МААМ-картинки

Разработка игр для усвоения системы сенсорных эталонов в процессе формирования математических представлений

Александра Торопова
Разработка игр для усвоения системы сенсорных эталонов в процессе формирования математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка игра на усвоение системы сенсорных эталонов в процессе формирования математических представлений детей дошкольного возраста

Усвоение сенсорных эталонов в области восприятия формы

Публикация «Разработка игр для усвоения системы сенсорных эталонов в процессе формирования математических представлений» размещена в разделах

Основная цель освоения этого сенсорного эталона - научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.

Это такие практические действия, как:

– наложение фигур;

– прикладывание;

– переворачивание;

– сопоставление элементов фигур;

– обведение пальцем контура;

– ощупывание;

– рисование.

После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник и трапеция.

Л. А. Венгер предлагает использовать следующие группы игр:

1. предложить найти ребенку предметы по образцу, которые имеют такую же форму, как: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и другие;

2. в игровой форме подбирать геометрические фигуры одинаковые с образцом по форме и цвету, форме и величине;

3. формировать умение находить геометрические фигуры по их названию.

Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, - это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные», а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются).

Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов.

Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т. е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника).

Игры направленные на усвоение восприятия формы:

"Карточки-загадки"

Цель игры: научить детей распознавать разные формы предметов, видеть схожие предметы (с одинаковой формой). Кроме того, эта игра тренирует моторику пальцев, развивает абстрактное мышление.

Необходимое оборудование: картонные карточки с прорезями в виде геометрических фигур и соответствующие им фигуры. Можно заготовить 7—8 таких карточек с прорезями в форме треугольника, квадрата, круга, звездочки, полукруга, восьмиугольника, овала.

Ход игры: Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы. В этой игре может принимать участие и один ребенок, и несколько (в этом случае к игре добавляется еще и элемент соревнования).

«Геометрическое лото»

Цель: научить младших изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать

предметы по геометрическому образцу.

Оборудование: 5 карточек и изображениями геометрических фигур: по 1кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар, квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг, овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо, прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Ход: Ребята, нас окружают геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем в игру и

попробуем увидеть в окружающих нас предметах различные формы.

В игре принимает участие 6 младших дошкольников. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и

предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с

другом.

Усвоение сенсорных эталонов в области восприятия цвета

Процесс усвоения детьми дошкольного возраста начинается с ознакомления геометрии и цвета фигуры. Это происходит в результате разных видов продуктивной деятельности ребенка: рисования, конструирования, лепки.

Сначала у детей формируются представления о хроматических цветах, белом и черном цвете и создаются условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом педагоги рекомендуют перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных.

Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светлосиний и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим цветами.

Для восприятия цвета ребенка учат различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.

Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.

На первом этапе ребенка учат сличению цветов: «Найди такой же». На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Скажи, какого цвета?» Если ребёнок не повторяет за педагогом, то взрослый побуждает его повторить название цвета. На третьем этапе ребёнок в ответ на вопрос: «Это какой цвет?» сам называет тот или иной цвет.

Каждому возрасту ребенка соответствует определенная последовательность знакомства с цветом и его оттенком:

в первую очередь происходит освоение действий, которые способствуют выделению цвета в предмете;

затем осваивается понятие цвета при использовании нескольких контрастных основных цветов, в данном случае можно применить красный, синий.

Восприятие целостного предмета. Является наиболее главной функцией восприятия: восприятие целостного предмета или явления в совокупности всех их свойств.

Для этого ребенку надо освоить более сложные действия с предметами:

конструирование предметов из составных элементов (конструкторы; картинки, разрезанные на несколько частей);

узнавание предмета по нескольким элементам или его назначению (картинки с нарисованной частью предмета, животного, по которым ребенок должен узнать – кто это);

обнаружение похожего и различного в предметах (например, чем похожи: лиса, волк, молоток топор и т. д.);

словесное описание предметов (например, игра «Угадай кто» - ребенок описывает задуманное, а Вы угадываете);

узнавание предметов по словесному описанию (та же игра, но поменяйтесь ролями с ребенком, загадки).

Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.

В ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов педагоги не рекомендуют рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность т. к. в окраске реальных предметов эти характеристики обычно изменяются одновременно, создавая различную яркость цвета. Когда обозначают оттенки цвета в повседневной жизни, указывают обычно на их светлоту – темно-зеленый, светло-желтый, имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Следует помнить, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия, напр., светло-красный называется розовым. Употребление детьми таких названий вполне допустимо, кроме неверного называния светло-синего цвета голубым, но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону, т. е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра. Почти все они имеют в быту метафорические названия – лимонный, сиреневый и др., – связанные с определенным предметом.

Усвоение сенсорных эталонов в области восприятия величины

Особое внимание уделяется в младшем дошкольном возрасте сенсорному эталону "величина".

Это одна из задач умственного воспитания, благодаря которой малыш учится не только давать правильное название свойству предметов, но и сравнивать их между собой, что дает ребенку более полное представление об окружающей его действительности. Измерительная деятельность развивает мышление, служит основой для разных видов деятельности, создает предпосылки для учебы в школе.

Сенсорные эталоны величины сначала познаются на уровне органов чувств, то есть на сенсорной основе. Ребенок видит предмет глазами, ощупывает его, производит с ним ряд действий. Потом воспринятый объект осмысливается мышлением, дополняются знания речью. Сам механизм восприятия и у взрослых, и у детей одинаков. Приходят знания и понятия о предмете в результате практической деятельности, при участии слова и размышлений. Задействованы процессы сравнения и анализа, синтеза и классификации, что уже является признаками логического мышления. Дети трех лет еще не могут дифференцировать предметы по разнице величин. Так, малыш может пытаться уложить большого медведя в маленькую кроватку. После этого периода ребенок начинает выделять предметы по их внешнему виду, отталкиваясь от их объема. Так, бегемот - большой, а мышонок - маленький. С возрастом и развитием речи дети уже выделяют отдельные признаки величины, различая длину, ширину, высоту, толщину. Им еще тяжело запомнить правильное название всех этих свойств предмета, поэтому воспитатель проводит с ними дидактические игры, цель которых сравнить предметы по величине и правильно назвать признаки. Все эти учебные упражнения базируются на сравнении величин, используя глазомер ребенка.

Все это подкрепляется на практике в разных видах деятельности. В конструировании ребенок не поставит маленькую деталь внизу, так как понимает, что вся конструкция распадется. Рисуя картинку, старший дошкольник уже соотносит величину предметов с расстоянием. Так, деревья, что растут близко, рисуют большого размера, а те, что растут вдалеке, - маленькими.

Чтобы сформировать правильное представления величины у ребенка, необходимо следующие действия:

1. по образцу подбираются одинаковые величины;

2. различие предметов выявляется с помощью прикладывания и наложения, расположения по возрастающей и убывающей величине (ряды от маленького к большому и наоборот);

3. закрепление названий за предметами разной величины: «самый большой», «большой», «маленький», «самый маленький», больше, меньше;

4. использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов;

5. с помощью зрения происходит сопоставление различных предметов;

6. сравнение величины различных частей и деталей предмета.

Игры для формирования понятия "величина"

Педагогами придумано огромное количество дидактических игр, которые используют на занятиях по формированию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром.

Игра с шариками

Цель: учить детей различать форму шара и его размеры – большой и маленький, развивать сенсорное восприятие, мускулатуру кистей рук.

Оборудование: ящик, в стенках которого имеются круглые вырезы большого и малого размера (с одной стороны ящик открыт, шары разного размера (большие и маленькие) с расчетом, что большие шары не могут провалиться в маленькие отверстия.

Ход игры: Воспитатель приглашает детей поиграть. Объясняет, как пользоваться игрушкой. Вот большой шар (дает детям подержать его, он не умещается в ладошке, а это маленький шарик (его можно спрятать в ладошке – дает детям подержать его). Шарики можно катать (кладет маленький шарик на ящик, он катится). Но попадает в дырочку и проваливается. Достанем его из ящика. А теперь покатаем большой шарик, он не провалился в маленькую дырочку. А маленький упал. Дети достают шарики и опускают в отверстия то большой, то маленький шарик. Некоторые дети сами называют размеры шаров и отверстий.

Развитие тактильного восприятия младших дошкольников

Игры, направленные на развитие тактильного восприятия:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Тактильные крышечки».

Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы)

Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.

"Гладкий - шершавый"

Цель игры: развитие тактильных ощущений. Знакомство ребенка с понятиями «шершавый»,«гладкий».

Оборудование: панель с дощечками гладкой и шершавой фактуры.

Ход игры: Взрослый кончиками пальцев правой руки плавно проводит сверху вниз по гладкой поверхности. Предлагает ребенку повторить движение и говорит: «это гладкая». Затем проводит рукой по шершавой поверхности и предлагает ребенку повторить, вводя понятие «шершавая». Далее, взрослый просит показать ребенка (проведя рукой, где гладкая, а где шершавая поверхность и спрашивает: «это какая?».

Игра «Лоскутки»

Нарежьте много кусочков разных тканей.

Дайте ребенку потрогать лоскутки и опишите их свойства (шелк – тонкий, гладкий; сукно – грубое, жесткое).

Завяжите ребенку глаза, и опять дайте кусочки тканей.

Задание: сказать, что за ткань и описать ее. Например: грубое сукно.

Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Ребенку дают по очереди предметы из разных материалов: деревянный кубик, бутылка из пластика, стеклянный стакан, пушистая игрушка и пр.

Малышу нужно угадать, из чего это сделано. Можно использовать разные по текстуре предметы: гладкие, пушистые, шершавые и т. д.

Развитие вкусового восприятия

Дидактические игры, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений.

«Определи на вкус»

Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

Варианты:

— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;

— ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба, фруктов (яблоко и груша, колбасы (вареная и копченая, орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие, варенья (малиновое, вишневое и др., конфет (леденец, шоколад и др., рыбы (жареная, соленая, молочных продуктов (сметана, кефир).

«Вкусовые банки»

Материал: банки, пипетки, ложки. Педагог готовит четыре раствора: сладкий, соленый, кислый и горький. Берет одну банку с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус. Обозначает свои ощущения словом. Точно так же поступают с другими банками. Ребенок узнает, что жидкости бывают различного вкуса.

«Назови вкус продуктов»

Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).

Например:

— лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;

— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;

— конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;

— чеснок горький, неприятный, с резким запахом Игра «Живая вода»

Необходимо:

взять 8 посудин (одноразовых стаканчиков);

в каждые 2 емкости налить воду с добавлением: яблочного сока, сахара, соли, лимонного сока;

ребенку нужно сделать по глотку с каждой емкости и определить 2 посудины с одинаковым содержимым.

ИНТЕРЕСНО! Полезно играть в жаркую пору с детьми, что не любят пить воду.

Игра «Фрукт, ягода или овощ»

Порежьте кубиками овощи и фрукты. Каждый кубик и ягоду проткните зубочисткой и разложите на подносе. Ребенок с завязанными глазами берет по кусочку, нюхает и съедает. По запаху он должен определить фрукт это или овощ, а по вкусу сказать, что он съел.

ВНИМАНИЕ! Эта игра тренирует вкус, зрение и обоняние.

Развитие зрительного восприятия

Игры на развитие зрительного восприятия:

1. Найди различия

Ребёнку предлагается картинка, по которой он должен найти отличия.

2. «Солнечный зайчик»

Цель: развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Материалы: зеркальце.

Ход игры: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца солнечный лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульчикам и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна – поймать солнечного зайчика. При этом передвигайте сначала луч плавно, затем быстрее. Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы.

Если малышам понравилась игра предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика.

3. Подберите к каждому предмету цвет

Цель: соотнесение и называние основных цветов и их оттенков, развитие зрительного восприятия.

Оборудование: бытовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета спектра (чашка, хлебница, нитки: кукольная одежда: кофточка, брюки, туфли; игрушки: флажок, лиса, шар и

Ход игры: Дайте ребенку цветные квадраты. Попросите его разложить квадраты – к каждому предмету его цвет.

На двух сдвинутых рядом столах расставить игрушки. В игре участвуют восемь детей.

Воспитатель дает каждому ребенку предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребенок должен к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их по цвету

и назвать. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова. Выигрывает тот, кто быстрее подберет все предметы одного из цветов спектра и его оттенков.

Игра повторяется 2-3 раза в зависимости от интереса детей к материалу и от степени умения сравнивать предметы с образцом, обобщать предметы по цвету. Продолжительность игры – 15-20 минут.

Развитие слухового восприятия

Игры на развитие слухового восприятия

"Кто летит?" (жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З. – З. - З. - З. ”)

Игра «Испорченный телефон»

Игра «Где позвонили?» или «Жмурки» с колокольчиком

Тихо – громко говори. Это игра для развития фонематического слуха. Ребенок заучивает чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука). Нужно произнести чистоговорку сначала шепотом, потом тихо, а потом громко.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики»Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики» Цель: формировать у детей 2-3 лет сенсорные представления о форме и цвете. Для изготовления пособия понадобится: - солёное тесто; - канцелярский.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Использование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представленийИспользование мягкой развивающей книжки «Счет» для развития моторики руки и формирования математических представлений Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Методическая разработка по формированию математических представлений для детей подготовительной группы Хочу познакомить со своей работой по изготовлению математической рабочей тетради для подготовишек. Каждый ребенок ищет приключений, каждый.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Самостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представленийСамостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представлений Развитие умственных способностей у дошкольников является одной из актуальных проблем и приобретает всё большее значение, поэтому обучение.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка игр для усвоения системы сенсорных эталонов в процессе формирования математических представлений
Опубликовано: 31 мая 2020 в 12:31
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка игр для усвоения системы сенсорных эталонов в процессе формирования математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Александра Торопова (УИ 1653505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД