Папки-передвижки

Развитие исследовательской деятельности детей раннего возраста (11 фото)

Мария Михайловна
Развитие исследовательской деятельности детей раннего возраста

Мир ребенка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребенок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир. Поддерживая доброе познавательное отношение малыша к миру, помогая ему познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поощряя любопытство малыша – мы предоставляем ему возможность прочувствовать и пережить происходящие события.

Публикация «Развитие исследовательской деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах

Мышление ребенка раннего возраста наглядно-действенное. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, нюхает, стучит и прислушивается … Ребенок усваивает знания при условии многократного повторения. А для этого используем разнообразные пособия: картинки, игрушки, сюрпризные моменты. И при этом игры проводятся при положительном настрое малыша.

Развитие исследовательской деятельности детей раннего возраста
Фото №1 Мир ребенка состоит из реальных объектов и предметов Фото №2 Он познает мир постоянно исследуя его и экспериментируя с его объектами Фото №3 При этом используются все сенсорные анализаторы вкус обоняние осязание зрение слух

Игры с природным материалом обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребенка : возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Игры-опыты можно проводить с объектами неживой природы – водой, льдом, снегом и т. д. Они помогут научить ребенка:

1. Показывать предметы, обладающие существенными признаками.

2. Понимать сенсорные свойства предметов.

3. Группировать предметы, контрастные по величине.

4. Понимать и обозначать, словом, наблюдаемые явления.

5. Высказывать свои впечатления.

Фото №4 Ребенок на чувственном уровне постигает элементарные законы управляющие предметами Фото №5 Новое всегда восхищает и потрясает радует и удивляет

Игры-опыты обогащают ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты окружающего нас мира, природных явлений, научат его всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, научат его беречь окружающую природу и заботиться о ней.

Дети раннего возраста могут ставить перед собой определенную задачу и находить средства для ее выполнения; прогнозировать результат.

Ребенок не пассивный созерцатель, а труженик: он интенсивно осваивает действительность, прикладывая активные усилия. А если ведет он себя как-то не так, мы можем это исправить, помогая ему активно исследовать мир, изучая свойства предметов.

Фото №6 Чем больше в жизни ребенка будет игр экспериментов тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир Фото №7 Материалы для педагогов Темочки Мышление ребенка раннего возраста наглядно действенное Фото №8 Играя он постоянно производит какие то действия трогает ощупывает нюхает стучит и прислушивается Ребенок усваивает знания при условии многократного повторения

На втором году жизни меняется отношение ребенка к миру предметов и способов взаимодействия с ними. Раньше они просто были интересными и удобными штучками для манипулирования. Теперь же любой предмет становится для него вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Но, конечно, понимание, зачем существуют вещи и как ими пользоваться, приходит не сразу. И тут как раз огромное поле деятельности для взрослых.

Например, малыш тянется к чашке, хватает и хочет швырнуть на пол. можно сказать: «Нельзя!» - и отобрать. А можно сказать: «Нельзя бросать чашку!» - и тут же показать и объяснить, что это такое и зачем она нужна. И тогда урок будет незабываемым, а чашка больше не полетит на пол.

Негативное или позитивное отношение к исследованию предметного мира взрослые провоцируют сами в трех вариантах:

1. Когда не помогают узнавать назначение вещей. Что остается малышу? Самому докапываться до сути, причем экспериментальным путем, а другого он еще не знает.

2. Когда постоянно одергивают и запрещают, а инстинкт требует от малыша: действуй, узнай, что это за штука и зачем она существует.

3. Когда оставляют те вещи, которые не должны попадать в руки малышу, на видном, доступном него месте.

Понятно, что пока один на один с незнакомыми вещами оставлять ребенка нельзя. Все действия в этом возрасте совершаются совместно: взрослый и малыш, но с каждым днем нужно предоставлять больше и больше свободы (под контролем). Этим поддерживается детское любопытство и инициатива, и малыш не капризничает и не хулиганит! Почему? Потому что он трудится! И это самое любимое занятие у малыша.

На третьем году жизни малыш продолжает познавать этот мир. В активной совместной деятельности с взрослыми развивается его память, воображение, речь, появляется способность к анализу, синтезу, сравнению.

Задача взрослых в этот период – продолжать знакомить малыша с предметами, окружающими его: с их свойствами, назначением. Важно помнить, что у малыша появляется настоятельная потребность создавать что-то собственными руками – рисовать, конструировать, строить, лепить. Теперь он может осваивать более мелкие, более сложные задания. Многие действия, которые малыш выполнял раньше с взрослым, теперь он стремится выполнить самостоятельно. И, главное, он хочет видеть результат собственного труда.

Например, если раньше малыш играл с водой и формочками для льда и был вполне этим доволен, то теперь ему хочется знать: а зачем? И что получится? Теперь, заливая воду в формочки, он действует не просто так, для развлечения : ему интересно, какие фигурки выйдут, когда формочка будет извлечена из морозилки. А если не ставить ее в морозилку, получаются ли фигурки? А если поставить на батарею?

Постепенно малыш учится прогнозировать результат своих действий, видеть внутренние закономерности. Даже бросая игрушки в воду, он экспериментирует, а не балуется. Накопив определенный опыт, малыш, начинает использовать его, переносить на новую ситуацию.

Интерес малыша к окружающему миру надо поддерживать постоянно. В психологии это называется практическим экспериментированием.

Заниматься экспериментами ребенок должен сам, а взрослым необходимо создать подходящие условия: направить, подтолкнуть, помочь, если зашел в тупик.

Например, взрослый выдувает мыльные пузыри в присутствии малыша. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей: с криками восторга малыш гоняется за этими радужными шариками. Но сам часто отказывается выдувать пузыри, поскольку это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Малыша следует спросить, хочет ли он сам выдувать мыльные пузыри, и немного помочь, а так же похвалить и по достоинству оценить трудовой энтузиазм малыша. Направляя деятельность малыша в нужное русло и поддерживать детское любопытство и интерес.

Если же малыш не рвется к самостоятельным экспериментам, это тревожный сигнал. Причина может быть в том, что родители слишком рьяно приучали его к порядку или назойливо опекали, лишая инициативы, настаивая только на своем. Чтобы все исправить, придется сделать маленький шаг назад и заново пройти неусвоенные уроки.

Как обучать малыша?

Обучать малыша нужно посредством игры, наглядно и поэтапно.

Например, можно поиграть с малышом в игру «Поймай в воде шарики, рыбку». Поставьте тазик с водой, бросьте туда шарики, водоплавающие игрушки, дайте ребенку удобный сачок. Не подсказывая ему, что нужно делать. Пусть он сам попробует поймать игрушку в сачок. Игра полезна для развития творческого мышления. Очень важно подталкивать ребенка к открытиям, а не предоставлять ему готовый результат. Играя с малышом, нужно оставлять ему пространство для размышления, и он сможет перенести новый опыт на другие ситуации. Если ребенок живо интересуется деятельностью взрослых и охотно участвует в ней, мы достигли отличного результата.

Например, ухаживает за растениями, помогает сервировать стол. Если ребенок овладел некоторыми навыками самообслуживания, а так же может самостоятельно убрать в своем уголке, постирать одежду для куклы, да и, вообще, стремится к самостоятельности, то результат на лицо.

Таким образом в процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволит ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

Авторы: воспитатели группы раннего возраста : Шалашова М. М., Пестовникова Г. С., Степанова Н. В.

Фото №9 А для этого используем разнообразные пособия картинки игрушки сюрпризные моменты Фото №10 И при этом игры проводятся при положительном настрое малыша
Публикации по теме:

Основные принципы организации сенсорной зоны .

Зрительная гимнастика на занятиях физической культурой в детском садуЗрительная гимнастика на занятиях физической культурой в детском саду Человек изучает и воспринимает окружающий мир с помощью 5 сенсорных систем: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Самым важным и драгоценным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательской деятельности детей раннего возраста
Опубликовано: 11 января 2015 в 19:09
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД