Получи документы

Развитие фонематического слуха у дошкольников посредством игр

Нечепуренко Ольга Анатольевна
Развитие фонематического слуха у дошкольников посредством игр
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Д/с «Жемчужинка»

п. Пригородный Оренбургского района

«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений»

Учитель-логопед: Нечепуренко О. А.

2022 г.

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).

Публикация «Развитие фонематического слуха у дошкольников посредством игр» размещена в разделах

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.

Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. Поэтому так важно в раннем дошкольном возрасте уделить внимание на развитие неречевого слуха. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

С детьми проводятся игры, направленные:

- на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом ( действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;

- узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;

- определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;

- определение количества звуков, направления издаваемого звука.

- воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.

Полезным будет прослушивание с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Необходимо обсуждать услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка.

Это такие игры:

«Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);

«Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);

«Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).

Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания. Важно при этом обогащать лексику ребенка словами, определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д.

Организуются такие игры:

«Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);

«Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);

«Звучащие коробочки» (ребенку предлагается прослушать звучание одинаковых коробочек с наполнителями в виде различных круп в определенной последовательности, после этого необходимо воспроизвести их звучание в заданной последовательности).

Игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность) :

«Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);

«Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

«Какой звук?» ( у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).

Игры на формирование умения слышать определенный звук:

«Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);

«Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу);

«Угадай» (ребенку предлагается повторить цепочку из 3-4-5 слов и назвать слово с заданным звуком «с» : зонт, шар, сыр.

«Найди место звука в слове» - работа со звуковой линейкой: полоска разделена на три части (начало слова, середина, конец). Цель игры – определить место «дежурного» звука в слове (названии - картинки).

При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

«Хлопни - топни».

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись»

Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)

- Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний - А.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.

Вариант: то же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Прищепки»

Игра направлена на различения согласных по твердости и мягкости. Сначала педагог говорит, какая рука играет (какой пальчик, затем называет слово с дежурным звуком. Дети надевают прищепку соответствующего звука на заданный пальчик.

«Беговые дорожки»

Различение согласных по глухости и звонкости. Каждому из детей раздается по игровому полю («беговой дорожке») и по два камешка Марблс. Каждый камешек ставится на клеточку «старт» на беговой дорожке. Педагог произносит слоги или слова с «дежурными звуками», а воспитанники передвигают по одному камешку в зависимости от услышанного звука. В конце игры дети называют, какой из игроков победил и с каким счетом.

«Подари подарки» (педагог ставит на наборное полотно картинки символизирующие дифференцируемые звуки, или буквы. Дети должны подарить «дежурным звукам» «картинки - подарки» имеющие эти звуки в названии.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха у дошкольников посредством игр
Опубликовано: 11 марта 2024 в 19:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического слуха у дошкольников посредством игр» (включая файлы) размещена пользователем Нечепуренко Ольга Анатольевна (УИ 1632463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД