Лия Пчелина
Развитие художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.
Пчелина Л. В.
Воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида «Золушка»,
г. Тамбов
Публикация «Развитие художественно-эстетических возможностей детей с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в этот период большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. Среди воспитанников детского сада встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Развитие творческих способностей этих детей требует нестандартного подхода, учета индивидуальных возможностей ребенка. Эти дети не пассивные объекты социальной помощи, а развивающие личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Любое педагогическое воздействие на детей с ОВЗ должно быть не просто педагогическим, а коррекционно – педагогическим, учитывающим не только характер основного дефекта, но и структуру интеллектуальных нарушений. Детей с ОВЗ характеризует отставание в психическом развитии, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико – синтетическая деятельность, снижена активность мышления. Из – за быстрого наступления утомления дети часто не могут завершить начатое дело. У них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а иногда он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности они не знают с чего начать. Эти дети эмоционально не устойчивы, у них присутствует частая смена настроения, неуверенность, чувство страха. Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Решение данной проблемы требует специального подхода, который, на мой взгляд, заключается в использовании нетрадиционных техник в работе с детьми с ОВЗ. Работая с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними, я понимаю, что все дети наделены разными способностями, но они есть у всех: кому – то удаются выразительные рисунки, кто – то любит лепить, кто – танцевать. Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, развивается интеллект, память, воображение, мышление, речь. Часто дети с ОВЗ находятся в возбужденном, нервном состоянии, но стоит ребенку взять лист бумаги и краски, как он меняется, приходит в эмоциональную норму, начинает улыбаться, становится спокойным. Творчество в детском саду помогает детишкам раскрыть и развить свои таланты.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявления индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционного техники рисования способствуют развитию мелкой моторики рук, повышают уровень развития зрительно – моторной координации. В своей работе с детьми с ОВЗ я использую многие техники нетрадиционного рисования : рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование тычком, отпечатки листьев, рисование мятой бумагой, рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы, пластилинография (рисование пластилином) Основной материал – пластилин. Рисование пластилином - это необыкновенно мощная техника. Она способствует в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Эта технология развивает художественное и пространственное мышление, она достаточно проста. Дети учатся смешивать разные цвета для получения разнообразных оттенков, осваивают прием вливания одного цвета в другой. Данная техника развивает мелкую моторику рук ребенка, развивает детское воображение, фантазию и творческое мышление, побуждает детей к самостоятельности и самодеятельности. Еще одна из нетрадиционных техник рисования – рисование методом тычка. Рисунки получаются объемными, живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Рисование методом тычка стимулирует развитие мелких мышц кисти рук, поэтому детям впоследствии легче овладеть и другими способами рисования. В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. В своей работе я стараюсь использовать различные материалы и их сочетания, например, различный природный материал для лепки и аппликации, рисование губками, ватными палочками, зубными щетками, поддерживаю инициативу детей и желание экспериментировать, создаю условия для творческого развития. Формирование изобразительных навыков обладает механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на ребенка. Данной проблемой занимались такие видные ученые как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и другие. Их исследования доказывают уникальные возможности при использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ показало эффективность этой работы, так как она способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества.