Получи документы

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром

Александра Мешкова
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром

Самым оптимальным и близким для формирования и развития интеллектуальных и познавательных способностей можно считать знакомство ребенка с окружающим миром, как с живой, так и неживой природой и социальной действительностью. Так как эти две сферы жизнедеятельности окружают ребенка с рождения, и каждый день волнуют малышей вопросами почему, зачем, и т. д. Представления о развитии живой и неживой природы оказывают существенное влияние на формирование у ребенка мировоззрения и мышления. А социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, настолько богат и наполнен содержанием к познанию!

Публикация «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром» размещена в разделах

Познание себя, как представителя человеческого рода, характера взаимоотношения с другими людьми, содержание их деятельности, образа жизни, познаний предметного мира- всё это и есть процесс ознакомления детей с окружающим миром. Несмотря на многогранность и разнообразие современного мира, он противоречив и неоднозначен – это дает основание для развития и активности ребенка в процессе познания, и понимание его мира.

Свою работу в данном направлении я начинаю с подборки материала. При этом обращаю внимание на то: позволяет ли он (материал) устанавливать причинно-следственные связи между природными и социальными явлениями, фактами социального мира, находить общее и различное, анализировать и сравнивать, проявляя творческое отношение к познанию, используя самостоятельность.

Познавая себя и свои способности, ставлю перед собой задачу: развивать умение ребенка учиться анализировать и делать выводы о своих возможностях, своей роли в социальном мире, понимать себя как биологический объект: процесс роста, взаимодействие с окружающей средой, понимать роль матери в его жизни и т. д. После подбора необходимого материала, его следует систематизировать и адаптировать к возрастным и психологическим особенностям детей. Важным в педагогической практике остается проблема выбора способа подачи информации, так как именно он в большей степени влияет: насколько материал будет понятен и интересен ребенку. Будет ли он побуждать ребенка к анализу и сравнению, к желанию устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между явлениями, проявлять творческое отношение. Как известно, что в педагогической науке классическим способом подачи информации является метод.

В знакомстве детей с окружающим миром чаще всего использую общие педагогические методы. В зависимости от классификации по лидирующим признакам можно выбрать наиболее оптимальные: - по логике усвоения знаний: дедуктивные и индуктивные (Н. А. Давыдов); - по типу познавательной деятельности – репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские (М. Н. Скаткиным., И. Л. Лернер); - по источнику передачи знаний – словесный, наглядный, практический (Я. А. Коменский). При отборе методов передачи информации о живой и неживой природе и социальном мире особое значение уделяю классификации. Это связанно в первую очередь с тем, что знания сами по себе многообразны, многогранны, разносторонни, но и оказывают влияние на развитие чувств, отношения к миру, стимулируют поведенческую активность, и как итог влияют на развитие личности в целом. В связи с такими сложными задачами в дошкольной педагогике, по мнению С. А. Козлова, возникла потребность в создании новой классификации методов, помогающих знакомить детей с окружающим миром. «Новая классификация методов ознакомления детей с окружающей действительностью : это методы:

- повышающие познавательную активность;

-повышающие эмоциональную активность;

- способствующие установлению связи между разными видами деятельности; - коррекции и уточнения представлений детей об окружающем мире.

Каждая группа методов выполняет свою задачу, но вместе они реализуют одну цель – приобщение детей к социальному миру. Но для эффективного использования методов необходим интерес ребенка к процессу познания. Интерес к процессу познания начинает формироваться с раннего возраста. Этому способствует любопытство и любознательность, именно эти чувства стимулируют к познанию того, что неизвестно. Почему так? Что там внутри? Методы к такому познанию формируются по принципу – определить интересующую задачу или обозначить проблему, высказать гипотезу, проверить гипотезу практически. Плюс данного метода заключается в том, что он двухсторонний и вполне под силу ребенку, что стимулирует интерес к окружающему миру.

Например: у детей возникает вопрос : почему снег тает? Ставим задачу: почему снег тает? Дети высказывают свое мнение. Затем берем емкость, набираем снег и ставим его в помещение, через некоторое время смотрим. Делаем вывод, что в тепле снег тает.

Но не все гипотезы детей можно проверить практически, поэтому нужно детей стимулировать находить ответ на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью взрослого.

Важно формировать у ребенка наблюдательность и самостоятельность постановки проблемы, а также способы получения информации: посмотреть вместе со взрослым ответ в книге, по наблюдениям и т. д. В своей работе я стараюсь обращать внимание детей на умение правильно задавать вопросы, так как это влияет на точность и правильность постановки проблемы, результат ответа. Например, если ребенка интересует окрас животного, то можно посмотреть в книге и т. д. Найти ответ на вопрос может помочь и взрослый, например: зачем нужно убирать в доме? Все эти приемы будут более продуктивными в старшем дошкольном возрасте, а в младшем - лучше использовать метод сравнения по аналогии и противоположности. Это умение приобретается в процессе упражнения, образовательной деятельности, наблюдения, которые ставят ребенка в ситуацию их решения с помощью сравнения. При этом сравнение следует различать «открытое и закрытое». Например, ребенок должен догадаться, что ему нужен прием сравнения. «Открытое» сравнение: сравни дерево и куст, чем они схожи и чем отличаются? «Закрытое» сравнение: вот перед тобой три молотка: какой нужен – плотнику, какой – врачу, какой - музыканту?

Нужно научить ребенка способам познания и применения его в новой ситуации. Важно научить ребенка понимать с помощью каких способов он усваивает материал: анализ, сравнение, выводы, заключение, причинно-следственные связи – все это является фундаментом познавательной активности, интерес к процессу познания. Естественно, дошкольники не вполне осознано будут применять способ познания, но простейшие способы они способны понять и усвоить. Например: давайте подумаем: какой предмет находится дальше всех от центра?

Таким образом, интеллектуальные и познавательные способности у детей дошкольного возраста есть неотъемлемая часть развития с раннего возраста. При этом необходимо уделять особое внимание взрослого на методы подачи информации. Методы должны опираться на общепринятые, но в тоже время синтезироваться и быть оптимальными для определенного данного возраста и его психологических особенностей, предполагать творческий подход. Познавательные способности у детей заложены с рождения, наша задача: развивать и совершенствовать их.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Конспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗКонспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗ Цель: дать общие представления о строении птиц (у птиц две лапки, два крыла, на голове клюв, глаза, хвост, тело покрыто перышками); о размере.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром
Опубликовано: 28 марта 2022 в 23:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД