬ, ПРЕОДОЛЕТЬ, ПЕРЕСИЛИТЬ, ВЗЯТЬ ВЕРХ, ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ, СПРАВИТЬСЯ.
• Действие, происходящее в театре или в цирке.
СПЕКТАКЛЬ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ЗРЕЛИЩЕ.
• Что – то мешающее.
ПРЕПЯТСТВИЕ, ПРЕГРАДА, ПОМЕХА.
• Человек, на которого можно опереться, положиться, которому можно доверять.
ТВЕРДЫЙ, КРЕПКИЙ, НАДЕЖНЫЙ, НЕЗЫБЛЕМЫЙ.
• Воздействовать на кого – то страхом.
ПУГАТЬ, СТРАШИТЬ, ГРОЗИТЬ.
• Человек, совершающий путешествие, странствующий.
ПУТЕШЕСТВЕННИК, ТУРИСТ, СТРАННИК, ХОДОК.
• Усилия, направленные на создание чего – нибудь.
РАБОТА, ТРУД, ДЕЛО, ЗАНЯТИЕ, СЛУЖБА, БИЗНЕС.
• Вести разговор.
РАЗГОВАРИВАТЬ, ГОВОРИТЬ, БЕСЕДОВАТЬ, ТОЛКОВАТЬ, БОЛТАТЬ.
• Приводить человека в хорошее настроение, привлекая его внимание чем – нибудь интересным, веселым.
РАЗВЛЕКАТЬ, ЗАБАВЛЯТЬ, ЗАНИМАТЬ, ВЕСЕЛИТЬ, ТЕШИТЬ, ПОТЕШАТЬ.
• Намеренно всё портить и ломать.
РАЗРУШАТЬ, РУШИТЬ, КРУШИТЬ, ГРОМИТЬ.
• Мальчик или девочка в раннем возрасте.
РЕБЕНОК, ДИТЯ, МЛАДЕНЕЦ, ЧАДО, МАЛЫШ.
• Струя подземной воды, вырывающаяся на поверхность земли.
РОДНИК, КЛЮЧ, ИСТОЧНИК.
• Люди, соединенные кровными узами.
СЕМЬЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ, СОРОДИЧИ, ФАМИЛИЯ, СЕМЕЙСТВО.
• Отличающийся богатой отделкой и убранством.
РОСКОШНЫЙ, БОГАТЫЙ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, ДОРОГОЙ, ПЫШНЫЙ.
• Не испытывающий страха, преодолевающий любые трудности.
СМЕЛЫЙ, БЕССТРАШНЫЙ, ХРАБРЫЙ, НЕУСТРАШИМЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, УДАЛОЙ, ЛИХОЙ,
• История, которая забавляет, вызывает смех, веселит.
СМЕШНАЯ, ЗАБАВНАЯ, КОМИЧНАЯ, ПОТЕШНАЯ, ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ, СМЕХОТВОРНАЯ, УМОРИТЕЛЬНАЯ.
• Тот, кто вызывает смех, заставляет смеяться.
ВЕСЕЛЬЧАК, ШУТНИК, ЮМОРИСТ, ШУТ, КОМИК, ПЕТРУШКА.
• Состояние тревоги и беспокойства перед грозящей опасностью.
СТРАХ, БОЯЗНЬ, ИСПУГ, УЖАС, ЖУТЬ.
• Заключающий тайну, неразгаданный.
ТАЙНЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ, СЕКРЕТНЫЙ, ЗАГАДОЧНЫЙ, ПОТАЕННЫЙ, ПОТАЙНОЙ, ЧУДЕСНЫЙ.
• Отсутствие света.
ТЕМНОТА, МРАК, ТЕМЕНЬ, ТЬМА, ПОТЕМКИ.
• Требующий большого труда. Больших усилий.
ТРУДНЫЙ, НЕПОСИЛЬНЫЙ, ТЯЖКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ, ТЯГОСТНЫЙ.
• Отсутствие звуков.
ТИШИНА, БЕЗМОЛВИЕ, МОЛЧАНИЕ, ТИШЬ, ЗАТИШЬЕ.
• Обладающий умом.
УМНЫЙ, ПОНЯТЛИВЫЙ, ТОЛКОВЫЙ, СМЫШЛЕННЫЙ, РАЗУМНЫЙ, ГОЛОВАСТЫЙ, БАШКОВИТЫЙ.
• Нанести удар.
УДАРИТЬ, СТУКНУТЬ, ДВИНУТЬ, ТРЕСНУТЬ.
• Хороший результат.
УСПЕХ, ДОСТИЖЕНИЕ, УДАЧА, ПОБЕДА.
• Испытать упадок после работы.
УСТАТЬ, ИЗМУЧИТЬСЯ, УТОМИТЬСЯ, ЗАМОТАТЬСЯ.
• Человек, занимающийся обучением или воспитанием.
УЧИТЕЛЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ПЕДАГОГ, НАСТАВНИК, ВОСПИТАТЕЛЬ.
• Маленький дом.
ХИЖИНА, ЛАЧУГА, ДОМИШКО, ХИБАРКА.