МААМ-картинки

Развитие ключевых компетентностей у сотрудников образовательного учреждения в системе непрерывного образования

Ирина Гранцова
Развитие ключевых компетентностей у сотрудников образовательного учреждения в системе непрерывного образования

Введение.

На протяжении многолетнего опыта реализации данной технологии обозначились различные механизмы, формы и средства ее реализации. Широкая просветительская миссия и включение большого количества образовательных учреждений в инновационную сеть по данной проблеме привело к пониманию необходимости разработки системы теоретических и практических занятий, способствующих более быстрому погружению педагогического состава экспериментальных площадок в данную технологию. Анализ опыта внедрения технологии преемственности, построение индивидуальной траектории развития образовательных учреждений еще раз подтверждает известное выражение о «роли личности» в развитии образовательного учреждения. Ведь во многом развитие блоков образовательного процесса : «Содержание, формы и методы», «Предметно-познавательная социокультурная информационно-развивающая среда», «Кадры», «Субъекты образовательной деятельности и их взаимодействие» определяется «профессионализмом» работающих в нем сотрудников : какими знаниями, умениями, навыками и компетентностями они владеют. Эпоха перемен, эпоха быстрых изменений – примерно так характеризуется наше с вами время. Организации, которые выживают и успешно развиваются, являются, прежде всего, динамичными, способными быстро реагировать на изменения "внешней среды" – внутри них происходят релевантные внешним требованиям изменения.

Публикация «Развитие ключевых компетентностей у сотрудников образовательного учреждения в системе непрерывного образования» размещена в разделах

Для того, чтобы организация могла быстро и адекватно меняться в соответствии с тенденциями развития системы образования, запросам общества, родителей и учащихся важно, чтобы ее сотрудники обладали определенными динамическими возможностями. «Динамические возможности – это способность к реформированию или развитию собственных компетенций, с тем чтобы соответствовать быстро меняющимся окружающим условиям» (В. Н. Просвиркин). Постоянно меняющаяся внешняя среда рано или поздно обесценивает сегодняшние компетенции педагогов. Следовательно, перспектива образовательного учреждения зависит от создания будущих компетенций уже сегодня. Как сделать так, чтобы эти изменения были успешными? Как постоянно повышать качество образовательных услуг, которые бы отвечали современным потребностям и интересам детей, родителей и общества? Все это поставило перед нами проблему вычленения ключевых компетентностей, развитие которых обуславливает и способствует решению вышеперечисленных и других проблем. Опыт работы позволил выделить ключевые компетентности1, которые необходимо развивать у сотрудников образовательного учреждения при реализации технологии преемственности: высокий уровень педагогических, медико-физиологических и социальнопсихологических знаний; целостное восприятие субъектов образовательной деятельности (СОД) в учебном процессе и социальной среде; прогнозирование развития ребенка, группы, образовательного учреждения; умение выстраивать траекторию собственного развития; умение конструктивно выстраивать взаимодействие со всеми СОД.

1 Компетентность – это совокупность базовой, специальной и ключевой компетенции, которая формирует личность учителя, направляет его развитие и саморазвитие. Компетентность включает когнитивный, мотивационный и поведенческий компонент.

Программа тренинга «Развитие ключевых компетентностей у сотрудников образовательного учреждения в системе непрерывного образования»

Цель: развитие ключевых компетентностей у педагогов, специалистов и администрации образовательного учреждения, обеспечивающих внедрение технологии преемственности в образовательное учреждение. Разработанная матрица тренинга позволила отразить в его «блоках» (каждый блок направлен на развитие определенной ключевой компетентности) систему задач, направленных на изменение системы представлений, отношений и умений в рамках определенной компетентности. Выделение трех таких сфер основано на исследованиях в области социальных установок и стереотипов (А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, Н. Р. Битякова, О. Г. Кукосян, Н. Н. Обозов и др., которые определяют отношение человека к явлениям социальной действительности. Как показано в исследованиях, отношение человека к социальной действительности определяется тем, что он знает о данном явлении (когнитивный компонент, как он к нему относиться (оценочный компонент) и как он будет действовать (поведенческий компонент) в его отношении. Так как профессиональная деятельность представляет собой одну из сфер социальной действительности человека, то развитие ключевых компетенций, обеспечивающих более эффективное решение профессиональных задач, невозможно без создания системы условий, обеспечивающих изменения в системе представлений, отношений и умений человека. В связи с этим развитие каждой ключевой компетентности рассматривалась нами в рамках решения трех подзадач: - Система представлений. Данная группа задач отражает тот уровень необходимых знаний, которые должны быть сформированы у участников тренинга после его прохождения. - Система отношений. Данная группа задач отражает необходимые изменения в мотивационно-личностной сфере. - Система умений. Данная группа задач отражает те навыки, которые необходимо сформировать в рамках развития той или иной компетентности.

Логика построения цикла тренинговых упражнений позволяет использовать их в режиме ограничения времени – от 1 часа до организации полноценного 6-ти часового тренинга. Всего тренинг рассчитан на 22 - 24 часа. В данном контексте упражнения расписаны в режиме 3-х часового тренингово дня (без учета перерывов). Небольшой перерыв на 10-15 минут дается после каждого часа тренинга.

Повышение педагогических, медикофизиологических и социальнопсихологических знаний

Формирование интегративного восприятия СОД в социальной среде

Формирование навыков прогнозирования

Развитие интегративного мышления

Умение конструктивно выстраивать взаимодействие со всеми СОД

Умение выстраивать траекторию собственного развития

Система представлений

Задача: повысить знания о педагогическом, медикофизиологическом и социальнопсихологическом аспектах, оказывающих влияние на развитие ребенка

Задача: сформировать знания о влиянии социальных контекстов и СОД, оказывающих влияние на развитие ребенка.

Задача: знакомство с системой прогнозирования

Задача: знакомство с информационноаналитической схемой, позволяющей интегрировать развитие ребенка в трех аспектах с учетом индивидуальных особенностей СОД

Задача: основы конструктивного взаимодействия с СОД

Задача: осознание системы представлений педагога о себе как о профессионале

Система отношений

Задача: сформировать понимание в необходимости всестороннего изучения ребенка для выстраивания конструктивного взаимодействия с ним.

Задача: сформировать важность понимания собственного влияния на развитие ребенка.

Задача: понимание важности выстраивания прогноза для эффективного индивидуального сопровождения ребенка

Задача: формирование понимания преимуществ, который дает данный анализ.

Задача: понимание важности выстраивания конструктивных взаимодействий с СОД

Задача: понимание преимуществ в планировании собственного развития

Система умений

Задача: развитие навыков «анализа» информации о педагогическом, медикофизиологическом и социальнопсихологическом аспектах развития ребенка.

Задача: развитие навыков рефлексии собственных индивидуальных особенностей и их влияния на развитие ребенка.

Задача: развитие навыков прогнозирования

Задача: научить интегрировать данные и выстраивать индивидуальную траекторию развития детей, группы, класса, образовательного учреждения

Задача: развитие навыков конструктивного взаимодействия с СОД

Задача: применение полученных знаний на примере выстраивания собственной траектории развития

Тема 1. Расширение системы знаний о педагогическом, медико-физиологическом и социально-психологическом аспектах развития ребенка2.

Цель: Повышение педагогических, медико-физиологических и социальнопсихологических знаний о развитии ребенка. Задачи: - сформировать понимание необходимости всестороннего восприятия ребенка - выработать критерии оценки ребенка с точки зрения педагогического, медикофизиологического и социально-психологического аспекта - научить воспринимать ребенка с трех позиций: педагога, медика/логопеда и психолога.

1. Презентация ведущего «Развитие ключевых компетентностей у сотрудников образовательного учреждения в теории и технологии преемственности»

Цель: познакомить с основами теории и технологии преемственности, с теми динамическими возможностями и ключевыми компетентностями которые необходимо развивать педагогу в системе непрерывного образования[1]. Материалы: ноутбук, проектор, презентация. Время: 10 - 15 минут.

2. Упражнение «Стереотипы»

Цель: знакомство со стереотипами восприятия мира представителями разных специальностей, повышение активности группы. Материалы: карточки с написанными профессиями или социальными статусами: бухгалтер, социальный работник, студентка, жена нового русского, милиционер. Время: 5-10 минут. • Участники сидят полукругом. Ведущий предлагает 5 желающим вытянуть карточки с названиями профессий и социальными статусами (можно это сделать в игровой форме с помощью упражнения «»).

Инструкция для участников: «Вы выбрали карточку, на которой написана профессия или социальный статус. Постарайтесь представить себе, как данный человек воспринимает социальную действительность. Ваша задача – перед участниками группы рассказать о себе не упоминая свою профессию и быть готовым к тому, что другие участники группы могут задать вам уточняющие вопросы». В качестве помощи участниками можно предложить закончить ответы на следующие вопросы, исходя из заданной роли: - я считаю, что главное в жизни – это… - я получаю удовольствие от…. - больше все в людях мне нравиться… - больше всего в людях мне не нравиться… - мои цели в жизни…. - я меняю мнение о чем либо, когда…. Инструкция для остальных членов группы: «Перед вами 5 участников расскажут о себе, исходя из той роли, которая написана на их карточках. Это могут быть представители различных профессий или социальные статусы. После выступления участников вы можете задать им уточняющие вопросы. Ваша задача догадаться о том, что написано на карточке участника». Если участники затрудняются дать ответ им дается подсказка – карточки, на которых написаны профессии или роли. Однако карточки отражают роли и профессии в большем количестве, чем участников. 3. Коллаж «Школа будущего».)

Цель: показать различия в восприятии «ситуаций» специалистами различных служб: педагоги, медики/логопеды, психологи. Материалы: листы ватмана на три подгруппы, фломастеры, карандаши, ручки, журналы с мебелью, одеждой, бытовой техникой и др., музыка. Время: 40 – 50 минут. Участники делятся на три подгруппы, исходя из своей специальности: педагоги, медики и психологи.

Инструкция3: «Сейчас мы с Вами отправимся в небольшое путешествие. Нашим пилотом будет время. Садитесь по удобнее в самолет…. Мы взлетаем… Вы сейчас находитесь в учебном заведении и во время нашего полета мы с вами увидим как оно будет меняться со временем… Итак, мы взлетели…. Прошел год… изменилось ли что-нибудь в нем? Как изменились вы? изменились ли дети? Среда, в которой вы работаете?. Прошло 5 лет…. Что теперь изменилось?. не важно будете ли вы работать до сих пор тут или нет…. Наша задача увидеть как измениться наше учреждение…. Прошло 10 лет… Что теперь изменилось?. Постарайтесь запомнить то, что вы увидели. А теперь откройте глаза. Вы сейчас находитесь каждый в своей мини-группе «Педагоги», «Медики», «Психологи». Ваша задача в течении 30 минут, используя все предлагаемые материалы сделать проект вашего видения школы будущего: как эту школу видят педагоги, медики и психологи. Ваша задача отразить «Кадры», «Среду» и «Содержание». Подумайте, какие будут дети? учитель? особенности организации учебно-воспитательного процесса и др.? Важно, чтобы идеи каждого участника вашей группы нашли свое воплощение в вашем общем проекте». После того, как каждая группа завершит проект, они озвучивают свои идеи перед другими участниками. Обсуждение: - в чем вы увидели различие между проектами, подготовленными педагогами, медиками и психологами?

4. Игра «Комплексный подход к развитию ребенка» (Емельянова Е. В.) Цель: сформировать понимание в необходимости всестороннего изучения ребенка для выстраивания конструктивного взаимодействия с ним. Материалы: раздаточная информация (см. ниже) и таблица с сетками (родитель, педагог, администрация (см. ниже, листы бумаги и ручки. Время: 40 минут 1 этап: Участники разбиваются на 3 группы (они разделены в пространстве в максимальной удаленности, так чтобы в каждой группе были представители всех служб: педагогической, медико-физиологической и социально-психологической.

3 Во время инструкции звучит футуристическая музыка (см. методические материалы к теме № 1)

Инструкция: «Вашему вниманию для каждой группы будут предоставлены данные, характеризующие особенности развития ребенка дошкольного возраста4. Ваша задача проанализировать их и в ходе небольшой дискуссии внутри вашей мини группы подумать и описать основные рекомендации, которые вы бы могли дать педагогам, родителям и администрации по развитию или корректировке данного ребенка. На выполнение данного этапа упражнения вам дается 5 минут. После этого представитель вашей подгруппе озвучивает нам итоги ваших размышлений» Тренер дает участникам 1-ю часть информации о ребенке из педагогического аспекта. 2 этап: От каждой из подгруппы выбирается участник, который озвучивает разработанные рекомендации. Обсуждение: с какими трудностями вы столкнулись при выдачи рекомендаций? Какой информации вам не хватает? 5 3 этап: Тренер дает 2-ю часть информации о ребенке из педагогического аспекта. 4 этап: Выступление участников с рекомендациями и обсуждение. 5 этап: Тренер дает 1-ю часть информации о ребенке из медико-физиологического аспекта. Далее работа идет по циклу. Всего 8 этапа. 9 этап: подведение итогов игры6. - в чем вам было легко? - в чем были затруднения? - что изменилось в вашем восприятии развития ребенка?

5. Мозговой штурм «Особенности восприятия ребенка»

Цель: повысить знание трех аспектах развития ребенка, выработать критерии оценки его развития с точки зрения педагогического, медико-физиологического и социальнопсихологического аспекта.

4 Если тренинг проводиться с учителями начальной, основной и старшей школы, то им дается информация характеризующая особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста соответственно. 5 Данные вопросы задаются после каждого последующего этапа. 6 В заключение тренер может рассказать Байку «Один хорошо, а два лучше». Случился как-то в большом лесу пожар. А в лесу были тогда двое – слепой и безногий. Хромой не мог ходить, но был зрячим, а слепой мог бегать, но ничего не видел. И они договорились так: слепой усадит хромого на плечи, а тот будет подсказывать куда идти. Один видел, другой мог ходить – так они вдвоем стали одним полноценным человеком, выбрались из леса и спаслись от огня. (Игорь Скрипюк. 111 баек для тренера).

Материалы: видеосюжет из школьной (дошкольной) жизни, ноутбук, проектор, листы бумаги А4, ручки, маркеры. Время: 30 минут. Участники делятся на три мини-группы: педагоги, медики, психологи. 1 этап. Инструкция: «Сейчас вам будет показан небольшой видеосюжет из школьной (дошкольной) жизни – видеосюжет урока/занятия. Он поможет нам в нашей дальнейшей работе. Постарайтесь рассмотреть увиденную ситуацию с позиции своей профессиональной деятельности. Ваша задача – записать на ваших листах бумаги на что вы обратили внимание при просмотре (более 20 пунктов)». 2 этап. После просмотра видеосюжета звучит следующая инструкция: «Ваша задача в своей мини-группе синтегрировать информацию каждого участника вашей минигруппы и выработать критерии, на которые вы опираетесь при анализе особенностей развития детей, учебно-воспитательной ситуации. При этом записываются мнение каждого из участника вашей подгруппы. Ваша задача описать больше 10 критериев. Время на работу – 10 минут». 3 этап. Инструкция: «Проранжируйте в вашей подгруппе выделенные вами критерии по следующим категориям: очень значимые, значимые, не очень значимые7. Время на работу – 5 минут». Далее участники каждой мини-группы озвучивают полученные результаты, начиная с более значимых критериев. Тренер записывает полученные результаты в заготовленной заранее табличке, которые отображаются с помощью проектора. Обсуждение результатов.

6. Разбор ситуации глазами другого.

Цель: развитие навыков «получения» информации о развитии ребенка в педагогическом, медико-физиологическом и социально-психологическом аспектах его развития, повысить знание о влиянии этих аспектов на развитие ребенка. Материалы: листы бумаги А-4, листы, видеосюжет из школьной (дошкольной) жизни. Время: 25-30 минут. Работа в тех же мини-группах.

7 Данные критерии выделяются цветом.

1 этап. Тренер показывает видеосюжет и после его просмотра просит представителям каждой из мини-групп озвучить то, на что они обратили внимание при его просмотре и какие выводы они из этого делают. 2 этап. Таблички с надписями мини-групп меняются по часовой стрелке. Инструкция: «Вы теперь медики/психологи/педагоги и ваша задача после просмотра видеосюжета описать увиденную ситуацию и сделать по ней выводы». Показ видеосюжета. 3 этап. Таблички опять меняются. Ситуация разыгрывается тем же образом.

В заключении тренер рассказывает следующую индийскую басню [2]. Слепцы, числом их было пять В Бомбей явились изучать Индийского слона. Исследовав слоновий бок, Один сказал, что слон высок И прочен, как стена. Другой по хоботу слона Провел рукой своей И заявил, что слон – одна Из безопасных змей. Ощупал третий два клыка И утверждает он: - На два оточенных штыка Похож индийский слон!

7. Подведение итогов дня.

Слепец четвертый, почесав Колено у слона, Установил, что слон шершав, Как старая сосна. А пятый, подойдя к слону Со стороны хвоста, Определил, что слон в длину Не больше чем глиста. Возникли распри у слепцов И длились целый год. Был каждый в чем-то где-то прав Но ошибались все.

Список литературы:

1) Просвиркин В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования : теория и технология. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2007 – 416с.

2) «1001 Баек для Тренера». – СПБ. : Питер, 2007 год – стр. 73.

Публикации по теме:

Дошкольное образование — уникальная ступень непрерывного образования Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребёнка. Дошкольное образование.

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

Взаимодействие родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников (1 часть) Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать.

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Сегодня новые федеральные государственные.

Использование ИКТ в работе педагога дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной.

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей у детей Для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни современный ребенок должен обладать определенными ключевыми компетентностями. Рассматривая,.

Опыт работы «Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения» Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых — увидеть.

Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного.

Роль музыкального руководителя ДОУ в формировании начальных ключевых компетентностей у детей раннего возраста в условиях ГКП Тема выступления: «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ В ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ключевых компетентностей у сотрудников образовательного учреждения в системе непрерывного образования
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 15:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД