Папки-передвижки

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

НАТАЛЬЯ АНТОННИКОВА
Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Консультация для родителей

Тема: Развитие фонематического восприятия младших школьников.

Цель: ознакомление с особенностями развития фонематического восприятия через систему упражнений.

Задачи:

1. ознакомление с особенностями и этапами развития фонематического восприятия;

2. побуждение к проведению занятий по развитию фонематического восприятия;

Публикация «Развитие фонематического восприятия у младших школьников» размещена в разделах

3. ознакомление с упражнениями по развитию фонематического восприятия в домашних условиях.

Ход консультации

1. Теоретическая часть.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия.

Под фонематическим восприятием понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе следующие компоненты:

1. фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

2. фонематический анализ и синтез - это умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Фонематический синтез - это способность к умственным действиям по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

3. фонематическое представление – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В возрасте 6-7 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребё нка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Основные этапы формирования фонематического восприятия

1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения на распознание:

• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка)

• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание друзей, голосов других людей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха.

• Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру.

• Различение слов, близких по звуковому составу.

• Дифференциация слогов.

• Дифференциация фонем.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

• Определение количества слогов в словах разной структуры.

• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.

• Выделение из слога гласного, затем согласного звука.

• Выделение первого и последнего звука в слове.

• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.

• Определение места, количества, последовательности звуков в слове.

• Придумывание слова с заданными звуками.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка.

Публикации по теме:

«В мире звуков». Коррекция фонетико-фонематического восприятия у младших школьников «В мире звуков» Коррекция фонетико-фонематического восприятия у младших школьников. Одно из принципиальных положений многих современных.

Анкета для родителей. Формирование фонематического слуха. Развитие речи младших школьников Анкета для родителей по теме «Формирование фонематического слуха. Развитие речи младших школьников».(Для родителей второй младшей группы).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
Опубликовано: 11 июня 2015 в 11:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД