Елена Федорова
Развитие интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».[/b]
Федорова Е. И. воспитатель.
Публикация «Развитие интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Рисование - это одно из любимых занятий детей. С самого раннего детства дети покрывают своими рисунками все, на чем можно рисовать – листы разных размеров, стены, мебель, асфальт и даже свое тело. В детском саду на занятиях малыши очень радуются при виде карандашей, фломастеров, красок и кистей. Сразу берутся за дело и начинают рисовать все что умеют, чему научила их мама или они сами. В своих каракулях дети видят и дома, и машины, и солнышко и многое другое. Но с возрастом желание рисовать у детей постепенно исчезает. Наверное, каждый педагог слышал от своих малышей «Я не умею», «Помогите мне, я не знаю как». Дети боятся сделать что-то не так, нарисовать не правильно, боятся насмешек своих друзей и близких. Отсюда появляется нежелание рисовать, страх перед рисованием.
Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие». Такой «золотой серединой», на мой взгляд, становятся нетрадиционные техники рисования.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес малыша к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Для развития интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста я уже несколько лет использую нетрадиционные приемы рисования. Хочу поделиться с вами своими наработками и приемами работы.
Занятия по рисованию с детьми я начинала со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала начали рисовать пальчиками.
Рисование пальчиками
Возраст: от двух лет
Средства выразительности:
пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью,
плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
"Дождик"
«Бусы» (1)
На первых занятиях использовали один цвет и один пальчик. Затем занятия усложняла, вводя новые цвета, новые отпечатки (овальные).
"Бусы" (2)
«Бусы» (3)
" Рябинка»
«Мимоза»
Затем продолжили работу с помощью ладошки, дополняя получившиеся оттиски печатью пальчиками.
Рисование ладошкой
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Два веселых гуся»
«Разноцветные рыбки»
«Кораллы»
«Медуза»
«Осеннее дерево»
"Ёжик"
Малышам очень нравится создавать свои произведения с помощью различных штампов и печаток. Используя различные пуговицы, камешки, бусинки, малыши получают огромное удовольствие, знакомятся с цветом и пятном. Для создания предметных и сюжетных картинок я использовала на занятиях печатки из картофеля и смятую бумагу.
Оттиск печатками из картофеля
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
«Утята»
«Яблочки на тарелочке»
«Чашечка для мамы»
«Дерево»
Оттиск смятой бумагой
Возраст: от двух лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Шмели и клевер»
«Кудрявый барашек»
Следующим этапом работы было знакомство с кистями. Эту работу я начинала с жесткой кисти. Детям очень нравилось рисовать жесткой кистью – кисть «прыгала» по листу бумаги и оставляла за собой пушистые следы.
Тычок жесткой полусухой кистью
Возраст: любой
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Белочка»
«Салют»
«Одуванчики»
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует развитию интереса детей к рисованию. Мой опыт работы показал, что нетрадиционные техники рисования доставляет малышам истинную радость. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора.