Юлия Контарева
Работа воспитателя в группе для заикающихся детей
▼ Скачать + Заказать документы
Жизненно важное назначение речи – служить средством общения людей и выражения их чувств, мыслей, мироощущения. Формирование и развитие личности, которое происходит в течение всей жизни человека, тесно связано с успешным овладением культурой родной речи, умением использовать языковое богатство во всей динамике и полноте. Нарушение речевого механизма влечёт за собой изменения во всей структуре личности, накладывая отпечаток на её психофизиологическое состояние и социальное поведение (Р. Е. Левина, 1968; Волкова Г. А., 1997; Белякова Л. И. и Дьякова Е. А., 1998).
Публикация «Работа воспитателя в группе для заикающихся детей» размещена в разделах
Большинство исследователей, занимающихся проблемой устранения заикания, считает наиболее эффективным комплексный подход, включающий в себя ряд лечебно-педагогических мероприятий и воздействующий на различные стороны психофизического состояния заикающегося (Левина Р. Е., 1963; Чевелева Н. А., 1965; Власова Н. А., Беккер К. -П., 1983; Селиверстов В. И., 2000 и др.). Комплексный метод предполагает участие в коррекционном процессе разных специалистов: логопеда, невролога, психолога или психотерапевта, инструктора ЛФК.
Логопедическая помощь детям с заиканием оказывается преимущественно в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) или в логопедических группах детских садов комбинированного типа. В нашем дошкольном учреждении функционирует единственная в городе группа для детей с заиканием, открытая еще в 2002 году. Дети, посещающие эту группу требуют особой заботы и внимания. Они отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением сна, эмоционально-волевой регуляции, пониженным эмоциональным фоном. Для психического здоровья таких дошкольников важна благоприятная среда, в которой их любят и понимают, не позволяют грубого обращения с ним, где не жалеют бездумно, проявляя всяческое снисхождение, а уважают и помогают поверить в себя и свои силы. Поддержка личности заикающегося ребенка выступает в коррекционной работе на первый план.
Именно поэтому для таких детей коррекционная помощь оказывается на основе логопсихотерпевтического подхода (Некрасова Ю. Б., 1997; Карпова Н. Л., 2003; Е. И. Рау, 1998, включающего разнообразные воздействия на психику ребенка в целом: и на его речь, и на его формирующуюся личность. Данный подход реализуется по системе семейной групповой логопсихотерапии, что позволяет осуществлять логопсихокоррекцию заикания у детей при активном участии родителей и тесном их сотрудничестве с педагогами группы : учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом и другими специалистами детского сада.
Наш опыт как воспитателя дошкольной группы для заикающихся детей связан c организацией занятий лепкой, аппликацией, рисованием, на которых происходит развитие мелкой моторики. У заикающихся детей обычно нарушен динамический праксис, действия пальцами рук неточны, замедлены, неловки. Организация продуктивных видов деятельности, в которых участвует мелкая моторика рук и положительно влияет на интеллектуальное развитие в целом. Происходит стимуляция активной работы головного мозга, упражняются речедвигательные центры, совершенствуется координация движений. Стимулируя мелкую моторику у детей, мы тем самым стимулируем развитие речи ребенка. Различные занятия с использованием природных материалов, бумаги, ножниц, клея, а также лепка из пластилина и соленого теста помогают развить творческие способности, главное не ограничивать детей в проявлении инициативы и фантазии.