Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

Елена Суслонова
Консультация для педагогов «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является самым благоприятным для выявления и устранения нарушения речевого развития, которые в дальнейшем приведут к определенным проблемам. Поэтому нужно как можно раньше развивать у детей внимание к собственной речи, умение ориентироваться в родном языке, слушать слышать его.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Фонематическое восприятие - это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять и индефицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам. Для того чтобы распознать фонему необходимо различать её отличные от других звуков признаки. Так, согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:

- наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;

- способу артикуляции;

- месту артикуляции;

- наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;

- месту резонирования.

Гласные звуки дифференцируются по трё м признакам:

- участию или неучастию губ в артикуляции;

- степени подъёма языка к твёрдому нёбу;

- месту подъёма языка.

Нарушение восприятия хотя бы одного признака приводит к неспособности идентифицировать словоформы. Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.

Известно, что при нормальном развитии ребёнок осваивает речь спонтанно, без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами.

К концу первого года жизни слово становится орудием общения, когда ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку - фонемы, входящие в его состав. Далее фонематическое развитие происходит бурно, опережая артикуляционные возможности ребёнка. И уже к концу второго года жизни ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

В большинстве своем дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (ш - с, р - л, ч - т, из - сь и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр., что свидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия. Вместе с тем правильное произношение не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Так, ребёнок 5 лет рассказывает о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания, например на повтор трех схожих по звучанию слов (бак - бык - бок, (миска - мишка - мышка, слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости мягкости-твердости (па-ба-па, а-жа-ша, слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, мотоциклисты, транспорт, фотографироваться, выполняет с многочисленными ошибкам.

Это свидетельствует о том, что внешне благоприятной картине формирование фонематического восприятия не соответствует возрастной норме. Проявляется ли такое отставание в произношении. Безусловно, да. Но только в фонетически сложных комбинациях, которые встречаются в самостоятельных высказываниях. Например, при произношении слов с чередованием акустически и артикуляционно близких фонем : шоссе, раскладушка, балерина, рояль и т. п.

Сможет ли ребёнок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет. Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проигрывании».

Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) установление различительной роли звука;

3) выделение основных качественных характеристик звука».

Фонематическое восприятие (если речевое развитие ребенка в норме) не требует специального обучения, а звуковой анализ требует (это дидактический фактор, определяющий необходимость организации специального обучения). Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая (порядковый фактор). Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте (возрастной фактор). И наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме (содержательный фактор).

В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д. Б. Эльконин).

В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных - согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких - глухих, мягких - твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом».

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить»

Итак, необходимыми предпосылка, для обучения дошкольника грамоте являются :

- сформированное фонематическое восприятие;

- правильное произношение ее звуков родного языка;

- наличие элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. При чтении у детей, занятия с которыми вели без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:

- трудности в слиянии звуков в слоги и слова;

- замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков (свистящих - шипящих, твердых - мягких, звонких - глухих);

- побуквенное чтение;

- искажение слоговой структуры слов;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушение понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся :

- замены букв;

- пропуски гласных или согласных при их стечении;

- слияние слов на письме;

- раздельное написание частей одного слова;

- пропуски, нарушения или перестановки слогов;

- орфографические ошибки (нарушение прав правописания).

Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков логопедии, подчёркивала, что ключевым моментом в коррекции речевых нарушений является фонематическое восприятие.

В развитии фонематического восприятия можно выделить три этапа:

1. Развитие неречевого слуха.

2. Развитие речевого слуха.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа.

На первом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Как отмечает Г. В. Чиркина, они способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения включают задания на распознание:

- звучащих инструментов (бубен, дудочка, свисток, гармошка.)

- звучащих предметов (погремушка, крупа в коробках, шуршание бумаги, хлюпанье воды,.)

- действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стук, звуки транспорта., проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий, типа «Кто позвал?», «Кто пришел в гости?», «Кто кричит?», «Три медведя», «Угадай, на чём играют», «Повтори так же» 1 1,1 11,11 1,., воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино,.)

В дидактических упражнениях по различению одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру дети учатся определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо, умеренно,произносить один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски:

А - плачет девочка; О - удивилась мама;

А - поёт певица; О - стонет бабушка;

А - качаем малыша; О - потягивается папа;

А - показываем горло врачу; О - кричит охотник в лесу.

На втором этапе для развития речевого слуха рекомендуется начинать с дифференциации слогов, так как именно слог является единицей восприятия речи. Сначала проводится дифференциация слогов с акустически наиболее контрастными согласными ротовыми - носовыми звуками: ма - фа, мо - хо. Затем - с наиболее контрастными ротовыми звуками одного способа и различного местообразования: фа - ха; далее ребё нок учится выделять слоги со звуками одного местообразования и различного способа образования: фа - та. В последнюю очередь производится работа по различению слогов с глухими - звонкими: па - ба; твё рдыми - мягкими: та - тя; свистящими - шипящими: са - ша.

После того, как ребёнок научится безошибочно различать определённый слоговой ряд, можно начинать упражнения по воспроизведению более сложных рядов. Далее проводиться работа по различению слов, близких по звуковому составу, состоящих из правильно произносимых ребёнком звуков. Для этого используются следующие игровые упражнения:

- выделить слог «са» из слогового ряда: са - ма - на - да - ка - са;

- определить, какой слог лишний на - на - ма - на;

- повторить за взрослым слоговой ряд: са - со - су - сы.

- повторить слова, близкие по звуковому составу.

Особое внимание обращать на конечный согласный звук: тик - гак - ток - тук; вол - пол - дол - кол и т. д.

- выбрать лишнее слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные: мак - так - бак - башмак; лиса - коса - колбаса - роса;

- выбрать из ряда слов правильное название предмета на картинке: витамин, митавин, фитамин, витании, митанин;

- подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу: дом - том, уточка - удочка, миска - мишка;

- провести сравнение лексического значения слов, близких по звучанию:

Что такое лужи? пирог? ком?

Что такое лыжи? порог? дом?

- дополнить предложение нужным словом, выбрав по картинкам:

У девочки (батон, (бутон).

У мальчика (бинт, (винт).

Что скатали мы зимой? (дом, ком, гном, сом)

Что построили с тобой? (.)

На крючок в реке попал? (.)

Может всё, хоть ростом мал? (.)

- подобрать словечко в рифму:

Шепчет ночью мне на ушко

сказки разные. (подушка)

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась. .(шишка)

- исправить ошибку взрослого:

Много снега во дворе –

Едут ТАНКИ (санки) по горе.

Отругала мама зайку –

Не надел под свитер ГАЙКУ (майку)

- отобрать из набора картинок только картинки со звуком [ ф ] : фартук, вата, фата, фантик, вишни, ванна, фрукты, флажок, ворона;

- разделить картинки со звуками [ н ]- [ м ] в два столбика: малина, носки, майка, ноги, машина, мыло, нож, мухомор, нос.

На третьем этапе ребё нок должен овладеть:

- навыками вычленения первого или последнего звука;

- определение звука перед выделенным или после него;

- последовательности звуков в слове;

- определения количества звуков или слогов в словах.

Традиционная методика по формированию навыка звукового анализа и синтеза может быть представлена алгоритмом:

- анализ ряда гласных звуков;

- слогов, состоящих из гласного и согласного звука;

- согласных звуков;

- слов различной слоговой структуры.

Первоначально работа проводится с опорой на воспитательные средства (зрительные образы, символы, выполнение движений). Затем на основе переноса полученных навыков во внутренний план - с опорой на слухопроизносительные представления ребёнка, т. е. без вспомогательных средств.

Звуковой анализ и синтез проводится только на материале слов с правильно произносимыми звуками.

В обучении детей звуковому анализу используется очень большое разнообразие дидактических игр и упражнений на определение количества слогов и звуков (гласных, согласных) в словах разной сложности. Это игры, типа «Весёлый поезд», «Домик», «Теремок», «Назови имя» (по первым звукам картинок, «Определи звук», «Помоги Незнайке», «Три квадрата», «Волшебная тучка», «Проведи дорожку» (позиция звука в слове) и т. п., а также творческие задания: «Кто больше придумает?» (слов с заданным звуком, «Кто больше увидит?», «Кто больше услышит?» и т. д.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2020 в 14:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД