Анна Клемчук
Развитие детских эмоций средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детских эмоций средствами музыки
Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций.
Публикация «Развитие детских эмоций средствами музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Это может показаться странным, но: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.
Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Одним из средств развития эмоций является музыка.
Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в настоящее время является очень актуальной. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений.
Музыкальное искусство, как известно, обладает огромным воздействием на эмоции человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
• Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;
• Расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;
• Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений;
• Закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, пиктограмма: веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т. д.);
• Умение распознать настроение других, развитие эмпатии;
• Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.
С основными эмоциями дети знакомятся в ходе всего учебно – воспитательного процесса, где они переживают различные эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, осваивают опыт сверстников, познают литературу, живопись, музыку. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
Для достижения цели используются следующие работы с детьми:
Приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»;
Рассматривание репродукций картин: Музыкально – дидактическая игра «Подбери эмоцию под картину»;
Картинка «Веселый клоун» - определить пиктограмму («Веселый», «Грустный», «Злой», которая не соответствует картинке;
Фрагменты мультфильмов, по которым дети определяют название мультфильма, персонажей и исполняют песни из них, подбирают эмоции;
Использование мимики и пантомимики: использование этюдов «Сладкая конфета», «Грязь»;
«Скажи наоборот» - предлагается назвать противоположные эмоции.
Веселый – грустный
Спокойный – сердитый
Испуганный – спокойный
Печальный – веселый
Элементы психогимнастики:
Игровой сеанс «Лесная фея» : Этюд «Сказочный лес», Этюд «Друзья поссорились», Этюд «Поделись с другом», Этюд «Обиженная лиса», «Кустики»;
Дальше не говорить.
Путешествие в город эмоций : «Улица радости», «Улица Грусти», «Улица страха», «Улица смеха», «Расслабление», «Изобрази правильно», «Листочки на память».
Таким образом, в процессе реализации своей работы, я предполагаю достичь следующих результатов:
• Повысить уровень эмоционального развития детей;
• Развивать способности детей контролировать свои эмоции;
• Расширять словарь детей эмоциональной лексикой;
• Закрепить навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.