МААМ-картинки

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Елена Берсенева
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами игры

Введение

Общение с взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. Через общение он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества. Психическое развитие ребенка начинается с общения.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами игры» размещена в разделах

Проблемой развития коммуникативных способностей занимались многие ученые: А. П. Юсупова, Выготский Л. С., Д. Б. Эльконин, Брунер Дж. С. Л. Новоселова, С. В. Григорьев, К. Монтенегро, М. А. Норбашева, В. М. Григорьев, Н. Н. Палагина, А. Н. Фролова, С. А. Шмаков, Н. А. Асадулаева и многие другие.

В период старшего дошкольного возраста игра становится главной у детей. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками – это подтверждает проведенный мною обзор исследований по данной проблеме.

Игра как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев, как практика развития (С. Л. Рубинштейн, как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин, как средство обогащения психического развития ребенка (А. В. Запорожец, как детская традиция (В. С. Мухина, как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер, как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон, как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Mud, признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.

Свое особое место в этом плане занимают традиционные игры, подвергнувшиеся психологическому анализу (С. Л. Новоселова, С. В. Григорьев, К. Монтенегро, М. А. Норбашева, педагогическому изучению (В. М. Григорьев, Н. Н. Палагина, А. Н. Фролова, С. А. Шмаков, Н. А. Асадулаева). Традиционные игры своими корнями уходят в древнейшие слои социокультурной истории и являются общечеловеческим культурным достоянием. Они заключают в своем содержании и транслируют особенности жизни и быта. В этой связи традиционные игры приобретают значимую роль в качестве средства развития коммуникативных способностей ребенка в дошкольном возрасте.

Изучая данный вопрос, мы столкнулись с таким явлением: не у всех

детей старшего дошкольного возраста сформированы коммуникативные способности, соответствующие возрастной норме.

Таким образом, сложилось противоречие: между необходимостью развития коммуникативных способностей и низким уровнем развития коммуникативных способностей детей.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы условия развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования: изучить условия развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: – развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: – развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами игры.

Задачи: 1) Изучить сущность понятия коммуникативные способности;

2) Выявить уровень коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;

3) Подобрать игры на формирование коммуникативных способностей старших дошкольников;

Гипотеза исследования: своевременная диагностика позволяет выявить уровень развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста и на этой основе создать условия, которые позволят повысить уровень развития коммуникативных способностей детей.

Теоретической основой исследования проблемы развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в трудах таких авторов как: М. Лисиной, Е. Смирновой, Т. Репиной и других. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были исследованы следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по изученной проблеме;

- наблюдение, беседа.

Экспериментальная база: детский сад №3 «Березка», город Навашино, Нижегородской области, старшая возрастная группа. В эксперименте приняло участие 15 человек, дети в возрасте от 5,5- 6 лет.

Значимость исследования состоит в том, что в работе изучены теоретические подходы к проблеме развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в трудах отечественных авторов, определены показатели и критерии сформированности коммуникативных способностей детей. Подобраны и апробированы методики по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, материалы проведенного исследования могут быть использованы для практического применения в работе воспитателей.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Публикации по теме:

Программа оптимизации общения детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для успешного формирования культуры общения детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать ряд факторов:.

Учим детей общаться Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами игры
Опубликовано: 28 октября 2014 в 17:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД