Папки-передвижки

Развитие физиологического дыхания и формирования воздушной струи

Людмила Райвич
Развитие физиологического дыхания и формирования воздушной струи
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

1. Анатомо-физиологические механизмы речи.

2. Значение дыхания в формировании фонетически правильной речи.

3. Применение дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

4. Игры и упражнения по формированию силы воздушной струи.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

Публикация «Развитие физиологического дыхания и формирования воздушной струи» размещена в разделах

1) система дыхательных органов (дыхательный отдел, необходимая для возникновения звука, легкие и главная дыхательная мышца - диафрагма;

2) генераторная система (голосовой отдел) - звуковые вибраторы (голосовые связки гортани, при колебании которых образуются звуковые волны;

3) резонаторная система (артикуляционный отдел) - носоглотка, череп, гортань и грудная клетка

Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя выдыхаемого воздуха является основой для голосо- и звукообразования. Если эта выдыхаемая воздушная струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеообразование становится невозможным. Если же проходящая через гортань воздушная струя является слишком слабой, то и голос у человека звучит слабо. По этой причине уже с раннего возраста важно заботиться о развитии и укреплении дыхательного аппарата ребенка.

Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка дыхания. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционных органов, и при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить.

Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь». Дыхание представляет собой основу процесса образования речи.

Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

Различают 3 типа дыхания:

• ключичное (плечевое)

• грудное (реберное)

• диафрагменное (брюшное)

В зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным.

Задачи работы над дыханием.

• Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

• Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

• Развивать фонационный (озвученный) выдох.

• Развивать речевое дыхание.

• Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Требования к проведению занятий

• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

• одежда не должна стеснять движений;

• не заниматься сразу после приема пищи;

• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Это уникальный метод естественного оздоровления всего организма, отличающийся от всех других дыхательных гимнастик тем, что шумный, короткий (как хлопок) вдох носом делается во время движений, сжимающих грудную клетку, а не раскрывающих ее, как рекомендовалось до Стрельниковой. Таким образом тренируется внутренняя скрытая от нас мускулатура органов дыхания. Так как все упражнения, сочетают короткий и очень активный вдох с движениями частей тела (руки, ноги, голову, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс, то обеспечивается насыщение организма кислородом и активизация обменных процессов на клеточном уровне.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стельниковой способствует:

1. Улучшению носового дыхания;

2. Ликвидации заболеваний верхних дыхательных путей;

3. Улучшению состояния сердечно-сосудистой системы;

4. Улучшению зрения, памяти;

5. Ликвидации различных неврозов (в том числе и логоневроза)

6. Улучшению звучания голоса.

Стрельниковской гимнастике можно обучить ребенка с 3-4 лет. Организму ребенка дыхательная гимнастика помогает расти и развиваться максимально здоровым, а в пожилом возрасте тормозит процессы старения.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой поможет сформировать физиологически правильный тип дыхания диафрагмально-реберный. Вторая часть упражнений направлена на выработку сильной направленной воздушной струи, без которой невозможно правильно произнесение большинства фонем.

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

Упражнение 1 «Самолетики» – Самолет построил я, Поиграть зову вас я. Чей дальше улетит, Тот пилот и победит. Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. Чей самолет улетит дальше, тот и выиграл.

Упражнение 2 «Попутный ветер - Взрослый предлагает детям посоревноваться – чей бумажный кораблик «доплывет» до противоположного края стола. Взрослый демонстрирует детям различные приемы дутья. Можно дуть, не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф», - тогда кораблик поплывет плавно спокойно. А можно изобразить резкий порыв ветра. Для этого губы следует сложить, как для произнесения звука «П», и подуть быстро и сильно – бумажный кораблик стремительно продвинется вперед или потерпит крушение в «бурном» море. По волнам корабль плывёт. Ты вдохни, надуй живот. А теперь ты выдыхай И кораблик продвигай.

Упражнение 3 «Снежинки летят» - На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».

Упражнение 4 «Фасолевые гонки» - выработка сильной, непрерывной струи, идущей посредине языка: Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

Упражнение 5 «Узнай, что это?» - развитие обоняния и глубокого вдоха: на тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

Упражнение 6 «Парашют» - направление воздушной струи посредине языка: рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнят, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

Упражнение 7 «Паровозик свистит» - выработка плавной, непрерывной струи: чистый пузырек поднести ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Упражнение 8 «Загнать мяч в ворота» - выработка длительной, направленной струи: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Упражнение 9 «Кто дальше загонит мяч» - выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посредине языка, и сдуть ватку.

Упражнение 10 «Горох против орехов» - чередование длительного плавного и сильного выдоха : проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет, «клюшки» - трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2-3 горошины и 2-3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

Публикации по теме:

Развитие речевого дыхания у ребенка. Формирование воздушной струи Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную.

Игры для развития физиологического и речевого дыхания у детей раннего возраста Игры для развития физиологического и речевого дыхания 1. «Ветерок». Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных.

Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи МОУ «Средняя школа №44» г. Ярославль Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной.

Картотека по укреплению физиологического дыхания у детей «Дыхательная гимнастика» Дыхательная гимнастика «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот.

Презентация «Дидактические пособия для формирования правильного речевого дыхания» Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным.

Приспособления для развития воздушной струиПриспособления для развития воздушной струи Доброе время суток, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию приспособления для развития воздушной струи. К сожалению, в нашем.

Развитие физиологического, речевого дыхания, развитие голоса Дыхательный аппарат Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер.

Развитие слухового внимания, речевого слуха, воздушной струи у детей средней группы Развитие слухового внимания Игра "Скажи, что ты слышишь" Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры. Педагог предлагает.

Развитие слухового восприятия. Развитие речевого дыхания. Вам следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать.

Упражнения для развития воздушной струи Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие физиологического дыхания и формирования воздушной струи
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 09:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие физиологического дыхания и формирования воздушной струи» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Райвич (УИ 1698832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД