Приложение МААМ

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства в первой младшей группе (3 фото)

галина идрисова
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем сможем! В наше время дошкольных учреждениях мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами живописи и декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Мы пришли к выводу, что живопись и декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства в первой младшей группе» размещена в разделах

Выбранная нами тема очень актуальна. Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать живопись, декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, развивать их воображение и фантазию, а также воспитанию любви и гордости за свою Родину.

Цель: Знакомить детей с различными видами живописи, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам.

2. Познакомить с историей возникновения семеновской игрушки Матрешки

3. Знакомство с декоративно – прикладным искусством «Хохлома»

4. Побуждать детей к активному общению.

5. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Активизировать словарь: семёновская матрёшка, растительный орнамент, завиток, травка, «золотая Хохлома», семёновская матрёшка.

Тип проекта: краткосрочный групповой.

Участники проекта:

- дети 1 младшей группы №2 «Радуга»;

- воспитатели: Идрисова Г. А., Фауханорова Н. А.

Планируемые результаты проекта:

• Знание детьми некоторых видов декоративно-прикладного искусства. Умение детей узнавать и выделять Семёновскую игрушку Матрешка

• Умение детьми подбирать составлять целое из половинок матрешки.

Реализация проекта:

1 этап - подготовительный

2 этап - основной

3 этап – заключительный

Подготовительный этап: выявление первоначальных знаний о видах декоративно – прикладного творчества Семеновская игрушка Матрешка, Хохломская роспись)

Разработка плана мероприятий, составление конспектов НОД, изучение ресурсов сети Internet и методической литературы, подбор художественных произведений, приобретение и обогащение центра «Народного творчества»

Основной этап:

Совместная деятельность педагога и воспитанников:

Познавательное развитие:

• знакомство с живописью и творчеством художников и рассматривание картин И. Репина, И. Шишкина, Ф. Толстого, И. Хруцкого, И. Левитана и других художников

• знакомство с видами живописи: натюрморт, пейзаж.

• Беседы: «Весёлая ярмарка», «Семёновская матрёшка».

НОД: «Украсим фартук для Матрешки»

Консультации для родителей: "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника". «ВИДЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

Дидактические игры: «Найди пару», «Разрезные картинки», «Разложи по размеру».

Творческая деятельность:

Раскраски –Матрёшки, элементы хохломы

3 этап – заключительный.

Создание и обогащение мини- музея декоративно-прикладного искусства в группе.

Беседа «Веселая ярмарка»

Ознакомлению с декоративно-прикладным искусством

Материалы и оборудование: Хохломская посуда, матрешки, дидактические карточки, аудиозапись песни: “Ярмарка”.

1. Организационный момент

Дети входят в группу, воспитатель встречает их в народном костюме.

Звучит музыка «Ярмарка».

В-ль: – Ребята, послушайте, какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете, что такое ярмарка?

Дети: - Нет.

В-ль: - Я сейчас вам расскажу и покажу!

Эх девчонки и мальчишки!

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары, продаются самовары!

Покупают люди сушки и отличные игрушки!

В-ль: - Ярмарка – это игрушки, подарки, веселье! Раньше люди часто ходили на ярмарку продавать и покупать игрушки, посуду, сладости, веселиться и отдыхали.

В-ль: - Посмотрите, какая красивая посуда на нашей Ярморке. Здесь посуда не простая - золотая, расписная! Скажите, может кто-нибудь знает, как называется такая роспись? Дети: - (Хохломская)

В-ль: - Правильно, такая роспись называется – хохломская. Узнать её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный. А вы знаете, откуда появилась хохломская посуда?- из села Хохлома, эта сказочная роспись появилась давным-давно в селе, которое так и называется – Хохлома. Ребята, отличают хохломскую роспись не только по основным цветам, но и по элементам узора. Каждый из них имеет своё название: «ягодки», «завитки», «усики». (Воспитатель называет и показывает на посуде соответствующие узоры)

На ярмарке ребята, не только торгуют, предлагая свой товар прибаутками, но и веселятся, всюду слышен смех, песни, катаются на каруселях.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки»

-Музыкально-дидактическая игра.

Ребята, скажите, а какую посуду можно использовать, как музыкальные инструменты?

Дети: - Деревянные ложки.

В-ль: - А со мною поиграете?

Дети: - Да.

«Взяли мы в ладошки красивые ложки.

Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!

Постучим мы ложками, потопаем ножками,

Дидактическая игра: «Составь узор», «верх поднимем ложки, погремим немножко!»

-Самостоятельная деятельность детей. Предложить детям раскраски матрешки, элементы хохломской росписи.

Беседа «Семёновская матрёшка

Дети подходят к столу, стол закрыт салфеткой.

В-ль: - Ой, ребята, а что же здесь? Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (Матрешка)

В-ль: - Ребята, а как вы думаете, какие секреты есть у матрёшки? (Ответы детей) Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрички – другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе). Дети, появилась такая игрушка в России очень давно. Назвали её самым красивым русским именем – Матрёна или Матрёшка. Русские мастера вытачивали матрёшек из дерева, а потом расписывали их яркими красками.

-НОД «Украсим фартук для Матрешки»

МАТЕРИАЛ: образец аппликации; матрешки - образцы; круги оранжевого цвета, квадрат желтого цвета, шаблон Матрёшки, клейстер, салфетки для аппликации (для каждого ребёнка); мольберт

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.

ОРГАНИЗАЦИЯ: Дети сидят на ковре, затем переходят за столы.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель вносит Матрешку

Воспитатель (обращаясь к детям): ребята, наша Матрешка грустит. Кто хочет пожалеть матрешку погладить её? Подойдите ко мне.

Дети жалеют матрешку, гладят.

Воспитатель: Матрешка, не грусти, мы с ребятами тебе обязательно поможем. Да, детишки?

И обязательно поиграем с тобой! Посмотри Матрешка, посмотрите ребятишки, какая у меня есть красивая матрешка. (рассматривают образец матрешки)

Давайте и мы поможем. Давайте украсим нашим матрешкам фартук.

2 ЧАСТЬ. ФИЗМИНУТКА:

Встанем, сделаем разминку:

Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так,

Шаг налево, шаг направо,

Шаг вперед и шаг назад.

Ножками затопали,

Зашагали по полу,

Там, там, там -

Тихо сели по местам.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: Дети, посмотрите. Назовите фигуры (круг, квадрат) мы будем украшать фартук матрешки.

Давайте пальчиком в воздухе нарисуем квадрат, круг.

Посмотрите, какого цвета круг? (оранжевый)

Посмотрите, какого цвета квадрат? (желтый)

Гимнастика: Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).

А теперь посмотрите, как я буду украшать фартук у матрешки и что нам для этого понадобится

Посмотрите, как нужно правильно держать кисточку. Держать тремя пальцами, выше металлической части.

Набирать клейстер нужно на самый кончик кисточки и намазывать белую сторону кружка.

Приклеенный кружок нужно прижать тряпочкой, вот так. Обратите внимание, как расположены круги и квадраты на фартуке у Матрешки.

А теперь, вы украсьте фартуки у своих Матрешек, только прежде тем, как наклеивать круги и квадраты их надо красиво разложить.

Дети раскладывают круги и квадраты на шаблонах Матрешках.

Дети выполняют аппликацию, индивидуальная работа.

(По окончании аппликации дети несут своих Матрешек на выставку.)

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли? Как мы помогли Матрешкам? Вы старались, украшали, трудно было не устать! Потрудились от души, все работы хороши! Красивые Матрешки у вас получились!

-Дидактическая игра «Собери матрешку»

-Самостоятельная деятельность детей. Предложить детям раскраски семёновской матрёшки.

Подвижная игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается

Работа с родителями

Консультации:

Консультация для родителей детского сада "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника".

Пояснительная записка:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Цель:

- донести до родителей важность приобщения детей к прекрасному.

Задачи:

- Сформировать представление о термине «Декоративно-прикладное искусство»;

- Побуждать желание участвовать в развитии творческих способностей ребенка, заниматься индивидуально дома.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».

К. Д. Ушинский.

В первые годы ребенка начинают развиваться те черты характера, чувства, которые незримо связывают ребенка со своей страной, с ее историей, с ее традициями. Детям такого возраста еще не доступны понятие Родина, страна, традиции, поэтому главная задача родителей заложить и подготовить в детях почву, чтобы ребенок вырос в семье, в которой создана атмосфера, которая насыщена живыми образами, яркими красками той страны, в которой мы живем.

А мы родились и живем в сложное время больших перемен, это то время, когда происходит оскудение духовных ценностей, оскудение личности, Оскудение народных традиций, обычаев, теряются нравственные ориентиры.

Во все времена главной задачей старшего поколения была передача подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и укрепление духовного опыта, предыдущих поколений.

Жизнь наша и жизнь наших детей изменилась до неузнаваемости, телевизионные экраны наводнила жестокость. На смену народным играм, забавам, пришел век компьютерных технологий, со своими непонятными героями в мультфильмах и фильмах.

Но наша задача во чтобы, то не стало воспитать гражданина и патриота достойного нашей великой страны, у которой очень большая история.

Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. У каждого без исключения ребенка есть свои способности и таланты, у каждого есть свои задатки, которые надо увидеть во время, постараться их развить. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.

И хорошо, что сегодня происходит возвращения к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному искусству.

Изделия народных мастеров и умельцев сегодня есть почти в каждом доме, будь то матрешка, или изделия из различных материалов - керамическая посуда, украшения, напольные ковры, вышитые руками мастеров скатерти, деревянные игрушки, которые так притягивают своей красотой и яркостью исполнения.

Современные дети, даже порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.

Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.

Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВИДЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

«К народным традициям должно быть

величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А. В. Салтыков

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.

Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век

научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте.

Создавалось народное декоративно – прикладное искусство в основном крестьянством, а также

ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате

вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.

1. Хохлома – красота несравненная.

Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды.

Заключительный этап

Создание и обогащение мини- музея декоративно-прикладного искусства в группе. Теперь дети постоянно могут любоваться предметами народного декоративно-прикладного искусства.

В ходе нашего проекта дети узнали некоторые видов декоративно-прикладного искусства. Научились узнавать и выделять Семёновскую игрушку Матрешка, а так же узнали, что такое Ярмарка. Дети научились подбирать и составлять целое из половинок матрешки, научились раскладывать по размеру от большого к маленькому и наоборот.

Родителям были проведены консультации: "Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника" «Виды декоративно-прикладного искусства»

Список использованной литературы:

И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации Ранний возраст М. Карапуз Дидактика 2008

О. В. Павлова Художественное творчество Комплексные занятия Первая младшая группа ФГОС ДО: практика реализации; Волгоград, издательство «Учитель», 2015г

О. Г. Жукова Планирование и конспекты занятий по изо деятельности для детей раннего возраста АЙРИС ПРЕСС Айрис дидактика Москва, 2007

Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства в первой младшей группе
Фото №1 Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном человек улучшается так говорили древние греки Фото №2 Народная культура фольклор народными традициями
Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Фотоотчет творческих работ детей подготовительной группы. Рисование по мотивам народного искусства «Чудеса красок»Фотоотчет творческих работ детей подготовительной группы. Рисование по мотивам народного искусства «Чудеса красок» Тема: «Чудеса красок» Рисование по мотивам Городецкой, Филимоновской и Дымковской росписи. Задачи: Учить детей, самостоятельно рисовать.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группеРодительское собрание «Развитие творческих способностей детей с применением ИКТ» в подготовительной группе Доклад: "Развитие творческих способностей детей шестилетнего возраста образовательной деятельности в ДОУ и в семье с применение ИКТ. ".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства в первой младшей группе
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 12:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного искусства в первой младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем галина идрисова (УИ 1070806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД