Ольга Трифонова
Ранний детский аутизм
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм – это тяжелая аномалия психического развития ребенка, уход ребёнка в самого себя, экстремальное нарушение контакта ребёнка с окружающим миром из-за доминирующего состояния страха (к матери, близким, бытовым звучащим предметам, телефону, явлениям природы, яркому свету, шуму воды и др.).
Аутизм - наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство (до 2,5 лет, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении - бреда, галлюцинаций, бессвязности речи - не возникает.
Публикация «Ранний детский аутизм» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ранний детский аутизм (РДА) – не диагноз, а состояние ребёнка. Проявление аутизма дисгармонично, отличается от других аномалий сложностью и вариативностью.
Причина РДА.
Большинство исследователей считают, что основная причина – в патологии, недостаточности центральной нервной системы (биохимические, генетические и структурные аномалии почти во всех участках мозга).
Признаки,
по которым можно распознать младенца – аутиста :
- нарушение сна (тревожный сон, сон в дневное время);
- мышечная вялость, ранний отказ от груди и вялое сосание;
- крайняя избирательность в прикормах (верность одному - двум видам прикорма, как следствие - нарушения пищеварения и стула;
- нарушение эмоциональных связей (плачут и смеются по каким-то очень специфическим глубоко внутренним причинам, которые с нормальными практически не соотносятся);
- сложности в коммуникации. Аутисты не погружены в себя и не отгорожены от мира, как это часто представляется. Они просто не знают, как нужно общаться: психические механизмы, которые обеспечивают коммуникацию обычным людям, у них не работают (малыш не фокусирует взгляд на матери, не улыбается, не кладет головку на плечо, когда его берут на руки, не принимает удобную, привычную для всех детей позу во время кормления грудью, а лежит отстраненно, застыв столбиком);
- при хождении не отрывается от опоры, не сгибает колени, ходит на цыпочках, боком (доминанта страха);
- боязнь бега, прыжков;
- отсутствие зрительного прямого контакта (боязнь смотреть в глаза);
- наличие стереотипов поведения (привычный маршрут прогулок, занятий; однотипность одежды, обуви, еды; однообразные, длящиеся годами манипуляции с предметами) и речи (цитирование строчек из стихов, сказок). Любые попытки нарушить стереотипы вызывают у ребёнка – аутиста агрессию и негативизм;
- наличие аутостимуляций, позволяющих компенсировать сенсорный голод и способствующих регулированию внутреннего психологического тонуса (раскачивание, непрерывный бег вокруг предметов, прыжки возле опоры, катание по полу, бросание и рвание бумаги, открывание и закрывание водяного крана и т. п.).
Речевые особенности аутистов.
1. Локализованность, изолированность, автономность речи (речь не связана с действиями, которые ребёнок производит).
2. Стереотипность и наличие в речи штампов.
3. Неспособность вести мобильный диалог, монолог обращён в никуда и ни к кому на аффективную тему.
4. Наличие эхолалии (повтор обращённой речи).
5. Позднее появление в речи местоимения «Я».
6. Отсутствие в речи глаголов и их форм, прилагательных, наречий.
7. Нарушения логохарактера (звукопроизношения, темпа, ритма речи и т. д.)