Елена Гомзякова
Развитие интереса дошкольников к двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании ребенка. Вся жизнь ребенка связана с выполнением каких – либо движений, требующих от него проявления двигательных способностей. Здоровый ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем успешнее идет формирование личности ребенка. Любая двигательная деятельность направлена не только на укрепление здоровья, развитие систем дыхания и мышечно – связочного аппарата, но и создает базу для успешного решения двигательных задач, возникающих в повседневной жизни. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг и, разумеется, интеллектуальное развитие становится интенсивнее. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Физические упражнения улучшают деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде, в результате чего дыхание становится более редким и глубоким. Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костной, мышечной и сердечно – сосудистой систем.
Публикация «Развитие интереса дошкольников к двигательной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Однако в настоящее время отмечается значительное сокращение объема двигательной деятельности детей. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к двигательной деятельности. Ведь недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, которые могут привести к эмоциональной напряженности, нарушению обмена веществ в организме. Доказано, что достаточная двигательная деятельность – необходимое условие гармоничного развития ребенка.
Опыт моей работы показывает, что дошкольники получают удовольствие от движений, от обретения новых навыков. А правильно организованная работа по физическому воспитанию удовлетворяет естественную потребность детей в движении и способствует развитию мотивации к двигательным умениям и навыкам.
Осуществляя работу по физическому развитию, я постоянно нахожусь в поиске наиболее оптимальных методов к повышению интереса к двигательной деятельности дошкольников. Развитие мотивации может осуществляться в разных формах работы с детьми. В своей работе я использую как всем хорошо известные общепедагогические методы: словесные и методы наглядного воздействия, так и специфические: игровой, соревновательный, методы строго регламентируемого упражнения.
В развитии мотивации к двигательной деятельности старших дошкольников важными являются два аспекта: определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию и поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности.
В своей работе я использую разнообразные приемы, выбор которых определяет возрастные и индивидуальные особенности детей. Одним из наиболее эффективных приемов для развития мотивации к движениям, на мой взгляд, является использование музыкального сопровождения. Еще Платон говорил: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух направлениях: гимнастика для тела и музыка для души.» Использование музыки значительно повышает эффективность занятий. Мне импонирует сочетание движений с музыкой, и я считаю, что это наиболее результативная деятельность. Музыка помогает лучше запомнить движения, создает положительный эмоциональный фон, способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избежать однообразия. Ощущение умения красиво двигаться приносят дошкольникам истинную радость и мотивирует к дальнейшей двигательной деятельности.
Как одну из форм использую игровые ситуации и игровые моменты. В работе с детьми часто внедряю упражнения имитационного характера. При помощи подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяя свой двигательный потенциал и раскрывая природные задатки. Эффективность состоит в том, что через образы можно осуществлять смену двигательной деятельности с большим разнообразием видов движений. Это способствует формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогает «войти» в воображаемую ситуацию. Такие занятия основаны на сюжете игры, на сюжете народных сказок. Они позволяют формировать устойчивый познавательный интерес к двигательной деятельности. Старшие дошкольники любят образно – игровые игры на сюжетной основе, дающие возможность перевоплощения и сохраняющие связь с ролевой игрой. С целью поддержки интереса важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и атрибутов. Для стимулирования интереса к движениям я использую нетрадиционное оборудование: листы бумаги, катушки, природный материал. Развитию интереса к движениям способствует и развивающая среда, частая смена обстановки - это побуждает детей раскрывать свой двигательный потенциал.
При проведении спортивных досугов я стараюсь стимулировать двигательную активность каждого ребенка с учетом его индивидульных особенностей. Развлечения вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество. Также я стараюсь насыщать двигательную деятельность речевым материалом, включаю подвижные игры с рифмовками. Известно, что стихотворная форма привлекает детей живостью, эмоциональностью, настраивает их на игру.
На мой взгляд, одним из условий развития мотивации к движениям
является интегрированный подход в организации двигательной деятельности. В нашем саду интеграция осуществляется в ходе совместной проектной деятельности. Ведь интегрированные занятия способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и обеспечивают должную мотивацию к самостоятельной двигательной деятельности.
Таким образом, работа, направленная на совершенствование старых и поиска новых средств, методов и форм физического воспитания детей дошкольного возраста, положительно влияет на развитие интереса к занятиям физическими упражнениями, создает осознанное отношение к здоровому образу жизни и положительный эмоциональный фон.
Литература:
1. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет - М. : Изд – во Скрипторий 2003, 2007. – 160 с. 2. Ефименко Н. Н. Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей // Инструктор по физкультуре. – 2011. - №2. – с. 4 – 14. 3. ЛезжоваГ. Н. Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников // Инструктор по физкультуре. – 2009. - №2. – с. 9 – 12. 4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка – М. : Изд – во Аркти, 2000, 108 с. 5. Моргунова О. Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж, 2007. -174 с. 6. Пузач М. В. Развитие креативности старших дошкольников в самостоятельной двигательной деятельности // Инструктор по физкультуре. – 2010. - №2. –с. 111 – 114.
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М. : Мозаика – Синтез, 2000, 256 с. 8. Токаева Т. Э. Ребенок дошкольного возраста как субъект физкультурно – оздоровительной деятельности // Инструктор по физкультуре. – 2010. - №4. – с. 4 – 13.