Ирина Шкурко
Развитие фонематического слуха у дошколят
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха у дошколят.
Современные родители дошкольников озадачены множеством вопросов: как подготовить детей к школе, что и когда начинать развивать, на что обратить внимание, когда следует обратиться к специалистам, а что возможно решить своими силами? Понимая озабоченность родителей этими вопросами, постараюсь ответить в этой статье.
Публикация «Развитие фонематического слуха у дошколят» размещена в разделах
В возрасте 3-4 лет малышей диагностируют логопеды. Для каждого возраста деток, есть свои возрастные нормы. Что-то еще из того, что ребенок не произносит, можно оставить на год, поскольку именно в этот год происходит совершенствование тех или иных звуков. И они сами начнут произноситься, поскольку ребенок взрослея, тренирует свой речевой аппарат, а также развивается с самого рождения физиологический слух. Правильность речи напрямую зависит от того, с чутким ли слухом родились ваши сын или дочка. Но есть проблемы, которые сами не решатся. Вовремя прислушаться к совету логопеда о переходе в логопедический садик - это самая лучшая помощь для ребенка с речевыми нарушениями. Со сложной программой в школе успешно могут справиться школьники, чья речь не имеет таких нарушений. Исправить имеющиеся проблемы эффективно помогают специалисты логопедических садов. Программа и режимные моменты максимально решают логопедические проблемы ребенка до школы. В 1 класс вчерашний дошкольник пойдет на достаточно развитом уровне речевого развития и не будет испытывать сложности.
Откуда берутся эти речевые нарушения?
Тому много причин. Ухудшении экологической обстановки. Гиперактивность многих детей не позволяет им полностью воспринимать речь из-за чрезмерной активности и отвлечения посторонними вещами. Осложнения в течении беременности и вынашивании, также сказываются на увеличении числа речевых нарушений. Пищевые аллергии, как их следствие недостаток витаминов, минеральных веществ, ведет к ослаблению способностей анализировать и запоминать информацию. Это основные факторы возникновения речевых нарушений у детей.
Что же может помочь в развитии умения хорошо говорить?
Первый в этом списке – физиологический слух. Это способность органом слуха воспринимать звуки.. С первых лет жизни ребенка, он концентрируется на простых звуках, которые издают окружающие предметы: шелест бумаги, скрип двери, тиканье часов, звонок колокольчика, звуки природы, шум транспорта, музыка и другие. Изучив окружающий мир, он переходит к звукам, исходящим от человека - к его речи. Ребенок учится различать голоса своих родителей, бабушек и дедушек, а также свой голос. К этому списку можно добавить звуки животных - лай собаки, мяуканье кошки, писк мыши. Немаловажную роль играет воспроизведение данных звуков взрослым и имитация их ребенком. Следующий этап - развитие фонематического слуха, лучшей формой для которого, является игра, основывается на узнавании целых слов. Фонематический слух - это способность различать фонемы, отдельные звуки родной речи, он даёт возможность анализировать услышанную речь, узнавать ранее услышанные звуки и слова, повторяя их и запоминая. При нарушении данной способности в речи ребёнка наблюдается замена одних звуков на другие, изменение их местоположения в словах, пропуск согласных и гласных фонем в словах, слабая дифференциация схожих фонем. Вследствие этого понять то, что говорит ребёнок, становится проблематично. В дальнейшем, нарушение фонематического слуха ведет к орфографическим ошибкам при письме, наиболее частые из которых - удвоение согласных, оглушение их в конце слова, а также проблема в определении ударения в слове.
Что же мы, взрослые, можем сделать?
Присмотритесь к своим детям, оцените на сколько решается сегодня потребность детей в спокойном и заинтересованном общении в кругу семьи? Хватает ли у ребенка времени наслушаться вашей речью? Что им интересно делать, как много они играют в игрушки руками (и это не гаджеты? Сколько времени вы вместе занимаетесь общей деятельностью? Сколько книг вашим голосом услышал ребенок? Психологи и логопеды видят проблему в уменьшении всего перечисленного. Да современная жизнь вышла на новый уровень скорости, и у всех не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать. С целью «все успеть» сокращается время на развитие речевого аппарата, физиологического и фонематического слуха у детей. В силах ближайшего окружения уделять важное внимание развитию детской речи. Следует постоянно разговаривать с ребенком, читать сказки, произведения устного народного творчества. Важна выразительность и четкость в произношении. В этом случае не следует заменять слова на их уменьшительно-ласкательные формы. Фонемы должны звучать в их первоначальном виде. Дети запоминают с раннего возраста правильные интонации, что в дальнейшем помогает формированию фонематического слуха и грамотной речи. Улучшению фонематического слуха способствует комплексное развитие и других сенсорных систем ребенка. Большую роль играет мелкая моторика. Зачастую дети выбирают 1-2 любимые игры на мелкую моторику. Что также создает у ребенка односложные движения рук. Интересные конструкторы лего также не отрабатывают многообразия движения рук, хоть и очень нравятся детям. Заинтересованная деятельность родителей в своих хобби, с наибольшей вероятностью развивает неподдельный интерес у ребенка. Он начинает интересоваться этой деятельностью, включается в нее, как следствие получает уникальный багаж умений, эмоций для своего возраста. Педагоги рекомендуют активно включать ребенка во всю домашнюю деятельность, создавая тем самым самостоятельность, ответственность, развитие мелкой моторики и обогащение словаря ребенка. Создается причинно-следственных связи у ребенка об окружающем их мире. Многие родители отмечают огромный скачок в развитии речи детей после их общения со старшим поколением, дедушками и бабушками. Они с огромным вниманием относится к сказанному ребенком, при этом речь спокойная, правильная, эмоционально окрашенная. Это тот самый необходимый, комфортный режим развития речи. Не стоит забывать игры с игрушками: это игры с кубиками, конструктором, пальчиковым кукольным театром, игра в лабиринты, пуговицы- оказывают положительный эффект на концентрацию внимания ребенка, что способствует повышению восприятия и переработки ребенком информации извне.
Многие родители пользуются большим количество различных методик, доступных в сети, основанных на играх и специальных упражнениях, помогающим развивать фонематический слух у ребёнка. Вот некоторые из них. Они не требуют от родителей специальной подготовки, ими можно воспользоваться в дороге. Эти игры нравятся детям. Уверена, во многие игры играли, и вы со своими родителями в детстве.
Игры для обострения внимания ребенка к фонемам.
1. «Поймай нужный звук хлопком»
Ребенок акцентирует свое внимание на определенном звуке. Если какое-то слово из предложенных взрослым содержит данный звук, задача ребенка- хлопнуть в ладоши.
Например:
Картофель, пароход, ложКа, молоКо, солнце.
рыБа, щетка, БаБушка, помощь, Будильник, арБуз.
Молоко, конфета, Море, цветок, соМ.
2. «Определить место звука в слове»
Суть игры заключается в выборе 1 проблемного звука, на который необходимо обратить внимание. Далее ребенку предлагается перечень слов, содержащих данный звук в различных частях слова- в начале, в середине и в конце. Задача ребенка- определить местоположение звука в слове.
К примеру:
Звук К- картофель, коробка, морковь, свёкла, носок, сапог.
Звук Ш- шалаш, шапка, шум, кошка, душ.
Звук П- полотенце, пол, лапка, репка, стоп.
Звук Р- роза, ромашка, пароход, пар, строитель.
Звук Л- ложка, луна, палка, салки, стул.
3. «Придумать слова на заданный звук»
Название игры полностью отражает ее суть. Ребенку даются звуки, с которых должны начинаться придуманные им слова:
А- арбуз, абрикос.
Б- бабочка, барбарис.
О- обруч, окно.
М- мыло, мир.
У- улитка, улыбка.
С- солнце, собака.
Р- рыба, ракушка.
4. «Угадай слово»
Задача взрослого произносить звуки загаданного слова с паузами между буквами. Ребенок должен догадаться, какое слово имеется в виду. Вначале даются простые слова, состоящие из 1-2 слогов, по мере усложнения игры- увеличивается количество слогов, а скорость воспроизведения слов- уменьшается.
Суп: с-у-п
Море: м-о-р-е
Гитара: г-и-т-а-р-а
Собака: с-о-б-а-к-а
Погода: п-о-г-о-д-а
Снегопад: с-н-е-г-о-п-а-д
5. «Вопросы и ответы»
Игра проводится с использованием мяча. Взрослый кидает ребенку мяч, задавая при этом вопрос. Ответ ребенка должен начинаться с буквы, заявленной ранее.
Например:
-Как тебя зовут?
-Рита.
-Какая у тебя фамилия?
-Романова.
-Какой твой любимый цвет?
-Розовый.
-Какой твой любимый цветок?
-Роза.
-В какой стране ты родилась?
-Россия.
-Какой твой любимый мультик?
-«Русалочка».
6. «Города»
Всем известная игра также может помочь в устранении речевых дефектов. Ребенок будет акцентировать свое внимание на начале и конце слова, что впоследствии поможет избежать сочленения слов в предложении, замены окончаний или же, наоборот, первых букв слова на неверные.
Арбуз-зуб-бант-тарелка-абрикос-солдат-трон-нос
7. «Ошибки»
Игра, которая является одной из самых веселых и увлекательных по мнению детей. Взрослый назначает конкретное слово или показывает изображение этого предмета. Затем произносит загаданное слово то правильно, то нет. Задача ребенка хлопать при правильном произношении этого слова.
К примеру:
Груша-круша-граша-гража-гроша
Кошка-гошка-кашка-кочка-кушка
Вагон- багон-вагос-вугон-вагор
Бумага- вумага-бамага-бунага-бумака
Листок- мисток-лусток-лиспок-листон
Для достижения желаемого результата необходимо внимание к речи ребенка, комплексный подход и регулярность, а также мнение логопеда. Оставайтесь внимательными к ребенку и его речи!