Получи документы

Развитие детского творчества детей дошкольного возраста посредством русского народного искусства

ЗАГОРУЛЬКО ТАТЬЯНА
Развитие детского творчества детей дошкольного возраста посредством русского народного искусства

«Развитие детского творчества у детей

дошкольного возраста посредством

русского народного искусства».

Каждому человеку, каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.

Публикация «Развитие детского творчества детей дошкольного возраста посредством русского народного искусства» размещена в разделах

Родная культура, на мой взгляд, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Глубокий духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства и пробуждать чувство любви к Родине у каждого ребёнка.

Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой знания детей и их родителей о народной культуре, о фольклоре и традициях русского народа - они отрывочны и поверхностны. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

Народное искусство является важным средством патриотического воспитания и формирования активной творческой личности, в котором объединены устный фольклор, музыкальное, хореографическое и декоративно-прикладное искусство.

Именно поэтому в своей работе особое значение я уделяю развитию детского творчества через русское народное искусство.

До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются наследниками и носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.

Таким образом, можно предположить, что если формировать у детей интерес к народному искусству, народной культуре, к ее историческому прошлому, то это будет способствовать развитию детского творчества.

Я поставила перед собой цель –развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через все виды русского народного искусства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Формирование элементарных представлений о видах народного искусства.

2. Формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа (народная игрушка, костюмы, народные промыслы).

3. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус и восприятие, интерес к искусству.

4. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, фольклорной).

5. Использовать новые формы работы по художественно- эстетическому воспитанию в триаде родитель, ребёнок, педагог.

В своей работе особое место уделяю приобщению дошкольников к культуре русского народа. Я знакомлю детей с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, обрядами, которые способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю. Дети и их родители принимают участие в народных праздниках и развлечениях : «Масленица широкая», «Рождественские посиделки», «Колядки», «Праздник молока», «Пасха», «Богатырские состязания», «Частушечный переполох», «Веселая ярмарка», «Праздник урожая», «Фестиваль дружбы».

В музыкальном фольклоре неразрывно связано - музыка, пение, танец и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому, можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: народная песня, игра на народных музыкальных инструментах, народные игры, народная хореография.

Народная песня

Большое значение в развитии художественно-творческих способностей детей имеет развитие песенного творчества. Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получили в младшей группе. Когда я познакомила детей с простыми попевками («Зайка серенький», они начинали подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом. Песни старалась подбирать удобные для активного подпевания, тексты песен были понятны и доступны детям.

В средней группе я увеличила объем песенного репертуара, работу с песней усложнила, добавила хороводные песни (появляется новый жанр - игровая песня). Ввела понятие «обрядовая песня» (зимние калядки, масленичные, весенние заклички).

В старшей группе добавила песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Эти песни доступны по содержанию и интересны по сюжету. Дети с удовольствием их инсценировали и импровизировали. Также в старшей группе я познакомила детей с новым жанром - частушка. Не смотря на всю сложность исполнения частушки, дети с удовольствием их исполняли.

В подготовительной группе мы закрепляли умение петь частушки и знакомились с жанрами русской народной песни : лирическая, шутливо-комическая, строевая. Среди родителей был проведен конкурс «Частушечка».

Работая над народной песней, я вижу, как раскрывается в детях душа. Ведь дети соприкасаются с фольклорным материалом на протяжении всего учебного года. А самое главное, я помогаю детям самим искать способы выражения характера народной музыки через свое исполнительство.

Народные игры

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей — это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир.

Народная игра – средство обучения и воспитания, она отражает образы жизни, национальные традиции и обычаи. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора.

Широко внедряю в свою работу народные игры, песни, хороводы. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Заинька», «Тень-тень-потетень»,«Горелки», «Жмурки»,«Салки», «Как у наших у ворот», «Шапка- неведимка» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества.

Знакомство с народными играми, так же, как и с песнями осуществлялось постепенно.

Педагогам из нашего детского сада я предложила консультацию «Не забывайте народные игры», где мы рассмотрели несколько типов народных игр.

Народные музыкальные инструменты

Для создания более яркого музыкального образа, используем народные инструменты : колокольчики, трещотки, деревянные ложки, гармошку, коробочку и др. Уже в младшей группе у ребят возникает интерес к народным музыкальным инструментам. Конечно в возрасте 3-4 лет малыши не часто воспроизводят нужный ритм, но огромное желание играть на инструменте и быть услышанным приводит детей и взрослых в восторг. Детям всегда давалась возможность поиграть на музыкальных инструментах (играли на дудочках, металлофонах, барабанах). В младшей группе мы сравнивали звуки свистульки с птичьими голосами.

Чтобы научиться играть на ложках сначала рассмотрели ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках).

В средней группе дети познакомились со звучанием музыкальных инструментов в ансамбле. Добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа).

В старшей группе продолжали слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивали записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учились узнавать и правильно называть инструменты.

В подготовительной группе дети не только научились различать инструменты в оркестре, но и познакомились с составом оркестра народных инструментов, а также с предметами быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т. д.). В игры и пляски включались народные инструменты.

Народная хореография

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Особое внимание я уделяю образному и игровому танцу, поскольку именно они развивают самостоятельное творчество детей, заставляют глубже вслушиваться в музыку. Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к родине, к своей нации.

В младшей группе я поставила задачу овладеть простейшими элементами народной плясовой пластики : притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки.

В средней группе добавлялись новые элементы народного танца : ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка», топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»). Уделяла внимание пластике рук в пляске — кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера.

В старшей группе в хороводе уже использовались такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка, «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Разучили основные движения танца «Хохломские ложки», который ребята исполнили в подготовительной группе на районном методическом объединении.

В подготовительной группе дети знакомились с сюжетными танцами, где обязательно присутствовал солист. Это такие танцы как «Во саду ли, в огороде», «Самовар».

Таким образом, танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность.

Русский народный танец тесно связан с народным костюмом.

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев— один из памятников русской национальной культуры. Русские мастера настолько трепетно создавали русский народный костюм, такое изобилие красок и цветов, различной вышивки и украшений, что сердце просто замирает от такой красоты; очень разнообразен женский костюм, женские головные уборы; для мужского костюма характерна рубаха-косоворотка с широким поясом и с вышивкой.

Основными направлениями нашей работы по этой теме стали:

- Изучение истории костюма. Где дети знакомятся с внешним видом костюма, его формой, расцветкой, элементами украшения.

- В своей работе использую фольклор: пословицы, поговорки, загадки о костюме, сказки - как первое знакомство с костюмом в иллюстрациях.

- Знакомлю детей с предметами быта, связанными с хранением и изготовлением костюмов (прялка, наперсток, веретено, утюг, сундук, материалами, из которых делают ткани: лен, шерсть, кожа, лыко. Изучаем способы изготовления ткани и, т. е. трудовые действия: прядут, ткут, шьют, вяжут, валяют.

Родители приняли активное участие в изготовлении русских национальных костюмов, был проведен конкурс «Старинные русские головные уборы».

Проведенная работа способствовала развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре, сформировались представления об устройстве русского быта, об истории русского костюма.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляю знания эталонов формы и цвета, формирую четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

- в предварительном создании эскизов на бумаге;

- в продумывании элементов узора;

- в расположении их на объемах;

- в создании предметов декоративного характера;

- в умении найти способ изображения и оформления предмета;

- в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Для обучения декоративной деятельности и формирования детского творчества беру только подлинные предметы народного искусства и их изображения (иллюстрации, фотографии, диапозитивы). Отбираю доступные для восприятия детей определённого возраста предметы и игрушки с простыми узорами: полосы, круги, кольца, точки, овалы.

Работа по декоративному творчеству строится в трёх направлениях.

Первое направление. Знакомлю с определённым видом народно-прикладного искусства. Детям даю некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяю средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете, связь формы предмета и узора с его назначением.

Второе направление. Обучение декоративному рисованию на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании.

Третье направление. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетаний цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала.

Такое творческое применение полученных представлений по декоративному рисованию при создании предметных, сюжетных композиций показало, насколько осознано дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.

Вместе с детьми с народными промыслами знакомились и их родители. Консультации «Воспитание у детей интереса к традициям и обычаям своего народа», «Роль родителей в возрождении русских традиций», мастер- класс по изготовлению народной куклы, мастер- класс «Городецкий конь», консультация для родителей «Городецкая роспись» помогли приобщить родителей к изучению культуры своего народа. Во время тематического собрания «В гостях у Городецких мастеров» родители подробнее узнали о городецкой росписи, сами попробовали себя в роли Городецких мастеров. Благодаря родителям была организована выставка предметов быта старины «Тайна старого чердака» и оформлен мини- музей «Разноцветная Русь», в котором представлены изделия народных промыслов России. По инициативе родителей проведён праздник «Фестиваль дружбы», на котором была представлена культура разных народов.

Для более глубокого изучения декоративно –прикладного искусства мною был разработан и реализован проект «Русские узоры», который позволил создать развивающее пространство по декоративно-прикладному искусству, осуществить сотрудничество с родителями по вопросам народно-прикладного искусства.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволило нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Заключение

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через знакомство дошкльников с русским народным искусством.

Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию творческих способностей.

Дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Они научились планировать свою работу, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение «Я» : «Я нарисую так, Я сделаю это по-своему, Я думаю, Я видел, Я чувствую, Я могу…». Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились подбирать и создавать обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Таким образом, результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и доказали, если формировать у детей интерес к народному искусству, народной культуре, к ее историческому прошлому, то это будет способствовать развитию детского творчества.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества В последние годы, наряду с поиском современных моделей.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» В целях реализации проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» я провела занятие.

Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Содержание 1. Введение 2 Актуальность проекта 3 Цель проекта 4 Задачи проекта 5 Ожидаемый результат 6 Продукты проекта 7 Аннотация проекта.

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Васекова Светлана. Работа по самообразованию Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности».

Развитие интереса у детей к театрализованной деятельности посредством использования продуктов детского творчества Развитие интереса у детей к театрализованной деятельности посредством использования продуктов детского творчества. Когда мы думаем над тем,.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. Ребенок – природный исследователь.

Развитие ребенка дошкольного возраста посредством изобразительного искусства Первоочередная задача взрослых, педагогов и родителей, вырастить детей эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми,.

Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Дошкольный возраст – благодатный.

Презентация «Роль русского народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста» Наши дети и мы живем в условия большого мегаполиса в окружении высокотехнологичных вещей, огромного объема различного вида информации. И.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей группы раннего возраста Детство-это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение-первое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детского творчества детей дошкольного возраста посредством русского народного искусства
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 07:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД