Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказок

Екатерина Ловягина
Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказок

Ребёнок дошкольного возраста очень чуток к слову. Об этом говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей: А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Н. Цейтлин, К. И. Чуковский, Д. Б. Эльконин и другие. Гумбольдт отмечает, что осваивая родной язык, каждый ребенок опирается на смутно ощущаемые аналогии. Исходя из этого Ф. А. Сохин настаивает на формировании практических речевых навыков и помощи ребёнку в осознании языковой действительности.

Языковая практика в дошкольном возрасте может и должна быть не только воспроизводящей, но и творческой. Словесное творчество дошкольника заключается как в комбинации освоенных языковых элементов, так и в выражении средствами языка оригинального замысла, требующего построения самостоятельного высказывания.

Процесс построения высказывания, как указывает О. С. Ушакова, имеет несколько этапов. Прежде чем начинать высказывание, надо иметь план или содержательный замысел, то есть ребенок должен отчетливо представлять себе, о чем он будет говорить. Происходит программирование речевого высказывания. Ребенку предстоит осознать весь замысел в целом и отдельные его детали.

Сказка – самый освоенный детьми жанр устного народного творчества и художественной литературы. Сказка – форма внутренней жизни дошкольника. Сказочный замысел рождается в воображении ребёнка гораздо легче и быстрее, чем замысел любого другого высказывания.

Как показывают наше исследование, дети проявляют большой интерес к самостоятельному сочинению. При этом необходимо, чтобы воспитатель создал определенные условия для развития творческих речевых умений детей: выбрать сюжет близкий и понятный детям, помочь понять и запомнить форму и структуру сказки как жанра, познакомить с особенностями языка сказок и собственно приёмами творчества.

Прежде чем обучать детей сочинению сказок мы обучали детей составлению сказочных сюжетов, используя приёмы развития творческого воображения: преувеличение, преуменьшение, придание объекту свойств другого объекта и другие.

Большое значение имеет, понимает ли дошкольник как строится повествовательный текст, в частности, текст сказки. Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой предлагает для этого приём моделирования структуры текста. Мы использовали этот приём, но апробировали совершенно новую, оригинальную модель виде лесенки одна сторона которой ступени, они моделируют различные структурные части сюжета, которые могут быть обозначены игрушками – персонажами сказки, а другая сторона – скат, он символизирует динамику действия в развязке.

Особое внимание уделили освоению типичных для сказки лексических и грамматических языковых средств путём выделения их из текстов русских народных волшебных, бытовых сказок и сказок о животных.

Результатом использования сказки для развития детского словесного творчества стали повышение интереса детей к словесному творчеству, усвоение структуры монолога – повествования, рост креативности, то есть желания придумать, сочинить, получить творческий продукт, активизация лексики типичной для русских народных сказок. Всё это говорит о том, что сказка является эффективным средством развития словесного творчества у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! В 2011 г. Республика Коми отметила 90-летие со дня образования. Мы просим Вас ответить на вопросы.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами игры Введение Общение с взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. Через общение он приобретает все свои.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие детского словесного творчества в процессе обучения сочинению сказок
Опубликовано: 15 марта 2015 в 09:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

18 апреля. День отпечатка пальца

Говорят, у любого человека найдётся на планете двойник. Если это правда, то очень забавная: где-то, скажем в Австралии или просто в Урюпинске в этот самый момент трудится на огороде или кушает борщ...

НОД учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с ЗПР «Необитаемый остров»...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербурга....
Экскурсия на железнодорожный вокзал города «Сергач» для старше-подготовительной группы
Аннотация. Актуальность: Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность....
Консультация «Методы заучивания стихотворений»
При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие...