МААМ-картинки

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Елена Комарова
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. К. Д. Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и другие. Фольклор – это яркий выразительный материал, который несёт в себе важный познавательный и эмоциональный материал, необходимый для речевого развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества» размещена в разделах

Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Е. А. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Это свидетельствует о возможности использования фольклорных произведений в развитии речи детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, одной из наиболее эффективных является восприятие художественной литературы и фольклора.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, когда речь ребёнка совершенно не развита, в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, а именно:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объёма «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях забывают песни и колыбельные. Эти произведения, доступные по форме и понятные по содержанию, являются ценным материалом для развития речи детей.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.

В учреждении разработана ООП ДО, содержание которой в группах дошкольного возраста строится на основе программы «Радуга», под редакцией Т. Н. Дороновой и др. Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Радуга», изучив практические и теоретические сведения о развитии речи детей дошкольного возраста, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

И в этом году я начала углубленно работать по развитию речевых умений и навыков. Разработала перспективный план работы по речевому развитию с использованием устного народного творчества, включила его в общую систему комплексно-тематического планирования в своей группе.

Поставила перед собой основную цель: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста.

В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством;

2. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок:

3. Заучивать потешки;

4. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.

Ожидаемый результат:

– у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, пословицам, скороговоркам, речевым народным играм;

– повысится уровень речевого развития детей дошкольного возраста;

– повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.

Наблюдение за детьми в начале года показало, что многие дети не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания. Они не знают пословиц, поговорок, потешек и т. д., не всегда точно отгадывают загадки, не знают русских народных сказок. А это значит, что знакомство детей с фольклорными формами - необходимое условие для развития и формирования связной речи у дошкольников любого уровня речевого развития.

На первом этапе была проведена большая работа по созданию развивающей предметно – пространственной среды в группе, с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Подобрала книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации, вместе с родителями приобрели и изготовили настольно-печатные игры, которые помогали бы детям закреплять речевые навыки знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Пополнили книжный уголок. В книжном уголке разместили книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки. В театральном уголке поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, разные виды театров дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.

Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом» рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек, скороговорок, сказок.

В своей работе выделила два направления:

1) Использование фольклора в непосредственно образовательной деятельности.

2) Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

Непосредственно образовательную деятельность проводим согласно тематическому планированию. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, скороговорки, чистоговорки, сказки. НОД с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с дошкольниками. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных занятий. НОД строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываем усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения. На НОД создаем условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия с взрослым, желание делового общения, но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы деятельностью. Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, ребенок берет в руки куклу и ласковым нежным голосом припевает: Баю-баю-баю-бай. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи : мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

При разучивании потешек используем не только действия с игрушками, кукольный театр, но и мнемокарты.

Используем малые формы фольклора не только в НОД, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». В НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)- лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», «Пошел котя на торжок, купил котя пирожок». На рисовании рисуем «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к деятельности используем загадку, обыгрываем песенкой: «Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел…», «Я колобок, колобок…» Таким образом, использование в разных видах деятельности фольклора, делает совместную деятельность ребенка и педагога эмоциональной, интересной, что способствует лучшему усвоению материала.

С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям были прочитаны следующие произведения, русские народные сказки : «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок - чёрный бочок, белое копытце».

После прочтения художественных произведений дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро зло, узнавали, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.

Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки.

Были проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок».

В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение.

В ходе этих драматизаций развивалась у детей речь, память, творческое воображение.

Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

С целью развития речи детей я в своей работе использовала чистоговорки, скороговорки. Были проведены дидактические игры: «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».

В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей, дети научились четко выговаривать слова со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «ж», «з», «с», «л», «д», «т», развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с этими звуками.

Проводились вечера – развлечений, где в гости к ребятам приходила бабушка – загадушка, литературные развлечения : «Путешествия по сказкам», «Угадай сказку», досуг по русским народным сказкам.

Были показаны настольный театр по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу?», театр на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух», «Жихарка», «Кошкин дом», «Лиса и журавль», «Репка», «Теремок», «Три поросёнка».

В ходе таких показов воспитываются у детей интерес к героям сказок, они учатся сопереживать к героям сказок.

На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег, «Кричит «кар», всем червякам враг» (ворона, «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки). Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире проводились игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай».

Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко». «Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это? (ЛЯГУШКА)

В процессе работы я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные, используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос, совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу», то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить. Или такое выражение – «Повесить голову». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому? Анализировала с детьми несколько выражений типа «Водить за нос», «Дать волю рукам», «Нос повесить». После делали обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Есть такая пословица «Сказать – узлом завязать». Я объясняла детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали (демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица осталась. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

Использую ряд пословиц и поговорок.

В качестве поучения и наставления:

За правое дело стой смело.

Поспешишь – людей насмешишь.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Мороз не велик, а стоять не велит.

В качестве порицания:

Много шуму - мало толку.

Шумят, как воробьи на дождь.

Весь дом вверх дном.

Наш пострел везде поспел.

Использовала пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и сну.

Пели, пели, да есть захотели.

Что поставят, то и кушай.

Милая подружка – подушка.

Одним ухом спит, другим слышит.

Постепенно задания усложнялись. Детям раздавались картинки, а они называли подходящую пословицу. Затем было предложено детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т. д. Используя в своей работе данные методы и приемы, я заметила, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

Работа с родителями

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Вначале работы по данной теме мы провели анкетирование родителей, из которого выяснилось, что не все родители знают виды устного народного творчества, не все в системе читают детям русские народные сказки, употребляют в общении с детьми потешки, поют колыбельные песни, загадывают загадки. На основе анализа анкет строилась работа: составили перспективный план по работе с родителями.

В уголок для родителей разместили:

консультацию «Роль фольклора в развитии речи детей»;

в индивидуальных беседах с родителями рассказывали им о значении эмоционального общения с ребёнком;

провели конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки и песенки»;

провели родительское собрание на тему: «Роль загадки в развитии речи детей дошкольного возраста»;

организовали для родителей выставку «Книга напрокат», в которую выставляем книги с потешками, загадками, русскими народными сказками для чтения дома.

-

Таким образом, работа по данному направлению еще ведется, но уже позволяет сделать следующие выводы: предложенный художественный материал понятен и доступен детям. В ходе наблюдений было выявлено, что речь детей стала более выразительной, большее количество детей стали употреблять в речи прилагательные и местоимения, говорить сложными предложениями. Дети научились отгадывать загадки, что влияет на всестороннее развитие речи. Обогатился словарный запас детей благодаря использованию потешек и колыбельных песен. С помощью фольклора развился фонематический слух, так как устное народное творчество имеет напевность, его можно произносить с разной интонацией.

В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей :

• Продолжать пополнять группу дидактическим материалом по развитию речи;

• Продолжать пополнять уголок ряженья;

• Продолжать пополнять картотеку фольклорных, дидактических игр;

• Разнообразить работу с родителями и детьми через проведение совместных фольклорных развлечений.

Публикации по теме:

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Консультация «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным.

Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Источники самообразования: методическая литература. Форма самообразования: индивидуальная. Срок реализации: 1 год. Предоставление материала:.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.

Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Дошкольный возраст – благодатный.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество Развитие речи в старшем дошкольном возрасте как задача дошкольного образования. Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Актуальность выбранной темы: В раннем возрасте очень важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей группы раннего возраста Детство-это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение-первое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 19:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД