Лучший педагог года

Развитие интереса к изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Барканова Татьяна
Развитие интереса к изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста

«РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Доклад из опыта работы.

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество под руководством педагога может стать устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, другими словами, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него не только интерес к этому виду деятельности, но и активность, воображение и творческие способности. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Публикация «Развитие интереса к изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Работаю в младше-средней коррекционной группе, которую посещают дети с патологией зрения, а именно с аномалиями рефракции (близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом) и дети с косоглазием, амблиопией и другими заболеваниями. Таким образом, в силу своих специфических особенностей, дети воспринимают мир по разному, кто-то видит лучше, а кто-то хуже, значит в разной мере способны как к эстетической оценке окружающего, так и к участию в деятельности. Например, известно, что для детей с нарушенным зрением характерна обеднённость рисунка из-за недостаточного зрительного восприятия. Ребёнку надо больше времени для рассмотрения предмета, так как у него недостаточно сформирован зрительный образ (он не представляет детально тот предмет, который надо нарисовать). Поэтому в начале года интерес к изобразительной деятельности часто отсутствует («У меня не получается», «Я не смогу это нарисовать», некоторые даже с неохотой садятся на занятия. Поэтому только целенаправленное коррекционное воздействие на детей, привитие интереса и вовлечение их в деятельность позволит нам сформировать у детей знания, умения и навыки, пробудить внутреннюю потребность в активном творчестве.

Овладение изобразительной деятельностью невозможно без развития интереса к этому виду продуктивной деятельности. Что же мы делаем для успешной реализации данного направления работы по развитию интереса к изобразительной деятельности?

Во-первых, мы поддерживаем в группе непринуждённую, доброжелательную обстановку, приближённую к домашней, раскрепощающую ребёнка и дающую возможность в любое время заниматься любимым делом.

Во-вторых, создали зону продуктивной деятельности, которая оборудована разнообразным художественным материалом и художественными средствами для организованной, самостоятельной форм работы и материалом для использования нетрадиционных техник, развивающими играми и пособиями по ознакомлению с цветом, сенсорными эталонами, пособиями по ознакомлению с народным творчеством и натуральными предметами народных промыслов, планшетами по формированию понятий о цветовой гамме и технике получения оттенков и пр.

В-третьих, в процессе обучения продумываем и используем различные методы и приёмы обучения, которые обеспечивают лучшее понимание и усвоение материала детьми, развитие у них интереса к изобразительному творчеству.

Выше было отмечено, что из-за недостаточного зрительного восприятия дети очень часто не представляют тот предмет, который надо нарисовать. Поэтому перед рисованием мы проводим предварительную работу, для того, чтобы ребёнок чётко понял строение объекта, его величину, мог разложить его на составные части, другими словами обучаем процессу обследования предмета – это один из основных методов – метод организации чувственного опыта детей. Используем чаще всего фланелеграф. Например, перед тем, как нарисовать пирамидку она выкладывается на фланелеграфе, ребёнок видит каждую составную часть, затем сверху пирамидка закрывается формой, на которую похожа (треугольник) и делается вывод, что основная форма пирамидки – треугольник. Далее ребёнок должен обвести пальцем каждую деталь и основную форму, прорисовывает её в воздухе, пальцем на столе.

Вообще, нужно всегда помнить, что форма в рисовании является ведущим признаком. Например, при рисовании чашки основной деталью будет квадрат, если срезать два уголка, получается форма чашки и к ней дорисовывается ручка. При обследовании объекта важно ещё подчеркнуть главные свойства: при рассматривании дома – прямые стены, ровный ряд окон, форму крыши. При рассматривании огурца – обратить внимание на вытянутость по сравнению с округлой формой. Таким образом, сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке.

Знакомя с формой предметов, обращаем внимание и на величину, хотя это относительное свойство. Для закрепления используем дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Что больше, что меньше», «Составь пирамидку», «Расставь матрёшек», «Ассоциации», «Подбери фигуру» и пр.

Знакомя с сенсорными эталонами в области восприятия цвета, формируем у детей понятие об основных цветах и их оттенках, создавая для этого определенные условия: проводим дидактические игры («Подбери по цвету», «Собери бусы», «Составь узор», «Какого цвета?» и пр., в свободной деятельности учим детей смешивать цвета, используем различные режимные моменты, например, одеваясь на прогулку или играя с вкладышами, предлагаем ребёнку назвать цвет.

Для обогащения представлений детей, накопления зрительных образов, впечатлений используем ещё один из основных методов развития интереса к изодеятельности это наблюдение, с которого начинается знакомство с предметным, природным окружением, с объектом или явлением. Например, формируя представление о птицах наблюдаем за ними на участке, обращаем внимание на их внешний вид, повадки, как передвигаются, как клюют корм. Затем, для детального обследования с подключением сохранённых анализаторов используем игрушки с характерными признаками, рассматриваем из чего состоит тело птицы, обращая внимание за закруглённость – голова, спинка, плавно переходящая в хвост. Используем дидактические игры, рассматриваем их на иллюстрациях и в презентациях, а затем загадываем и составляем описательные загадки о птицах.

В течение всего года проводим наблюдения в природе за состоянием погоды. В начале осени на прогулке наблюдали, как по небу плывут тучи, когда пошёл дождик, подставляли ладошки, прислушивались к его шуму и вспоминали песенку про дождик. А уже на занятии дети рисовали дождик штрихами, ритмично приговаривая: «Кап, кап, кап»». Художественное слово способно активизировать детей, эмоционально воспринимать игровые образы, вызывают у детей чувство радости и удовольствия. Или, ещё пример, на участке обратили внимание на цветной заборчик, на прямые дощечки, из которых он сделан. Это помогло ребятам справиться с заданием на занятии и нарисовать заборчик.

Накапливая различные представления об окружающем, мы подводили детей к образному его изображению доступными средствами. Так, вместе с детьми наблюдали, как зажигаются огни на ёлке, появляются звёзды и луна на тёмном небе, вечером зажигаются огни в домах. После этого дети с удовольствием отражали это в своих рисунках.

В процессе самостоятельной изодеятельности для поддержания интереса к рисованию, ненавязчиво стараемся развить замысел детского рисунка. «Ты нарисовал лес, тогда почему у тебя одна ёлочка на рисунке?»,- спрашиваю у Гоши, заметив, что интерес к рисунку у него уходит. «Сейчас нарисую»,- отвечает он. Скоро на рисунке появилось ещё три ёлочки. «А ты был когда-нибудь в лесу? Что ты там видел? А кто ещё живёт в твоём лесу?»,- спрашиваю у ребёнка. Так, в итоге в рисунке появляется домик и зайчик около него, и грибы под ёлочкой.

Ещё один важный метод, который мы используем в работе с детьми для повышения интереса к рисованию – это игра, так как именно игровым приёмам присущ эффект неожиданности, а это в свою очередь, позволяет малышам испытать удивление, радость, сострадание и желание помочь. Это делает осмысленным и интересным выполнение любого задания. Для этого мы берём игрушки, игровые персонажи в виде плоскостных изображений по количеству детей для обыгрывания после рисования, иногда переодеваемся сами.

Чтобы привлечь внимание детей к нуждам игрового персонажа, используем специальные приёмы. Вначале мы знакомим малышей с героями, рассказываем о том, что они оказались в затруднительном положении и кроме детей им никто не поможет. Дети включаются в работу и действуют «не понарошку», а реально трудятся. Маленькому ребёнку, как и любому человеку, нужно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает кому-то необходимо.

Важное место в нашей практической деятельности занимает чтение детям сказок, художественных произведений и рассматривание иллюстраций известных художников. Рисунки в книгах являются одним из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок в детстве. С этой целью у нас в группе создана мини-библиотека детских книг с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, А. Елисеева. Рассматривая эти иллюстрации, обращаем с детьми внимание не только на то, кто или что изображено, но и какой это персонаж, какое настроение, отношение он вызывает у детей. Считаем, что благодаря творчеству замечательных мастеров постепенно формируется интерес к книжной графике, а это тоже способствует развитию собственной изобразительной деятельности детей.

Хочу заметить, что правильно проведённый анализ детских работ тоже имеет немаловажное значение в формировании интереса и желания заниматься изодеятельностью. Это, прежде всего, благодарность от самого персонажа, выставка всех работ, поощрение творческих достижений детей и самостоятельности при выполнении задания, включение в рисунок дополнительных деталей и удачность их использования. Это даст возможность привить детям сознание

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста по изодеятельности с элементами экспериментирования «Дождик»Фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста по изодеятельности с элементами экспериментирования «Дождик» Добрый день, уважаемые коллеги. Ко дню российской науки 8 февраля предлагаю вам фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса к изодеятельности у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2020 в 18:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД