Марина Казакова
Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение
2 Актуальность проекта
3 Цель проекта
4 Задачи проекта
5 Ожидаемый результат
6 Продукты проекта
7 Аннотация проекта
8 Этапы и сроки реализации:
9 План мероприятий
10 Ресурсы
11 Риски и пути преодоления рисков
12 Выводы
13 Литература
Паспорт проекта
Публикация «Проект „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Наименование проект : «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Автор: Казакова М. В., воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок», село Лямбирь, Республика Мордовия.
Вид проекта : познавательно-творческий
Цель проекта : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими посредством устного народного творчества.
Задачи проекта :
1. Формировать умение у детей слушать произведения устного народного творчества, обогатить познание детей в области русских народных танцев, игр, хороводных песен, музыкальных инструментов.
2. Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс комплекс мероприятий, направленный на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
3. Создать предметно-пространственную развивающую среду для осуществления речевого развития детей.
4 Повысить роль семьи в решении задач речевого развития ребенка посредством устного народного творчества.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.
Предварительная работа: подбор сказок, потешек, загадок, пестушек, колыбельных песен, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации, консультации. Организация предметно-развивающей среды в группе.
Срок реализации: январь, 2019год.
Ожидаемый результат:
• Для детей :
1. Овладение навыками речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком и формирование устной речи.
2. Совершенствование диалогической и монологической речи.
• Для родителей:
1. Повысить интерес к устному народному творчеству
2. Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад», родители поощряют использование устного народного творчества в играх дома.
• Для педагогов:
1. Расширение компетенции о русском народном творчестве.
Пополнение и расширение предметно-пространственной развивающей среды для осуществления речевого развития детей.
Продукт проекта : Картотека потешек, загадок, прибуаток, считалок, сказок. Создание альбома «Моя любимая русская народная сказка». Оформление книжного уголка.
Введение
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений? Несомненно, все вместе – это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из низ, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения. Мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.
Устное народное творчество обладает уникальной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Главная задача педагога в области развития речи младшего дошкольного возраста – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Значимость этой задачи выделена отдельной образовательной областью «Речевое развитие» в Федеральной программе развития образования (ФГОС – Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года №30384, Концепции модернизации российского образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1991 г.)
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно.
Актуальность проекта :
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами!
Особую значимость в развитии речи воспитанников играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.
Цель проекта : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими посредством устного народного творчества.
Задачи проекта :
4. Формировать умение у детей слушать произведения устного народного творчества, обогатить познание детей в области русских народных танцев, игр, хороводных песен, музыкальных инструментов.
5. Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс комплекс мероприятий, направленный на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
6. Создать предметно-пространственную развивающую среду для осуществления речевого развития детей.
7. Повысить роль семьи в решении задач речевого развития ребенка посредством устного народного творчества.
Ожидаемый результат:
• Для детей :
3. Овладение навыками речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком и формирование устной речи.
4. Совершенствование диалогической и монологической речи.
• Для родителей:
3. Повысить интерес к устному народному творчеству
4. Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад», родители поощряют использование устного народного творчества в играх дома.
• Для педагогов:
2. Расширение компетенции о русском народном творчестве.
Пополнение и расширение предметно-пространственной развивающей среды для осуществления речевого развития детей.
Продукт проекта : Картотека потешек, загадок, прибуаток, считалок, сказок. Создание альбома «Моя любимая русская народная сказка». Оформление книжного уголка.
Аннотация проекта.
Проект направлении на развитие речевых способностей детей посредством устного народного творчества, проектной деятельности, как одной из инновационных технологий по развитию речи детей дошкольного возраста в образовательном учреждении. В его основе представлены теоретические и практические формы и методы речевого развития детей, описаны разнообразные методики развития речи, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание проекта предусматривает дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Проект адресован педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, родителям воспитанников.
Этапы реализации проекта.
Первый этап – подготовительный:
1. Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.
2. Обсуждение с родителями и детьми – участниками проекта, выявление возможностей и средств, необходимых для реализации проекта.
3. Подобрать материал и оформить уголок по теме.
Второй этап – основной:
1. Планирование работы по теме, сбор и обработка материала.
2. Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок.
3. Знакомство детей с народными играми, танцами.
Третий этап – заключительный: Анализ и обобщение накопленного материала, методические выводы.
План мероприятий.
Для решения задач разработано планирование способов, форм и методов речевого развития детей в режиме дня :
1. Утренняя гимнастика:
Комплексы утренней гимнастики с использованием русских народных песен, пальчиковой гимнастики на основе фольклора.
2. В период до занятий, в совместной деятельности:
Рассказывание и чтение русских народных сказок, потешек, прибауток, закличек, считалок, загадывание загадок, пальчиковые игры с использованием фольклора.
3. Физкультминутки на занятиях: игры малой подвижности, пальчиковые игры.
4. Прогулка: Наблюдения, включающие народные приметы, заклички, потешки. Подвижные народные игры.
5. Мероприятия перед сном: Рассказывание и чтение русских народных сказок, прибауток для раздевания ребенка перед сном, слушание колыбельных песенок.
6. После сна: Театрализованная деятельность по русским народным сказкам, потешкам, игры – драматизации, дидактические игры, малоподвижные народные игры.
Формы и методы формирования устной речи детей и навыков речевого общения с окружающими на основе устного народного творчества.
№ Формы и пути реализации Содержание Ответственные
1. Непосредственно образовательная деятельность - проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности;
- физкультминутки. Воспитатель
2. Досуги - игры-драматизации;
- рассказывание и чтение русских народных сказок, потешек, прибауток, закличек, считалок;
- загадывание загадок, пальчиковые игры с использованием фольклора;
- игра на музыкальных инструментах. Воспитатель
3. Физические упражнения - пальчиковые игры;
- физкультминутки;
- комплексы утренней гимнастики;
- комплекс закаливающей гимнастики. Воспитатель
Инструктор по физической культуре
4. Свободная самостоятельная деятельность. - пальчиковые игры;
- рассматривание книг, иллюстраций по русским народным сказкам, фольклорным произведениям.
- театрализованная деятельность с использованием различных видов театра, обыгрывание сюжета;
- игры-драматизации;
- дидактические игры;
- игры на музыкальных инструментах. Воспитатель
Младший воспитатель
5. Консультативная работа с воспитателями и родителями - анкетирование;
- мастер-класс;
- наглядная информация.
Воспитатель, родители
6. Индивидуальная работа с использованием дидактических материалов - дидактические игры;
- рассказывание русских народных сказок, потешек, прибауток, закличек, считалок;
- игра на музыкальных инструментах;
- специальные игровые задания. Воспитатель, родители
7. Инновационная технология проектной деятельности - проведение проекта на основе устного народного творчества Воспитатель, родители
Перспективное планирование развития речи детей во второй младшей группе посредством устного народного творчества.
Чтение художественных произведений Игровая деятельность Речевая деятельность детей Театрализованная деятельность
14 января
Слушание русской народной сказки «Колобок»
Отгадывание загадок. Рассматривание костюмов и ряжение
Изображение героев
Русские народные игры «Коза», «Каравай» Рассматривание картинок к сказке, обсуждение характерных особенностей персонажей.
Заучивание потешки «Кисонька-мурысонька». Драматизация сказки «Колобок»
Игра-ситуация «Калачи из печи».
15 января
Рассказывание сказки «Теремок» Игра «Скажи о друге ласковое слово»
Русские народные игры «Сорока-белобока», «Ладушки» Рассказывание детьми сказки «Теремок».
Разучивание плясовой песенки «Уж я топну ногой» Игра-инсценировка по сказке «Теремок».
16 января
Чтение потешки «Курочка – пеструшечка».
Чтение р. н. сказки «Заюшкина избушка» Пальчиковая игра «Помешаем, помешаем».
Дидактическая игра «Собери матрешку». Слушание и проговаривание потешек «Ай, лады, лады, лады», «Травка-муравка», «Чистая водичка» Инсценировка потешки «Курочка-пеструшечка».
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
17 января
Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» Подвижная игра «Ой, что за народ?» (по материалам муз игры И. Плакиды).
Дидактическая игра «Весёлые матрешки» Рассказывание сказки детьми с помощью воспитателя.
Упражнение в интонировании диалогов. Игры-инсценировки по потешкам: «Ай, лады, лады, лады»; «Уж я Танюшке пирог испеку».
18 января
Рассказ сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Загадывание загадок о сказке. Подвижная русская народная игра «Наседка и цыплята»
Беседа по содержанию сказки.
Рассказывание сказки детьми. Подготовка к драматизации.
Драматизация «Петушок и бобовое зернышко».
21 января
Чтение сказки «Три медведя» Игра на выразительность мимики.
Пантомимическая игра «Пойми меня» Беседа по содержанию.
Придумывание окончания истории детьми.
Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.
Показ на ширме.
Разыгрывание сказки «Три медведя» (с помощью настольного театра)
22 января
Чтение сказки «Волк и козлята» Подвижная игра «Дождь»
Русские народные игры «Коза», «Каравай» Беседа по содержанию.
Заучивание песенки козы. Игра – инсценировка по сказке.
23 января
Загадывание загадок о русских народных сказках. Игра «Назови сказку» Рассматривание иллюстраций к сказкам. Показ настольного театра «Колобок».
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс:
- согласование проекта с администрацией детского сада;
- утверждение проекта на заседании педагогического совета.
2. Материально – технический ресурс
- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группе детского сада.
3. Информационный ресурс:
- подбор методической и познавательной литературы по теме;
- сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Риски и пути преодоления рисков
Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.
Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:
- содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных
особенностей детей дошкольного возраста;
- при подготовке к музыкальному занятию приходится готовиться к каждому занятию основательно его перерабатывать и вносить изменения;
- не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, интернет источников, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, картины.
Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
Вывод:
Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости в воспитании детей на начальном этапе их развития.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка и его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речи.
Используемая литература:
Для педагогов:
1. Белкина В. Н., Васильева Н. Н. Дошкольник : Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.
2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», 1974 г.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего возраста».
4 Журнал «Детский сад от А до Я» №4 2008г.
5 «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. Ушаковой.
6 Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
7 Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам.
8 Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.
Для детей :
1. Большева Т. В. «Учимся по сказке».
2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
3. Михайлова М. А., Горбина Е. В. «Поем, играем, танцуем дома и в саду».
4. Орлова Ф. М., Соковина Е. Н. «Нам весело», 1973г.
5. Шипицина Л. М. «Азбука общения».
6. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему «Я».
Для родителей:
1. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
2. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.
Первый этап – подготовительный:
Сценарий:
Для развития речи детей через знакомство с русским народным творчеством я создала все необходимые условия. Вместе с родителями мы создавали в группе уголок «В гости к русской народной сказке», в котором поместили книги в соответствии с возрастом детей.
Детям нравится проводить время в книжном уголке. Они самостоятельно рассматривают иллюстрации и проговаривают потешки.
Когда мы с детьми идем умываться я обыгрываю все наши действия с помощью самых простых потешек. Например:
Во время умывания:
«Водичка, водичка,
Умой Диме (Наташе) личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».
Во время причесывания:
«Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти коса до пояса,
Не вырони не волоса».
Особое внимание я уделила колыбельным песням. Они формируют первый словарный запас ребенка и образную картинку мира.
«Котя, котенька, коток,
Котя серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу,
Дам кусочек пирога,
И кувшинчик молока».
В группе начали использовать такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями при подготовке детей ко сну.
Также используются другие игры русского народного, например: «Солнышко - ведрышко», «Кот и мыши» и другие игры, которые развивают быстроту движений и приучают к сообразительности, вниманию.
Второй этап – основной:
На первом этапе знакомили детей с русскими народными сказками, потешками и загадками.
Был оформлен книжный уголок, где были подобраны русские народные сказки в соответствии с возрастом. Русские народные сказки открывают новую страницу в речевом развитии ребенка. Проговаривая содержание сказок дети развивают речевой аппарат.
Родители воспитанников вместе с детьми нарисовали рисунки и разукрасили, по теме «Русские народные сказки».
Также подобрала потешки по темам:
1. Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека – «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый».
2. Потешки, олицетворяющие природу – «Солнышко – ведрышко», «Радуга – дуга».
3. Потешки, знакомящие детей с действиями человека, с помощью элементов народного быта – «Ой ду ду! Потерял пастух дуду!», «Ладушки, ладушки!».
4. Потешки, которые олицетворяют материнскую любовь «больших» и «маленьких» - «Коза – дереза».
5. Потешки – небылички – «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».
6. Раскрывающие или олицетворяющие нравственно-этические категории - «Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!».
7. Потешки, которые имеют прямо отношение к ребенку по имени – «Кто у нас хороший?».
Третий этап – заключительный:
Создание консультации для родителей «Роль родителей в развитии речи через устное народное творчество»
В уголок «Русское народное творчество» поместила предметы русского быта: кухонную утварь, ложки, кукла в национальном костюме, каравай. Детям было интересно рассматривать куклу в национальном костюме, самовар, ведь детям этого возраста нужно самим все потрогать, поиграть с ними.
Результаты:
После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанное в саду своим родным, с удовольствием играют в народные игры.