Светлана Кравченко
Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях.
Разработанный мной план-конспект примерных подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха у детей с ОНР первого года обучения рассчитан на 4 занятия в неделю с октября по апрель месяц включительно. На начальном и конечном этапе этой работы составляется индивидуальная диаграмма сформированности фонематического слуха, в соответствии с показателями которой планируется дальнейшая работа по развитию фонематического слуха у детей.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР на подгрупповых занятиях,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
1 этап (октябрь) «Развитие умения узнавать неречевые звуки»
1 занятие : «Узнай звучащую игрушку»
Цель: «Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки»
Оборудование: дудочка, колокольчик, бубен, погремушка.
Ход: логопед предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем за ширмой производит действия с этими звучащими игрушками, а дети отгадывают, какой предмет звучит.
2 занятие : «Различение постукиваний»
Цель: «Выявить у детей умение узнавать по постукиванию материал предмета»
Оборудование: стеклянный графин, фарфоровая ваза, металлическая кастрюля, деревянный ящик, пластмассовая миска, индивидуальные тетради, карандаши
Ход: С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока дети не уловят характер звука. Затем на слух предлагает определить, что звучит и по заданным цветовым схемам в тетрадях раскрасить звучащие предметы в определенном порядке.
3 занятие : «Различение звучания знакомых предметов»
Цель: «Выявить у детей умение узнавать звучание знакомых бытовых предметов»
Оборудование: свисток, конфеты в шелестящих фантиках, насос, пирамидка, воздушный шар, игрушечная машинка, резиновый мяч, индивидуальные тетради, карандаши
Ход: логопед предлагает детям определить на слух, какое действие и с какими предметами он производит. В тетради цветными карандашами дети в определенном порядке зафиксируют порядок действий логопеда.
4 занятие : «Различение встряхиваний»
Цель: «Выявить у детей умение узнавать звучание сыпучих предметов с частичками разной величины»
Оборудование: манная крупа, гречневая крупа, горох, большие пластмассовые бусины, стеклянные шарики, металлические баночки, индивидуальные тетради, цветные карандаши
Ход: логопед знакомит детей со звучанием круп и мелких предметов при их встряхивании в одинаковых металлических баночках. Затем дети фиксируют порядок звучания сыпучих предметов в индивидуальных тетрадях.
2 этап (ноябрь) «Развитие умения различать силу, тембр, высоту голоса на материале одинаковых звуков, слов и фраз»
1занятие : «Отгадай по голосу»
Цель: «Учить детей различать силу, тембр, высоту голоса, используя аудиозаписи голосов животных»
Оборудование: аудиозаписи голосов животных и детенышей, индивидуальные тетради, карандаши.
Ход: Дети, слушая аудиозапись, в определенной последовательности отмечают в тетради порядок звучания голосов животных и их детенышей.
2 занятие : «Измени свой голос»
Цель: «Учить детей менять свой голос по высоте и силе»
Оборудование: картинки домашних животных
Ход: логопед раздает детям картинки домашних животных и просит изобразить голос этого животного громко, тихо, голос котенка, голос кошки, голос старого кота…. Остальные дети отгадывают голоса.
3 занятие : «Изобрази голосом»
Цель: «Учить детей менять тембр и эмоциональную окраску одного и того же звука»
Оборудование: сюжетные и предметные картинки
Ход: логопед показывает картинки и просит детей воспроизвести определенный звук с изменением его тембра и эмоциональной окраски. Звук А – плачет девочка, поет певица, качают малыша, укололись иголкой. Звук О - удивилась мама, стонет бабушка, поет певица, человек кричит от боли, потягивается папа. Звук У – гудит пароход, звучит дудочка, плачет мальчик.
4 занятие : «Играем в сказку»
Цель: «Учить детей, меняя высоту и тембр голоса, изображать разных герой сказки»
Оборудование: шапочки героев сказки «Три медведя»
Ход: чтение сказки и беседа логопеда о важности изменения высоты и тембра голоса при передаче характера героя. Игра-драматизация сказки по ролям.
3 этап (декабрь) «Развитие навыков различения слов, близких по звуковому составу»
1 занятие : «Угадай слово»
Цель: «Учить детей различать слова, близкие по звучанию»
Оборудование: красные и зеленые флажки, картинки
Ход: логопед показывает картинку и произносит слово. При правильном звучании слова нужно поднять вверх зеленый флажок, при неправильном - красный
БАНАН АЛЬБОМ ВИТАМИН
БАМАН АЙБОМ МИТАНИН
ПАНАН АНЬБОМ ВИТАНИМ
2 занятие : «Хлопки»
Цель: «Учить детей различать на слух слова, близкие по звуковому составу»
Оборудование: картинки
Ход: логопед произносит слова в правильном и искаженном вариантах, дети хлопают на правильный вариант слова.
ШЛЯПА-ФЛЯПА-СЛЯПА-ШЛЯПА
БАНАН - ПАНАН-ВАНАН-БАМАН
ТАНКИ-ФАНКИ-ШАНКИ-ТАНКИ
3 занятие : «Повтори цепочку слов»
Цель: «Учить детей повторять цепочку слов, близких по звуковому составу»
Оборудование: предметные картинки, экран
Ход: логопед за экраном произносит цепочки из двух похожих слов, просит ребенка повторить и выложить соответствующие картинки в порядке произнесения слов. (МАК-БАК, БЫК-БАК, ДОМ-ДЫМ, КОМ-ТОМ) При легкости выполнения задания предлагается цепочка из 3 слов.
4 занятие : «Подбери рифму»
Цель: «Учить детей подбирать слова, близкие по звуковому составу»
Оборудование: наборное полотно, картинки
Ход: логопед задает вопросы, дети выставляю на наборном полотне картинку, подходящую по смыслу.
Что скатали мы зимой? КОМ! Что построили с тобой? ДОМ! На крючок в реке попал? СОМ!
А кто ростом очень мал? ГНОМ!
Зеленеет на окне? ВЕТКА! Волейбольная висит? СЕТКА! Канарейка в ней сидит? КЛЕТКА!
Что стащил игривый кот? МОТОК! Детям мамочка плетет? ВЕНОК! Что за скользкий ровный лед? КАТОК!
4этап (январь-февраль) «Развитие способностей дифференцировать звуки по противопоставлениям»
1занятие : «Различение слогов»
Цель: «Учить дифференцировать звуки по противопоставлению звонкий-глухой»
Оборудование: флажки
Ход: логопед произносит слоги и просит детей поднять вверх флажки в тот момент, когда они услышат отличный от других слог.
БА-БА-ПА-БА КА-ГА-КА-КА ЗА-СА-ЗА-ЗА ДО-ДО-ДО-ТО…
2 занятие : «Хлопни-топни»
Цель: «Учить детей различать на слух слоги по звонкости-глухости»
Оборудование: экран
Ход: Логопед предлагает детям встать на коврик, послушать слоги. Если прозвучат одинаковые слоги, то нужно дослушать и хлопнуть, если разные слоги – топнуть.
ПА-БА КУ-ГУ СА-ЗА ФА-ВА ПА-ПА ГУ-ГУ ЗА-ЗА ВА-ВА ПА-БА-ПА СА-СА-СА ФА-ВА-ВА
3 занятие : «Два брата»
Цель: «Учить различать звуки в слогах и словах по противопоставлению твердых-мягкий на примере звуков К-Кь»
Оборудование: предметные картинки
Ход: логопед показывает картинку, произносит слово. Если в слове слышится мягкий звук – дети растопыривают пальцы ладони, твердый звук – собирают пальчики в кулак.
КОТ КИТ
КУБ КИНО
КОНЬ КИПАРИС
КАРТА КИСТЬ
4 занятие : «Два брата»
Цель: «Учить различать звуки в слогах и словах по противопоставлению твердый-мягкий на примере звуков П-Пь»
Оборудование: предметные картинки
Ход: логопед показывает картинку, произносит слово. Если в слове слышится мягкий звук - дети растопыривают пальцы ладони, твердый звук - собирают пальчики в кулак.
5 этап (март) «Развитие навыков различения фонем»
1 занятие : «Гласные звуки»
Цель: «Учить детей дифференцировать гласные звуки на слух»
Оборудование: разноцветные кружочки, фишки
Ход: логопед просит детей слушать звуки и выкладывать кружочки красного и зеленого цветов на своих столах. На звук А – красный кружок, на звук И – зеленый кружок. После этого схема рисунка проверяется, правильно выполнивший задание ребенок получает фишку.
А-И-А-А И-И-А-И А-И-А-И И-И-А-А А-А-И-И
2 занятие : «Узнай звук»
Цель: «Учить детей различать заданный звук среди других звуков»
Оборудование: экран, фишки
Ход: логопед задает звук и просит ребенка выложить на столе столько фишек, сколько раз этот звук прозвучит
Ш {C-Ш-Щ-С-Ш} Ч {Ть- Ч- Ц- Сь- Ч}
C {C-Ш- Ц- Ч- Сь} Щ {Ш-Сь-Щ-Ч-Ть}
3 занятие : «Угадай-ка»
Цель: «Формирование у детей навыков дифференциации фонем»
Оборудование: предметные картинки
Ход: логопед произносит звук и просит детей поднять, соответствующую этом звуку, картинку
УУУУ – поезд
АААА - ребенок
ТТТТТ – молоток
ЗЗЗЗЗ – комар
ШШШШ – змея
СССС - насос
4 занятие : «Магазин»
Цель: «Учить детей дифференцировать на слух шипящие и свистящие звуки, автоматизировать их в речи»
Оборудование: предметные картинки, картонные сумочки и мешочки
Ход: логопед просит детей пройти в его магазин и купить различные предметы. У кого в руках сумка – тот купит предмет со звуком С, а у кого в руках мешок – купит предмет со звуком Ш.
6 этап (апрель) «Развитие умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа»
1 занятие : «Кружочки»
Цель: «Учить детей на слух определять количество звуков, запоминать и повторять сочетания звуков»
Оборудование: кружочки, фишки
Ход: логопед просит детей выложить на столах столько кружочков, сколько звуков они услышат
А АУ АУИ ИУА УО
Затем просим повторить цепочку звуков. За правильный повтор ребенок получает фишку.
2 занятие : «Домики»
Цель: «Учить детей определять первый гласный звук в словах»
Оборудование: предметные картинки, домики для звуков
Ход: логопед произносит слово, выделяя ударный гласный звук в начале каждого слова. Совместно с детьми определяется домик для каждого звука. В красном домике живут слова на звук А, в синем – на звук И, а в зеленом – на звук У
АИСТ ИРА УТКА
АНЯ ИВОЛГА УЛИЦА
АЗБУКА ИГОРЬ УХО
3 занятие : «Буквы»
Цель: «Учит детей определять последний звук в словах»
Оборудование: гласные буквы, предметные картинки
Ход: логопед показывает картинку, произносит слово, выделяя голосом последний звук. Попросить детей поднять вверх букву, на которую заканчивается слово
звездА молокО ногА кинО
лучИ сапогИ головА доминО
4 занятие : «Цепочка слов»
Цель: «Учить детей определять первый и последний звук в словах»
Оборудование: предметные картинки, наборное полотно
Ход: логопед предлагает детям выложить на наборном полотне цепочку из слов, где каждое последующее слово начинается на последний звук предыдущего
РЫБА - АПЕЛЬСИН – НОГИ – ИГОЛКА – АЗБУКА – АИСТ….
По окончанию курса проводится тест: «Уровень сформированности фонематического слуха»
Критерии оценки
4 балла – точное выполнение заданий
3 балла – допускает незначительные ошибки
3 балла – выполнение 0,5 заданий верно
2 балла – более 0,5 заданий выполнено неверно
1 балл – отказ или полное невыполнение задания
Профиль сформированности фонематического слуха у ребенка представляется в диаграмме, где синий цвет – данные начального обследования, красный цвет – данные по окончанию курса