Людмила Караваева
Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
Растим гражданина. Воспитание любви к родному краю.
Караваева Л. Г., МДОБУ «Русскокукморский
детский сад «Яблочко», РМЭ
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Публикация «Растим гражданина, Воспитание любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.
Чувство патриотизма зарождается на основе любви к Родине (малой и большой, своей семье, обществу (культуре, истории, государству. С самого раннего детства ребёнок учится не только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и большую Родину, гордиться сначала своей семьёй, а затем и своей страной. Именно в семье, родителями, изначально прививается любовь к родному краю, преданность памяти своих предков и гордость за них. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.
Цель моей работы – воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:
• Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
• Развивать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
• Воспитывать чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, необходимо продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. Успех духовно-нравственного воспитания наших детей во многом зависит от того, что будет заложено в детскую душу, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.
1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами.
2 этап: Детский сад и его сотрудники.
3 этап: Родная деревня, её достопримечательности, профессии родителей.
4 этап: Медведевский район: флора и фауна родного края.
5 этап: Республика Марий Эл: флора и фауна родного края, главный город и города РМЭ.
6 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками, ветеранами Великой Отечественной войны.
7 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Наш край сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна марийская земля. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая с детьми.
На первом этапе, начиная работу в младшей группе, дети знакомились с ближайшим окружением. Главным в этом возрасте стало воспитание через чувства и отношения, преднамеренное наполнение окружения детей объектами национальной культуры.
Для уточнения представления об именах малышей совместно с родителями был изготовлен альбом «Мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени» (средняя группа, «Что означает мое имя» (старший дошкольный возраст).
Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя дружная семья», который оформлялся в сотрудничестве с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Создавали герб своей семьи.
Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Кто работает в саду», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.
Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родной деревней, её достопримечательностями, трудовой деятельностью людей Русского Кукмора, с флорой и фауной. Дети посещали школьный музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями деревни, ее улицами. Также проводились конкурсы рисунков «Мои любимые цветы», «Мой любимый дворик», где активными участниками были родители. Цикл занятий о родной деревне и оформление фотоальбома «Моя деревня – Русский Кукмор» способствовали формированию чувства гордости за свою малую родину, её историю. Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Русского Кукмора.
В старшем дошкольном возрасте : от родной деревни мы перешли к изучению родного края, знакомились с флорой и фауной Медведевского района и республики Марий Эл, главным городом, ее столицей – Йошкар-Олой и другими городами республики, знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами. В этом возрасте воспитание происходит через познание окружающего мира:
• Представление о доме, как месте, в котором живут люди
• Знакомство с понятиями «Планета Земля» (знакомство с глобусом)
• Представление о появлении на земле человека
• Ознакомление детей с различиями и сходством живущих на земле людей
• Формирование представлений о странах, их особенностях и общих чертах
Согласно перспективному плану мы последовательно проводим ознакомление детей не только с марийским фольклором, но в меру возрастных возможностей дошкольники получают знания об обычаях, традициях, обрядах народов мари, народными героями. Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы о родном крае, мы понимали, что эта информация трогает детские сердца. Они внимательно слушали, активно отвечали на вопросы, но мы чувствовали, малышам чего-то не хватает для полного восприятия информации о своей малой Родине Марий Эл.
Стало традицией: к детям в гости приходит кукла Салика, которая помогает расширить представления о родном крае. Начиная с младшей группы читаем марийские народные сказки, в средней группе – включаем народные игры, загадки, марийские слова, в старшем дошкольном возрасте разучиваем марийские песни и танцы.
В детском саду прекрасно оборудован национальный уголок, в группе – патриотический, котором собран материал не только по Марий Эл, но и информация по России (альбомы с иллюстрациями, художественная литература, предметы быта, фонограммы народных марийских и русских песен, фотоальбомы). В своей практике мы используем разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями:
• Традиции, обряды народных праздников и быта россиян и народов мари;
• Былины, сказки, пословицы (фольклор);
• Народные игрушки;
• Предметы быта;
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Коллекции: одежды, монет, открыток, предметов быта;
• Книги: энциклопедии, детская художественная литература;
• Фотографии;
• Репродукции, иллюстрации;
• Схемы, модели, символы (геральдика);
• Видео, аудио продукция.
Организуем тематические дни «День деревни», Наш край – Медведевский», «Я живу в Марий Эл», КВН «Моя Родина – Марий Эл». Проводятся праздники к юбилею района, республики. Несомненно, ценным элементом воспитательной системы является использование русских народных праздников в различных формах работы с детьми. Например: праздника «Рождество», «Масленица», «Светлая Пасха», развлечения «Марийские посиделки», «Осенины». Детей знакомим с местными диалектом, песнями, играми.
Однако, учитывая, что Марий Эл многонациональна, стало необходимо ввести в наши планы занятия по ознакомлению с традициями, обычаями других национальностей. В целях воспитания толерантности, мы проводим работу с ближайшим окружением ребенка: тех народностей, представители которых есть в нашем саду.
Надеемся, что решая проблемы духовного и нравственного патриотического воспитания, так хочется, чтобы наряду с современными ритмами в домах наших воспитанников звучали марийские напевы, стихи марийских поэтов, появились интересные творческие работы. Исполнялись пляски с припевками, с притопами и веселым свистом, которые выражают яркую натуру марийцев.
Вся работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Родители активные участниками всех праздников, помогают в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвуют в конкурсах рисунков, поделок.