МААМ-картинки

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников

Оля Михеева
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников

Введение

В Челябинской области разработан новый образовательный проект «ТЕМП», направленный на подготовку квалифицированных кадров для экономики региона. Системная работа в этом направлении позволит решать задачи, обозначенные в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года.

В Министерстве образования и науки Челябинской области проект «ТЕМП» схематично представляют как:

«Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования».

В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока:

Т - требования времени;

Е – единство целей и задач;

М – мотивация и стимулирование;

Публикация «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников» размещена в разделах

П – пути решения и приоритеты деятельности.

Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы.

.

В рамках региональной концепции ТЕМП в русле популяризации технологического образования предполагается повышение престижа рабочих и инженерных профессий на всех уровнях общего образования, начиная с дошкольного.

Уже у детей дошкольного возраста складываются первые представления об окружающем мире, нормах и ценностях, принятых в обществе формируются эле-ментарные математические представления, развиваются такие качества, как целеустремленность, аккуратность, умение выполнять общие правила, складываются позитивные установки к различным видам труда и творчества и др

Ведущие отрасли экономики Челябинской области обуславливают тематику ознакомления детей с профессиями взрослых, распространенных на Урале: металлургов, архитекторов, инженеров-конструкторов, робототехников и др.. В области функционируют центры атомной промышленности.

Ребенок узнает, что в Челябинской области добывают полезные ископаемые, выплавляют металл, производят станки, тракторы автоприцепы, дорожные машины, бульдозеры, грузовики

Знания о профессиях дети дошкольного возраста получают из ближайшего окружения взрослых, от сверстников, с помощью средств массовой информации (кино, радио, телевидения, литературы и т. п., а также из сетевых ресурсов.

Опыт показывает, что дети недостаточно владеют знаниями о содержании профессий взрослых Уральского региона, их общественной значимости (цель труда, предмет, условие, способы трудовой деятельности человека, необходимые ему инструменты и машины, конкретный продукт груда).

Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых осуществляется спонтанно, без учета динамики данного процесса, т. к. практики не владеют диагностическими методиками, позволяющими оценить уровень развития представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых и на этой основе выстроить дальнейшую работу. На практике не всегда учитывается принцип интеграции образовательных областей, гендерного, субъектного подходов, не используются современные педагогические технологии, обеспечивающие ознакомление дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых.

В последнее время в дошкольном образовании большой популярностью у педагогов пользуются проектные технологии, однако проекты на профессиональную тематику, реализуются крайне редко. Незаслуженно забыты и такие формы организации детей, как экскурсии на производства, встречи, беседы с представителями различных профессий родного края, шефские акции.

Характеризуя развивающую предметно-пространственную среду в дошкольной образовательной организации не создаются условия для развертывания детьми сюжетно-ролевых игр производственной тематики отражающих особенности уральского региона, крайне эпизодически представлены продукты изобразительного творчества детей о профессиях взрослых. При достаточной вариативности ИКТ-технологий в образовательном процессе детского сада, педагоги крайне редко используют ИКТ- ресурсы с целью ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых.

Содержание сообщаемых детям знаний о труде взрослых, как и прежде, направлено, в основном, на сферу обслуживания и строительство, что отражается в сюжетах игр «больница», «парикмахерская», «библиотека», «магазин». Большинство детей выражают негативное отношение к рабочим профессиям, не понимают их необходимость для общества и ценность для конкретного региона. Образовательная практика доказывает, что такое отношение у детей формируется и в результате влияния родителей, которые хотели бы видеть своих детей в будущем в большей степени работниками интеллектуального труда. А ведь именно родители, как самые значимые взрослые, формируют у ребенка основы ценностного отношения к труду. Данная проблема связана с неподготовленностью и педагогов, и родителей к совместному решению данной проблемы, в то время как современная ситуация в образовательной системе России предполагает активное участие семьи в педагогическом процессе

Учитывая проблемы, наблюдающиеся в массовой практике, сегодня необходимо создавать педагогические условия в дошкольных образовательных организациях для ознакомления детей с профессиями взрослых.

Актуальность проблемы ознакомления дошкольников с профессиями взрослых

и отражение приоритетной направленности промышленного региона

В современных исследованиях, касающихся дошкольного образования, акценты ставятся на разработке таких понятий, как «ранняя профессиональная ориентация» «профессиональная деятельность взрослых, профессиональное самоопределение», «допрофессиональный онтогенез», «ранние профессиональные устремления дошкольника

Так в соответствии с мнением Н. Н. Захарова цель ранней профориентации заключается в формировании у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности

Интересно мнение Е. Гинзберга, который процесс профессионального выбора связывает с эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка, проходящим по трем стадиям:

- воображаемый период (4-11 лет,

- период проб и попыток (11-17 лет,

- реалистичный период (17-21 год) [1].

Е. А. Климов в своих исследованиях рассматривает понятие «профессиональное самоопределение» и дает характеристику профессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно данной теории игра в возрасте от 3 до 6-8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т п)

В работах В. А. Климова доказано, что уже с детьми дошкольного возраста взрослые должны организовывать не только ИГРУ, НО И доступные формы труда по самообслуживанию, по мнению автора, развитие качеств личности, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, а требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту.

По мнению В. И. Тютюнник сензитивным периодом для формирования потребности в труде (создания социально ценных продуктов для себя и для близкого социального окружения) является период от 2 до 4лет.

Требования рынка труда ставят перед региональной системой образования новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики

Так, например в содержании региональной парциальной программы «Наш дом Южный Урал» ребенку предлагается освоить первичные представления об истории заселения людьми территории Юж Урала, о появлении первой металлургии, добыче железной, медной руды возникновении городов крепостей в эпоху бронзы о видах труда народов в различных районах Южного Урала, о мастеровых и рабочих железо- и медеплавленных заводов и шахт Южного Урала. Программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с развитием домоводства и ремесел у народов Южного Урала. Познавательный материал исторического, природного, социокультурного содержания способствует развитию у дошкольников устойчивой активности в познании профессиональной деятельности взрослых уральского региона

Особенности восприятия профессиональной деятельности взрослых детьми дошкольного возраста

В процесс ознакомления детей дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых могут быть введены игры, отражающие современные социально- экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики.

Во второй младшей группе (3-4 года) дети охотно включаются в игры, изображающие труд взрослых в детском саду. Работу водителя, летчика. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей

В средней группе (4—5 лет) детей привлекают игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водитель автобусов, грузовых машин- поездов, труд врачей, медсестер. Дети начинают придумывать несложные сюжеты

В старшей группе детям становятся интересны игры показывающие работу учреждений (завод, фабрика, супермаркет, аптека, поликлиника и т. п., расширяется содержание игр, в которых отражены отдельные профессии (машиностроителя, продавца, врача, повара, полицейского, водителя, летчика т п, Дети воплощают свои замыслы, играют в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей,моделировать профессиональное поведение.

И наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, профессиональную деятельность людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолетах летают пилоты, однако могут быть и механики, радисты, штурмы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети начинают комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления с представлениями, приобретенными из рассказов, видеофильмов, книг. Дошкольники выбирают роли, обмениваются ролями, «вживаются» в роль. Старшие дети знакомятся с различными видами труда (производственным сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т. п.).

В современных исследованиях при ознакомлении дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых предлагается идея разделения профессий по системам : «человек — техника», «человек - человек», «человек - природа», «человек - знак», «человек - художественный образ».

К системе «человек - техника» относятся профессии, связанные с производством (инженер, инженер-конструктор, инженер-испытатель. металлург, машиностроитель, связанные с трудом водителя различных видов транспорта - легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (машинист, тракторист, комбайнер и т. п.) строительные специальности (сварщик, крановщик, бульдозерист экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр и др.); военные ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также различные рабочие профессии -грузчик, механик, шахтер и др

Наиболее популярны у детей дошкольного возраста профессии системы «человек-человек» : врач, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, полицейский, дизайнер и др.

Знакомы детям профессии системы «человек-природа» агроном, фермер, хлебороб, животновод, пчеловод, рыбак, садовник, дрессировщик.

Современные дети дошкольного возраста могут проявлять интерес к профессиям в системе «человек-знак» это робототехник, экономист

В системе «человек-художественный образ» дети выделяют профессии : архитектор, художник, скульптор, гравер, артист цирка, балерина, музыкант.

Как показывают исследования В. П. Кондрашова, в представлениях детей о профессиях наблюдаются гендерные различия. Девочки отдают предпочтение, профессиям системы «человек-человек» Мальчики в первую очередь называют профессии темы «человек - техника», а также целый ряд военных специальностей. Мальчики более активно, чем девочки, называют профессии системы «человек - природа» и «человек - художественный образ», т. е. в целом они являются носителями более обширной информации о профессиях системы «человек - знак».

Общественную значимость результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, водителя и строителя. Дети, живущие в городе, имеют, как правило, недостаточно конкретные сведения о труде и жизни людей в деревне. Их представления о сельскохозяйственных видах труда крайне общие, а порой и ошибочные.

Таким образом, знания дошкольников о профессиональной деятельности взрослых могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Фотозарисовка «Чудесная ранняя осень в Краснодаре»Фотозарисовка «Чудесная ранняя осень в Краснодаре» Уважаемые коллеги! Как же красива и чудесна осень! Мне очень созвучно стихотворение Б. Пастернака, где он сравнивает осень с выставкой.

Моя первая профессиональная выставка!Моя первая профессиональная выставка! Хочу поделиться очень радостным и знаменательным для меня событием! В конце уже ушедшего года, а конкретно 20 декабря, я приняла участие.

Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет)Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет) Добро пожаловать всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые коллеги, немного о своей профессиональной.

НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички»НОД «Ранняя весна. Куклы «Мартинички» Организованная образовательная деятельность. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Профессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессийПрофессиональная ориентация дошкольников. Знакомство с миром профессий Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 10:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД