Елена Медина
Развитие двигательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие двигательной активности в подвижных играх в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Подвижные игры занимают большое место в жизни дошкольников средней группы. Их двигательный опыт стоновиться значительно богаче, чем в младшей группе.
Детей начинает больше интересовать результат их действий, например, попасть мячом в определенную цель, перепрыгнуть через небольшое препятствие.
Публикация «Развитие двигательной активности дошкольников» размещена в разделах
Характерным для этого взраста является то, что в играх ребенок старается прежде всего достигнуть лучшего результата, не замечая еще действий товарищей. Нередко приходится наблюдать, что ребенок напрягает все силы, чтобы убежать от ловящего, хотя тот за ним уже не гонится. И наоборот, сам «ловишка» продолжает гнаться за кем-нибудь одним из играющих, хотя хотя вокруг него много детей, которых он легко мог бы поймать. Ребенок радуется, когда ему удается добиться успеха, но и не слишком огорчается, если не достигает желаемого. Интерес к самой игре (движения, радостное возбуждение) еще очень силен у детей.
Дети все чаще ищут партнеров для своих игр, объединяясь по двое и больше. Объединение в большинстве случаев носит непрочный характер. Так, играя в «поезд», дети объединяются чаще всего в процессе самой игры. К «паровозу» присоединяются «вагоны», но уже через корткий срок то один, то другой отходят от игры,их сменяют другие.
Ребенок действует более уверенно в той области, в которой имеет опыт. Он охотнее использует те движения, которыми лучше владеет. Больше всего детей привлекает бег, поскольку это движение не вызывает особенных затруднений, выполняется почти автоматически.
К 4-5 годам дети уже свободнее спрыгивают, подпрыгивают, перепрыгивают через невысокие препятствие, легко залезают на верх трибунки или заборчика.
Меньший интерес проявляется к метанию на дальность и в цель, т. к. дети еще плохо владеют этими движениями.
Постепенно, с обогащением двигательного опыта и приобретением ряда навыков, движения детей становятся более координированными. Все чаще они начинают играть самостоятельно,по своей инициативе,что говорит об увеличении их двигательного опыта.
У детей возникает все большая потребность в разнообразии материала для игры подвижного характера
Дети сами ищут подходящие предметы (колеса, мячи, обручи, прыгалки). Действия начинают приобретать более целенаправленный характер: докатить обруч до конца дорожки, не уронив его: подлезать под веревку, не задев ее и т. Д.
В средней группе подвижные игры становятся разнообразные по характеру, структуре, сюжет приобретает все большее значение в играх.
В играх средней группы каждый ребенок отвечает только
за свои действия: успех одного ребенка не влияет на ход игры. Так, например, если «водящий» осалит одного из играющих, тот отходит в сторону. Оставшиеся дети продолжают бегать.
Даже в играх с элементами соревнования нет еще коллективной ответственности за действия каждого. Это вызвано особенностями возраста. Детям 4-5 лет еще трудно дается согласованность действий в коллективе, для осуществления которой требуется умение регулировать свои движения сообразно общим интересам.
Постепенно необходимо приучать детей действовать более согласованно, развивать умение регулировать свои действия в игре соответственно действиям других играющих.
В средней группе в большем объеме, чем в младшей, используются готовые по содержанию игры. Многие из них имеют определенный сюжет правила. («Кошка и мыши», «У медведя во бору», «Гуси и волк»). Все больше привлекает детей введение в игры неожиданных персонажей. Им нравится преодолевать небольшие препятствия и затруднения.
Для подвижных игр характерно единство действий играющих.
Кроме одного-двух водящих, все дети выполняют одни и те же движения. Если и вводятся разнообразные движения, то соблюдается поочередность их выполнения.
Игры, имеющие трудные правила, лучше проходят при меньшем количестве участников. Это дает возможность детям скорее освоить игру, проявить больше активности, инициативы.
Возрастающая активность детей к старшей группе, в отличии от средней, проявляется в большей смелости, решительности, находчивости. Им нравится, когда в игре возникают неожиданные положения, затруднения, которые они стараются преодалеть. Все большее значение приобретает момент соревнования в играх: кто найдет больше флажков, кто поймает больше детей. Детей привлекает не только результат, но и общий исход игры:
никого не поймали, все успели спрятаться, удалось «выручить» пойманного. Старшие дети прявляют значительно больше инициативы в играх. Заинтересованные содержанием, они вносят в игру много новых вариантов. Двигательный опыт
старшей группы позволяет им более разнообразно испльзовать физкультурные пособия в своих играх (доски, мячи, кегли). Детям нравятся игры в «классы», с мячом, «кольцеброс», в которых ярко выражен элемент соревнования (скорость, ловкость, точность)
Правила в играх для старших направленны на регулирование поведения играющих, на согласованность их действий в коллективе. Большее место занимают правила, требующие быстрого выполнения действий по сигналу. Они направлены на развитие организованности, дисциплинированности у детей. Этому способствует введение ограничений действий играющих. Ясное предсталение, понимание детьми правил в игре являются при этом обязательным условием.
Игра проходит гораздо продуктивнее, если детям понятно,
чего им надо добиваться в игре и как действовать соответственно этому.
Живое общение воспитателя с детьми, привлечение их к оценке выполнения ими правил, выявление ошибок и дотижений- все это является следствием более сознательного отношения детей к своим действия в игре, способствует воспитанию дружного колленктива.