Получи документы

Развитие интереса дошкольников к художественной литературе посредством литературных игр

Людмила Стрельникова
Развитие интереса дошкольников к художественной литературе посредством литературных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

Л. Н. Рожина писала, что ''полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена.

Публикация «Развитие интереса дошкольников к художественной литературе посредством литературных игр» размещена в разделах

Психологи считают, что дошкольники проявляю два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения -эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй - интеллектуально-оценочный - зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании. Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга - величина постоянная. Ребенок - переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время - а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно - разные настроения и состояния, и вот уже «постоянная величина» открывается им по-новому. Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой «стоп-кадр» - желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку. Книга - это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного. Наверное, есть немало других причин, объясняющих любовь малышей к чуду, имя которому - детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное, трепетное чувство. «Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус -- незабываемые…» - пишет Т. Тэффи в рассказе «Книги».

По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков. Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого. Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети - талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке -- замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Современная методическая наука и ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию дошкольников.

Литературные игры это средство активизации старших дошкольников при закреплении пройденного материала.

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ШАРАДЫ»

Шарады – это игры загадки, в которых ответы делятся на множество деталей (отдельных слов). Поэтому чтобы разгадать такого плану загадку необходимо сначала отгадать каждое слово в отдельности, а уже затем составить из них новое слово, более длинное. Главная особенность шарад от других словесных интеллектуальных головоломок в том, что выделяемые слова в шарадах могут быть не строго существительными, а и другими частями речи. Но эти шутливые и интересные загадки положительно влияют на ребенка. Так разгадывая шарады, вырабатывается умение к нестандартному мышлению, заметно расширяется словарный запас и развивается внимание.

В слове две части. Часть первая – гласная буква, начинающая русский алфавит. Часть вторая – название хитрого зверя, живущего в наших лесах. Целое – имя героини сказочной повести, написанной английским профессором математиком.

Ответ: Алиса (а-лиса)

В слове три части. Часть первая – драгоценный металл. Вторая часть – согласная буква, третья по счету. Часть третья - маленький гибкий зверек. Целое – имя царевны одноименной чешской сказки.

Ответ: Златовласка (злато-в-ласка)

ИГРА ВТОРАЯ ПОЛОВИНА

Игра организована по принципу построения шарад. Ведущему следует заранее подготовить слова, состоящие из нескольких составных частей, каждая из которых должна иметь самостоятельное значение. В качестве примера приведем такие слова, как «пар-ус», «вино-град», «воз-глас», «бал-кон», «топ-чан», «бес-еда», «воз-дух», «газ-он», «хор-овод», «под-вал», «ком-пот», «под-ход», «па-спорт», «креп-ость». Итак, эти и аналогичные слова разбивают на две части и пишут их на отдельных листочках. Подготовленные листочки складывают в коробочку и хорошенько перемешивают. Их должно быть столько же, сколько и желающих принять участие в игре. В ходе игры каждый берет по листочку, а затем отыскивает того игрока, у которого вторая часть слова. Выигрывает пара, сделавшая это быстрее.

Кроссворды:

1) НАЗВАНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

По горизонтали:

1. "Иван-царевич м серый. "

2. "Морской царь и Василиса. "

3. "Петушок – золотой. "

4. "Скатерть, баранчик и. "

5. "Заюшкина. "

6. "Финист – ясный. "

7. "Кот – серый лоб, козёл да. "

В выделенных клетках по вертикали:

"Царевна. "

Ответ:

1. Волк. 2. Премудрая. 3. Гребешок. 4. Сума. 5. Избушка. 6.

Сокол. 7. Баран. В вертикальном ряду: Лягушка.

2) РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ОБРАБОТКЕ А. Н. ТОЛСТОГО

Вставь пропущенное слово в названии сказки.

По горизонтали:

1. "Кот и. "

2. "Сестрица Алёнушка и братец. "

3. "Журавль и. "

4. "Кочеток и. "

5. "Лиса и. "

6. "Маша и. "

В выделенных клетках по вертикали:

"Пузырь, соломинка и. "

Ответ:

1. Лиса. 2. Иванушка. 3. Цапля. 4. Курочка. 5. Петух. 6. Медведь.

В вертикальном ряду: Лапоть

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны,

Как приятен он на вкус,

И зовут его … (АРБУЗ)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (АЙБОЛИТ)

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (АВТОМОБИЛЬ)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё … (АЛФАВИТ)

Старший воспитатель

Стрельникова Л. А.

Публикации по теме:

Художественная литература — важное средство воспитания дошкольника Воздействие литературы на развитие личности осуществляется через ее восприятие. В психологии и методике обучения литературе под восприятием.

Развитие дошкольников с использованием художественной литературы Тема «Развитие дошкольников с использованием художественной литературы». В развитии речи дошкольников огромную роль играет художественная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса дошкольников к художественной литературе посредством литературных игр
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 10:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интереса дошкольников к художественной литературе посредством литературных игр» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Стрельникова (УИ 135143) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД