Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников»

Алена Балыкова
Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников»

Значение речи в жизни человека сложно переоценить. И очень горько, когда замечаешь у детей большие сложности с овладением ею. Напомним, что речь делится на письменную и устную, которая в свою очередь на монологическую и диалогическую. Освоение последней из указанных – одна из задач развития ребенка в дошкольном возрасте. В норме овладение диалоговой речью происходит постепенно без использования специальных средств в процессе простого общения. Но некоторые дети испытывают сложности в выражении своих мыслей, построении фраз. В итоге они вообще начинают избегать диалогов. В помощь таким детям я успешно применяю трехступенчатую систему развития диалогической речи.

Первая ступень призвана снять страх перед речевыми актами, породить у ребенка уверенность в своих силах, и подготовить базу для дальнейшего развития диалоговой речи.

Здесь используются дидактические игры, целью которых для ребенка является односложный ответ на поставленный вопрос. Любимая игра моих воспитанников «Смешной ответ».

На столе выкладываются предметные карточки разной тематики рубашкой вверх. Задача ведущего (воспитателя) задавать любой вопрос, на который можно ответить одним словом – предметом. Задача ребенка – выбирать одну карточку и отвечать на поставленный вопрос с ее помощью. Например, воспитатель спрашивает: «Что у тебя на голове?» Ребенок выбирает карточку с изображением курицы. «Курица» - отвечает он.

Впоследствии воспитатель и ребенок меняются ролями, и уже ребенок задает вопрос, а воспитатель выбирает карточку для ответа.

Цель второй ступени – актуализировать в речи вопрос-ответные формы построения диалога.

На данном этапе мы используем следующие игры.

«Расскажи сказку»

Берется сюжетная картинка по хорошо известной ребенку сказке (например, Колобок) Для уточнения содержания сказки сначала задаются простые вопросы «кто? Что? Зачем?» Далее ребенку присваивается определенная роль, и задаются вопросы ему как персонажу сказки, например, колобку. Зачем ты покатился по дорожке? Кого ты встретил первым? От односложных ответов следует плавно переходить к ответам полным предложением. После освоения данного варианта игры, необходимо произвести смену ведущего: уже ребенок должен задавать вопросы воспитателю как носителю роли.

«Что случилось?»

Более сложный вариант описанной выше игры. В качестве материала используется незнакомая ребенку сюжетная картинка. Форма работы остается прежней. В качестве игрового момента можно использовать роль «сыщика, следователя».

Цель третьей ступени – стимулировать диалогическую речь в условиях, приближенных к реальным.

Здесь мы рекомендуем использовать театрализации. Разумеется, использование театрализаций следует начинать не с обыгрывания случайных сцен, а с небольших этюдов, близких ребенку. Например, покажи, как кошка умывается. Затем подобные простые действия следует предварять простым сопроводительным предложением: «Я умываюсь, потому что пила молочко». В дальнейшем воспитатель стимулирует диалог, задавая вопросы. Например, «Кто налил тебе молочка?» Когда ребенок легко начинает справляться с подобным заданием, можно усложнять этюды, или переходить к обыгрыванию знакомых детям сюжетов.

Детям проще обыгрывать сказочные сюжеты, поэтому начать можно с того же колобка. Но не стоит зацикливаться на театрализациях сказок, нужно стремиться к актуализации диалогов в обыденной жизни, поэтому следует переходить к разыгрыванию сцен из жизни. Сначала простых и знакомых ребенку. «Покажи, как ты приходишь в детский сад». Затем более сложных, обогащающих жизненный опыт детей. Например, «Представь, что ты потерялся в магазине. А я буду продавцом».

Предложенная нами модель развития диалоговой речи отличается следующими чертами:

Во-первых, это опора на наглядность и хорошо знакомый детям материал.

Во-вторых, это вопрос-ответные формы построения диалога.

В-третьих, обыгрывание сюжетов.

Таким образом помимо главной цели – развития речи – происходит развитие и других сторон личности дошкольника.

Публикации по теме:

Игры для развития диалогической речи старших дошкольников Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть.

Развитие диалогической речи в разных видах деятельности «Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» 1. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи. 2. Беседа.

Картотека игр и упражнений на развитие связной диалогической речи дошкольников Гуси-гуси. Отмечается место – дом гусей. «Гуси» гуляют на «лужайке». Воспитатель Гуси-гуси! Дети Га-га-га! Воспитатель Есть хотите? Дети.

Автор публикации:
Консультация «Развитие диалогической речи дошкольников»
Опубликовано: 21 мая 2019 в 16:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. День поделок из пластиковых бутылок для участка на МААМ

Поделки для украшения летнего участка из бутылок могут быть самыми разнообразными: от декоративного ограждения клумб до фигурок сказочных персонажей, райских цветов и необыкновенных фонариков. Всё зависит...

20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках

Начиная с 2009 года, ежегодно 20 июня во всем мире отмечается экологический праздник — Всемирный день защиты слонов в зоопарке. Защитники природы призывают зоопарки отказаться от содержания в неволе этих...

Сценарий праздника «Масленица»
Сценарий праздника «Масленица» Масленица, масленица! Зима к лету тянется, Там Весна проказница Примеряет платьица. План мероприятия 1. Обычаи и традиции...
Благоустройство участка младшей группы к лету
Здравствуйте, уважаемые гости моего блога. К летнему оздоровительному периоду родители нашей группы с энтузиазмом взялись обновить участок. На веранде...
Коллективная аппликация «Наше лето»
Групповая работа средней группы "Капитошки", готова представить вашему вниманию композицию под названием " Наше лето". Потребовалось нам для этой работы:...