МААМ-картинки

Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом. Семинар-практикум для воспитателей

Фируза Никулина
Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом. Семинар-практикум для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

(по книге Воробьевой Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь.)

Мячик катится вокруг,

Мой весёлый, круглый друг.

План семинара-практикума

Введение

Развитие грамматического строя речи

Игры с мячом

Ход

Введение

Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.

Публикация «Развитие грамматического строя речи, Игры с мячом, Семинар-практикум для воспитателей» размещена в разделах

Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом.

Ниже описаны игры с мячом, направленные не обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа.

Развитие грамматического строя речи

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. В привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателями и родителями.

Ведущий специалист в области логопедии Парамонова Л. Г. советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

1. Величина – большой, высокий, широкий.

2. Форма – круглый, овальный, квадратный, четырехугольный.

3. Цвет – основные + промежуточные (оранжевы, голубой, серый).

4. Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, вкусный, невкусный.

5. Запах – приятный, неприятный, цветочный.

6. Температура – холодный, горячий, теплый, прохладный.

7. Материал, из которого сделан предмет, – деревянный, стеклянный, железный.

8. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий.

9. Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый.

Своё общение с детьми необходимо строить так, чтобы ребёнок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить. Для этого необходимо приобщать детей к ТРИЗу.

Игры с мячом

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

1. Игры с мячом “Животные и их детёныши”

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому называет детеныша этого животного.

Слова скомпонованы в группы по способу их образования.

Группа 1.

у тигра – тигренок

у льва – львенок

у слона – слоненок …

Группа 2.

у медведя – медвежонок

у волка – волчонок

у белки – бельчонок…

2. Игры с мячом “Кто чем занимается? ”

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.

Ход игры. Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Взрослый: Дети:

строитель строит

повар варит.

3. Игры с мячом “Хорошо - плохо ”

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий: Город.

Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

4. Игры с мячом “Что делают эти животные?”

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Ведущий: Дети:

Собака Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает,

играет, кусается, ласкается…

Кошка Мурлычит, крадется, царапается, умывается…

Мышка… Шуршит, пищит, грызет, запасает.

5. Игры с мячом “Кто кем был?”

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:

цыпленок – яйцом

лягушка – головастиком…

Литература

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.

Публикации по теме:

Логопедическая НОД в средней группе. «Одежда» Тема: Одежда Цель: Коррекционно – образовательные: Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых.

Презентация «Игры с мячом» Игр с мячом великое множество … Являясь одной из самых древних и простых игрушек, мяч позволяет ребенку максимально проявлять свою фантазию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом. Семинар-практикум для воспитателей
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 09:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом. Семинар-практикум для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Фируза Никулина (УИ 8279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД