МААМ-картинки

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики

Зульмира Таваева
Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Публикация «Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики» размещена в разделах

Активность, инициативность и ответственность — важные качества, которые проявляются и развиваются в ребёнке на протяжении сложного процесса социализации. На формирование этих качеств существенное влияние оказывает окружение ребёнка, то есть среда. Каждый малыш с рождения активен и инициативен. Он полон желания познавать и исследовать мир, готов включаться во всё новые виды деятельности.

Эксперты считают, что в развитии самостоятельности у ребенка могут быть намечены три ступени.

Первая ступень – это когда ребенок действует в обычной для него обстановке, в которой вырабатывались основные его привычки и навыки, без напоминаний, побуждений и помощи со стороны взрослого. Ребенок сам убирает за собой игрушки после игры; сам идет мыть руки перед едой; сам говорит вежливые слова: «спасибо» и «пожалуйста».

Вторая ступень – это когда ребенок самостоятельно использует полученные навыки в необычных, но похожих ситуациях: помогает убирать в комнате, носить посуду со стола после еды, проявлять признаки вежливого отношения к посторонним людям, например, показать гостю как пройти в комнату и предложить ему присесть на диван.

Третья ступень – ребенок твердо усвоил все правила и приобретенные навыки. Умело ориентируется в создавшейся той или иной ситуации, способен правильно организоваться в любых условиях. Такая позиция дисциплинирует детей, и они выгодно смотрятся в глазах взрослых.

Основной принцип Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Задача взрослого- помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому». Мы не можем насильно ускорить созревание нервных клеток, но можем создать условия для их оптимального развития, например, давая малышу работать в зоне УПЖ.

Что же дают упражнения практической жизни детям? Почему именно с них начинается работа в Монтессори - группе?

1. Адаптация. Упражнения практической жизни по Монтессори помогают дошкольнику адаптироваться к среде и подготавливают его к реальной жизни в обществе. Это делает малыша независимым и даёт ему чувство собственной значимости.

Презентации в зоне УПЖ подобраны и составлены таким образом, что они помогают детям быстро адаптироваться не только в группе, но и в социуме. Дошкольник начинает знакомство с групповым помещением с привычных ему вещей и видов деятельности, которые он потом легко может делать дома сам, например, сметать пыль со стола, подметать пол, накрывать на стол, вытирать пролитое. Родители нередко запрещают детям помогать взрослым: стирать, гладить, чистить обувь, накрывать на стол (иногда из соображений безопасности) тем самым заглушая его инициативность и самостоятельность) В среде Монтессори ребёнок совершенно свободно занимается «взрослыми» делами наравне с мамой и папой, с воспитателем. Малыш не играет в игрушки, а живёт нормальной жизнью, выполняя повседневные обязанности. Допустим, поливает цветы или моет зеркало, вытирает пыль или гладит бельё. ( многие замечают что дети любят повторять за взрослыми: наливать самостоятельно себе воду, чай, накрывать на стол и т. д., но мы им этого делать дома не даем, так как боимся, что рассыпит, разольёт, обожжется и т. д., тем самым заглушая его инициативность и самостоятельность)

2. Социализация.

Монтессори-материалы УПЖ помогают детям социализироваться. С одной стороны, поливая цветы, убирая класс, малыши выполняют это для других. С другой, они делают это для себя, например, причёсываясь или одеваясь. Но и во втором случае они решают задачу выглядеть опрятно — так, как это приемлемо в обществе, то есть учатся адекватно представлять себя другим.

Многие материалы в зоне ПЖ взаимосвязаны между собой, что приводит к установлению связей между детьми. Например один ребенок любит разливать воду, а другой очень любит работать с губкой. Они договариваются между собой работать вместе. Один льет воду на поднос, а другой собирает ее губкой.

3. Развитие контроля и координации движений. Психофизиологическая подготовка.

В работе с сенсорным, языковым и математическим материалом дети задействуют сложные когнитивные процессы, которые не возникают по мановению волшебной палочки в их голове, а должны созреть постепенно. Помогают в этом практические знания для жизни, полученные в УПЖ.

Для выполнения сложных упражнений, ребенок должен научиться концентрировать свое внимание. В этом ему на начальном этапе могут помочь УПЖ такие как стирка, мытье стола.

Для развития инициативы детей нужно :

Создать развивающую среду, исходя из потребности и интереса ребенка сегодня,

здесь и сейчас, ведь для того чтобы ребёнок развивался, образовывал себя уму необходимо создать условия, «подкидывать «уголёк» в топку его ума

Вместе с детьми выполнять несколько чётких и простых правил (сюда входит презентация упражнения)

Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.

Всё довольно просто и жизненно: взрослые устанавливают порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но в своём собственном ритме, согласно своим индивидуальным потребностям.

Исходя из нашего опыта мы Вам советуем:

не ставьте перед собой цель воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребёнка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим – испортить характер ребёнка.

Дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность.

Разговаривайте с детьми обо всём и везде – разговоры с детьми, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия

не нагружайте детей знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше занимайтесь изучением и освоением того, что нужно и интересно ему сейчас.

Действуйте по интересам детей.

радуйтесь каждому успеху детей и хвалите их!

самого раннего детства предоставьте ребёнку как можно больше самостоятельности в быту и не забывайте, что высокий интеллект – это ещё не самое главное в жизни.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками Консультация для воспитателей. Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)». Подготовила.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Рамки Монтессори своими рукамиРамки Монтессори своими руками Монтессори своими руками есть смысл делать! Такое пособие, возможно, получится не настолько идеально, как в магазине, но будет сделано своими.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики
Опубликовано: 13 декабря 2019 в 18:55
+174Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД