Папки-передвижки

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.

Светлана Кравченко
Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.

Разработанный мной план-конспект примерных подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха у детей с ОНР первого года обучения рассчитан на 4 занятия в неделю с октября по апрель месяц включительно. На начальном и конечном этапе этой работы составляется индивидуальная диаграмма сформированности фонематического слуха, в соответствии с показателями которой планируется дальнейшая работа по развитию фонематического слуха у детей.

Публикация «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях,» размещена в разделах

1 этап (октябрь) «Развитие умения узнавать неречевые звуки»

1 занятие : «Узнай звучащую игрушку»

Цель: «Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки»

Оборудование: дудочка, колокольчик, бубен, погремушка.

Ход: логопед предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем за ширмой производит действия с этими звучащими игрушками, а дети отгадывают, какой предмет звучит.

2 занятие : «Различение постукиваний»

Цель: «Выявить у детей умение узнавать по постукиванию материал предмета»

Оборудование: стеклянный графин, фарфоровая ваза, металлическая кастрюля, деревянный ящик, пластмассовая миска, индивидуальные тетради, карандаши

Ход: С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока дети не уловят характер звука. Затем на слух предлагает определить, что звучит и по заданным цветовым схемам в тетрадях раскрасить звучащие предметы в определенном порядке.

3 занятие : «Различение звучания знакомых предметов»

Цель: «Выявить у детей умение узнавать звучание знакомых бытовых предметов»

Оборудование: свисток, конфеты в шелестящих фантиках, насос, пирамидка, воздушный шар, игрушечная машинка, резиновый мяч, индивидуальные тетради, карандаши

Ход: логопед предлагает детям определить на слух, какое действие и с какими предметами он производит. В тетради цветными карандашами дети в определенном порядке зафиксируют порядок действий логопеда.

4 занятие : «Различение встряхиваний»

Цель: «Выявить у детей умение узнавать звучание сыпучих предметов с частичками разной величины»

Оборудование: манная крупа, гречневая крупа, горох, большие пластмассовые бусины, стеклянные шарики, металлические баночки, индивидуальные тетради, цветные карандаши

Ход: логопед знакомит детей со звучанием круп и мелких предметов при их встряхивании в одинаковых металлических баночках. Затем дети фиксируют порядок звучания сыпучих предметов в индивидуальных тетрадях.

2 этап (ноябрь) «Развитие умения различать силу, тембр, высоту голоса на материале одинаковых звуков, слов и фраз»

1занятие : «Отгадай по голосу»

Цель: «Учить детей различать силу, тембр, высоту голоса, используя аудиозаписи голосов животных»

Оборудование: аудиозаписи голосов животных и детенышей, индивидуальные тетради, карандаши.

Ход: Дети, слушая аудиозапись, в определенной последовательности отмечают в тетради порядок звучания голосов животных и их детенышей.

2 занятие : «Измени свой голос»

Цель: «Учить детей менять свой голос по высоте и силе»

Оборудование: картинки домашних животных

Ход: логопед раздает детям картинки домашних животных и просит изобразить голос этого животного громко, тихо, голос котенка, голос кошки, голос старого кота…. Остальные дети отгадывают голоса.

3 занятие : «Изобрази голосом»

Цель: «Учить детей менять тембр и эмоциональную окраску одного и того же звука»

Оборудование: сюжетные и предметные картинки

Ход: логопед показывает картинки и просит детей воспроизвести определенный звук с изменением его тембра и эмоциональной окраски. Звук А – плачет девочка, поет певица, качают малыша, укололись иголкой. Звук О - удивилась мама, стонет бабушка, поет певица, человек кричит от боли, потягивается папа. Звук У – гудит пароход, звучит дудочка, плачет мальчик.

4 занятие : «Играем в сказку»

Цель: «Учить детей, меняя высоту и тембр голоса, изображать разных герой сказки»

Оборудование: шапочки героев сказки «Три медведя»

Ход: чтение сказки и беседа логопеда о важности изменения высоты и тембра голоса при передаче характера героя. Игра-драматизация сказки по ролям.

3 этап (декабрь) «Развитие навыков различения слов, близких по звуковому составу»

1 занятие : «Угадай слово»

Цель: «Учить детей различать слова, близкие по звучанию»

Оборудование: красные и зеленые флажки, картинки

Ход: логопед показывает картинку и произносит слово. При правильном звучании слова нужно поднять вверх зеленый флажок, при неправильном - красный

БАНАН АЛЬБОМ ВИТАМИН

БАМАН АЙБОМ МИТАНИН

ПАНАН АНЬБОМ ВИТАНИМ

2 занятие : «Хлопки»

Цель: «Учить детей различать на слух слова, близкие по звуковому составу»

Оборудование: картинки

Ход: логопед произносит слова в правильном и искаженном вариантах, дети хлопают на правильный вариант слова.

ШЛЯПА-ФЛЯПА-СЛЯПА-ШЛЯПА

БАНАН - ПАНАН-ВАНАН-БАМАН

ТАНКИ-ФАНКИ-ШАНКИ-ТАНКИ

3 занятие : «Повтори цепочку слов»

Цель: «Учить детей повторять цепочку слов, близких по звуковому составу»

Оборудование: предметные картинки, экран

Ход: логопед за экраном произносит цепочки из двух похожих слов, просит ребенка повторить и выложить соответствующие картинки в порядке произнесения слов. (МАК-БАК, БЫК-БАК, ДОМ-ДЫМ, КОМ-ТОМ) При легкости выполнения задания предлагается цепочка из 3 слов.

4 занятие : «Подбери рифму»

Цель: «Учить детей подбирать слова, близкие по звуковому составу»

Оборудование: наборное полотно, картинки

Ход: логопед задает вопросы, дети выставляю на наборном полотне картинку, подходящую по смыслу.

Что скатали мы зимой? КОМ! Что построили с тобой? ДОМ! На крючок в реке попал? СОМ!

А кто ростом очень мал? ГНОМ!

Зеленеет на окне? ВЕТКА! Волейбольная висит? СЕТКА! Канарейка в ней сидит? КЛЕТКА!

Что стащил игривый кот? МОТОК! Детям мамочка плетет? ВЕНОК! Что за скользкий ровный лед? КАТОК!

4этап (январь-февраль) «Развитие способностей дифференцировать звуки по противопоставлениям»

1занятие : «Различение слогов»

Цель: «Учить дифференцировать звуки по противопоставлению звонкий-глухой»

Оборудование: флажки

Ход: логопед произносит слоги и просит детей поднять вверх флажки в тот момент, когда они услышат отличный от других слог.

БА-БА-ПА-БА КА-ГА-КА-КА ЗА-СА-ЗА-ЗА ДО-ДО-ДО-ТО…

2 занятие : «Хлопни-топни»

Цель: «Учить детей различать на слух слоги по звонкости-глухости»

Оборудование: экран

Ход: Логопед предлагает детям встать на коврик, послушать слоги. Если прозвучат одинаковые слоги, то нужно дослушать и хлопнуть, если разные слоги – топнуть.

ПА-БА КУ-ГУ СА-ЗА ФА-ВА ПА-ПА ГУ-ГУ ЗА-ЗА ВА-ВА ПА-БА-ПА СА-СА-СА ФА-ВА-ВА

3 занятие : «Два брата»

Цель: «Учить различать звуки в слогах и словах по противопоставлению твердых-мягкий на примере звуков К-Кь»

Оборудование: предметные картинки

Ход: логопед показывает картинку, произносит слово. Если в слове слышится мягкий звук – дети растопыривают пальцы ладони, твердый звук – собирают пальчики в кулак.

КОТ КИТ

КУБ КИНО

КОНЬ КИПАРИС

КАРТА КИСТЬ

4 занятие : «Два брата»

Цель: «Учить различать звуки в слогах и словах по противопоставлению твердый-мягкий на примере звуков П-Пь»

Оборудование: предметные картинки

Ход: логопед показывает картинку, произносит слово. Если в слове слышится мягкий звук - дети растопыривают пальцы ладони, твердый звук - собирают пальчики в кулак.

5 этап (март) «Развитие навыков различения фонем»

1 занятие : «Гласные звуки»

Цель: «Учить детей дифференцировать гласные звуки на слух»

Оборудование: разноцветные кружочки, фишки

Ход: логопед просит детей слушать звуки и выкладывать кружочки красного и зеленого цветов на своих столах. На звук А – красный кружок, на звук И – зеленый кружок. После этого схема рисунка проверяется, правильно выполнивший задание ребенок получает фишку.

А-И-А-А И-И-А-И А-И-А-И И-И-А-А А-А-И-И

2 занятие : «Узнай звук»

Цель: «Учить детей различать заданный звук среди других звуков»

Оборудование: экран, фишки

Ход: логопед задает звук и просит ребенка выложить на столе столько фишек, сколько раз этот звук прозвучит

Ш {C-Ш-Щ-С-Ш} Ч {Ть- Ч- Ц- Сь- Ч}

C {C-Ш- Ц- Ч- Сь} Щ {Ш-Сь-Щ-Ч-Ть}

3 занятие : «Угадай-ка»

Цель: «Формирование у детей навыков дифференциации фонем»

Оборудование: предметные картинки

Ход: логопед произносит звук и просит детей поднять, соответствующую этом звуку, картинку

УУУУ – поезд

АААА - ребенок

ТТТТТ – молоток

ЗЗЗЗЗ – комар

ШШШШ – змея

СССС - насос

4 занятие : «Магазин»

Цель: «Учить детей дифференцировать на слух шипящие и свистящие звуки, автоматизировать их в речи»

Оборудование: предметные картинки, картонные сумочки и мешочки

Ход: логопед просит детей пройти в его магазин и купить различные предметы. У кого в руках сумка – тот купит предмет со звуком С, а у кого в руках мешок – купит предмет со звуком Ш.

6 этап (апрель) «Развитие умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа»

1 занятие : «Кружочки»

Цель: «Учить детей на слух определять количество звуков, запоминать и повторять сочетания звуков»

Оборудование: кружочки, фишки

Ход: логопед просит детей выложить на столах столько кружочков, сколько звуков они услышат

А АУ АУИ ИУА УО

Затем просим повторить цепочку звуков. За правильный повтор ребенок получает фишку.

2 занятие : «Домики»

Цель: «Учить детей определять первый гласный звук в словах»

Оборудование: предметные картинки, домики для звуков

Ход: логопед произносит слово, выделяя ударный гласный звук в начале каждого слова. Совместно с детьми определяется домик для каждого звука. В красном домике живут слова на звук А, в синем – на звук И, а в зеленом – на звук У

АИСТ ИРА УТКА

АНЯ ИВОЛГА УЛИЦА

АЗБУКА ИГОРЬ УХО

3 занятие : «Буквы»

Цель: «Учит детей определять последний звук в словах»

Оборудование: гласные буквы, предметные картинки

Ход: логопед показывает картинку, произносит слово, выделяя голосом последний звук. Попросить детей поднять вверх букву, на которую заканчивается слово

звездА молокО ногА кинО

лучИ сапогИ головА доминО

4 занятие : «Цепочка слов»

Цель: «Учить детей определять первый и последний звук в словах»

Оборудование: предметные картинки, наборное полотно

Ход: логопед предлагает детям выложить на наборном полотне цепочку из слов, где каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего

РЫБА - АПЕЛЬСИН – НОГИ – ИГОЛКА – АЗБУКА – АИСТ….

По окончанию курса проводится тест: «Уровень сформированности фонематического слуха»

Критерии оценки

4 балла – точное выполнение заданий

3 балла – допускает незначительные ошибки

3 балла – выполнение 0,5 заданий верно

2 балла – более 0,5 заданий выполнено неверно

1 балл – отказ или полное невыполнение задания

Профиль сформированности фонематического слуха у ребенка представляется в диаграмме, где синий цвет – данные начального обследования, красный цвет – данные по окончанию курса

Публикации по теме:

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Автор публикации:
Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.
Опубликовано: 2 сентября 2014 в 19:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кравченко (УИ 235489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД