Получи документы

Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю

Людмила Караваева
Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы

Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю.

Караваева Л. Г., МДОБУ «Русскокукморский

детский сад «Яблочко», РМЭ

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Публикация «Растим гражданина, Воспитание любви к родному краю» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Чувство патриотизма зарождается на основе любви к Родине (малой и большой, своей семье, обществу (культуре, истории, государству. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Именно в семье, родителями, изначально прививается любовь к родному краю, преданность памяти своих предков и гордость за них. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Цель моей работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:

• Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

• Развивать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Воспитывать чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Успех духовно-нравственного воспитания наших детей во многом зависит от того, что будет заложено в детскую душу, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.

1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами.

2 этап: Детский сад и его сотрудники.

3 этап: Родная деревня, её достопримечательности, профессии родителей.

4 этап: Медведевский район: флора и фауна родного края.

5 этап: Республика Марий Эл: флора и фауна родного края, главный город и города РМЭ.

6 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками, ветеранами Великой Отечественной войны.

7 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Наш край сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна марийская земля. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая с детьми.

На первом этапе, начиная работу в младшей группе, дети знакомились с ближайшим окружением. Главным в этом возрасте стало воспитание через чувства и отношения, преднамеренное наполнение окружения детей объектами национальной культуры.

Для уточнения представления об именах малышей совместно с родителями был изготовлен альбом «Мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени» (средняя группа, «Что означает мое имя» (старший дошкольный возраст).

Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя дружная семья», который оформлялся в сотрудничестве с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Создавали герб своей семьи.

Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Кто работает в саду», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родной деревней, её достопримечательностями, трудовой деятельностью людей Русского Кукмора, с флорой и фауной. Дети посещали школьный музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями деревни, ее улицами. Также проводились конкурсы рисунков «Мои любимые цветы», «Мой любимый дворик», где активными участниками были родители. Цикл занятий о родной деревне и оформление фотоальбома «Моя деревня – Русский Кукмор» способствовали формированию чувства гордости за свою малую родину, её историю. Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Русского Кукмора.

В старшем дошкольном возрасте : от родной деревни мы перешли к изучению родного края, знакомились с флорой и фауной Медведевского района и республики Марий Эл, главным городом, ее столицей – Йошкар-Олой и другими городами республики, знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами. В этом возрасте воспитание происходит через познание окружающего мира:

• Представление о доме, как месте, в котором живут люди

• Знакомство с понятиями «Планета Земля» (знакомство с глобусом)

• Представление о появлении на земле человека

• Ознакомление детей с различиями и сходством живущих на земле людей

• Формирование представлений о странах, их особенностях и общих чертах

Согласно перспективному плану мы последовательно проводим ознакомление детей не только с марийским фольклором, но в меру возрастных возможностей дошкольники получают знания об обычаях, традициях, обрядах народов мари, народными героями. Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы о родном крае, мы понимали, что эта информация трогает детские сердца. Они внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, но мы чувствовали, малышам чего-то не хватает для полного восприятия информации о своей малой Родине Марий Эл.

Стало традицией: к детям в гости приходит кукла Салика, которая помогает расширить представления о родном крае. Начиная с младшей группы читаем марийские народные сказки, в средней группе – включаем народные игры, загадки, марийские слова, в старшем дошкольном возрасте разучиваем марийские песни и танцы.

В детском саду прекрасно оборудован национальный уголок, в группе – патриотический, котором собран материал не только по Марий Эл, но и информация по России (альбомы с иллюстрациями, художественная литература, предметы быта, фонограммы народных марийских и русских песен, фотоальбомы). В своей практике мы используем разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями:

• Традиции, обряды народных праздников и быта россиян и народов мари;

• Былины, сказки, пословицы (фольклор);

Народные игрушки;

• Предметы быта;

• Предметы декоративно-прикладного искусства;

Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта;

Книги: энциклопедии, детская художественная литература;

• Фотографии;

• Репродукции, иллюстрации;

• Схемы, модели, символы (геральдика);

• Видео, аудио продукция.

Организуем тематические дни «День деревни», Наш край – Медведевский», «Я живу в Марий Эл», КВН «Моя Родина – Марий Эл». Проводятся праздники к юбилею района, республики. Несомненно, ценным элементом воспитательной системы является использование русских народных праздников в различных формах работы с детьми. Например: праздника «Рождество», «Масленица», «Светлая Пасха», развлечения «Марийские посиделки», «Осенины». Детей знакомим с местными диалектом, песнями, играми.

Однако, учитывая, что Марий Эл многонациональна, стало необходимо ввести в наши планы занятия по ознакомлению с традициями, обычаями других национальностей. В целях воспитания толерантности, мы проводим работу с ближайшим окружением ребенка: тех народностей, представители которых есть в нашем саду.

Надеемся, что решая проблемы духовного и нравственного патриотического воспитания, так хочется, чтобы наряду с современными ритмами в домах наших воспитанников звучали марийские напевы, стихи марийских поэтов, появились интересные творческие работы. Исполнялись пляски с припевками, с притопами и веселым свистом, которые выражают яркую натуру марийцев.

Вся работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Родители активные участниками всех праздников, помогают в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвуют в конкурсах рисунков, поделок.

Публикации по теме:

Патриотический уголок во второй младшей группеПатриотический уголок во второй младшей группе Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной. культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной.

Экскурсия-презентация «Шагая легкими шагами…» Экскурсия-презентация входит в состав методического комплекта к программе кружка "Люблю тебя, мой край родной". Его работа нацелена на одну.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 00:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Караваева (УИ 13684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД