Елена Савушкина
Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного образования является сегодня первостепенной, во первых, потому, что дополнительное образование является зоной ближайшего развития в России, а во-вторых, в силу особенностей самой системы дополнительного образования. По А. Г. Асмолову «дополнительное образование – поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций и предоставляющие личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития». Повышение компетентности, профессионального мастерства педагога – одно из важнейших условий повышения качества дополнительного образования и воспитания личности творческой, компетентной и социально адаптированной. В новом понимании человека на первый план выходит свобода творчества, самосознание, самоопределение, самореализация. По А. Маслоу, Г. Олпорту, К. Роджерсу, главное в личности – устремленность в будущее. В этой связи необходимо учитывать переориентацию ценностей молодежи в современных условиях: не образование определяет жизненную стратегию личности, а личность разрабатывает стратегию жизни, проектируя собственный образовательный маршрут.
Публикация «Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования» размещена в разделах
Поэтому, педагог дополнительного образования – профессия личностная, требующая постоянного совершенствования профессионализма, повышения уровня общей культуры. Предоставление ребенку возможности свободного входа и выхода из образовательного процесса на любом его этапе, ставит педагога перед необходимостью серьезной работы с мотивацией, практическим воплощением творческих проявлений ребенка, его самореализацией. Педагоги УДОД, являясь специалистами в каком-либо виде деятельности, порой не имеют педагогической подготовки. Кроме того, творческая работа с детьми, по мнению психологов, зачастую ведет к таким негативным явлениям, как «педагогические кризисы», «педагогическое истощение», профессиональная стагнация и педагогическая стереотипизация. Поэтому, необходимость обеспечения непрерывного профессионального развития педагога в учреждении дополнительного образования очевидна.
Понятие «система непрерывного образования» определяется в методической литературе учеными как «всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможность собственной программы его получения». Таким образом, система непрерывного образования педагогов должна быть : 1. Личностно ориентированной. 2. Направленной на постоянное развитие интеллектуального и совершенствование профессионального потенциала. 3. Осознанной.
Непрерывное образование – интегративный элемент жизнедеятельности личности, условие постоянного интеллектуального потенциал в современном меняющемся мире, потребность к саморазвитию и самореализации. В современном мире необходимо вооружить обучаемого «путеводителем» в обретении знаний и правилами пользования ими – НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ.
Для эффективного решения проблемы непрерывного образования педагогов необходимо сформировать в образовательной организации целый ряд предпосылок:
- формирование отношения к профессиональному росту как к ценности и необходимости;
- разработка системы оценки профессионального мастерства каждого педагога;
- создание объективных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов;
- последовательная системно-целевой модели непрерывного совершенствования и наращивания профессионализма всех участников педагогического процесса.
Педагоги дополнительного образования в Центре развития творчества детей и юношества «Крылатый» различаются по возрасту, образованию, уровню профессиональной подготовки, направленности реализуемых общеразвивающих дополнительных программ. Поэтому, программа непрерывного педагогического образования в нашей образовательной организации направлена на создание индивидуального образовательного маршрута. Каждый педагог имеет возможность выбора образовательной траектории профессионального совершенствования и творческой реализации личностного и профессионального потенциала в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями.
Цель программы: 1. Определение профессионального уровня педагогической компетенции и разработка индивидуального маршрута повышения общетеоретического, научно-методического, психолого-педагогического и общекультурного уровня педагога.
Задачи программы: 1. Повышение общетеоретического, научно-методического, психолого-педагогического и общекультурного уровня педагога.
2. Вооружение педагогов знаниями современной теории обучения, воспитания, инновационной деятельности, приемами диагностики и мониторинга образовательной деятельности.
3. Стимулирование творческого роста педагога, активизация научно-педагогической и экспериментальной деятельности.
4. Активизировать способность каждого педагога проектировать и разрабатывать собственный образовательный маршрут.
В профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования выделяются следующие уровни: психологический (компетентность в области развития ребенка, педагогический (знание логики выстраивания воспитательных и обучающих взаимоотношений, методический (мастерство педагога в выборе адекватных средств, форм и методов для решения воспитательных, образовательных и общеразвивающих задач, предметно-практический (знание своей предметной области и возможности практического применения).
На основании данных компетенций, законодательных документов в области образования, квалификационных требований программа непрерывного образования включает в себя следующие блоки:
1. Диагностический (мониторинг профессиональной компетентности педагогов).
2. Нормативно-правовой (знакомство с нормативно-правовым обеспечением деятельности учреждение дополнительного образования).
3. Школа молодого педагога.
4. Педагогические аспекты организационно-управленческой деятельности педагога дополнительного образования.
5. Педагогические технологии в образовательном процессе.
6. Компьютерная школа для педагогов.
7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
8. Программно-методический.
9. Общекультурный.
Реализация программы непрерывного образования педагогов опирается на современные образовательные технологии и реализуется по следующим основным направлениям:
Уровень Формы
Индивидуальный Самообразование педагога.
Реализация индивидуального творческого плана.
Составление индивидуального маршрута повышения квалификации.
Участие в интернет конкурсах педагогов.
Участие в интернет курсах по развитию профессионального мастерства.
Уровень образовательного учреждения Школа педагогического мастерства.
Методические объединения.
Методический совет.
Творческие группы.
Обобщение и распространение педагогического опыта.
Открытые занятия.
Мастер классы.
Педагогические чтения.
Научно-практические конференции.
Методические конкурсы.
Муниципальный Городские семинары.
Мастер классы.
Научно-практические конференции.
Конкурсно-выставочная деятельность.
Профессиональные и методические конкурсы.
Работа в общественных организациях.
Региональный Курсы повышения квалификации.
Обучающие семинары.
Участие в работе жюри.
Участие в социальных проектах и акциях.
Федеральный Обучающие семинары.
Конкурсно-выставочная деятельность.
Профессиональные и методические конкурсы.
Участие в социальных проектах и акциях.
Профессиональная переподготовка.
Профильные лагеря.
Международный Обучающие семинары.
Конкурсно-выставочная деятельность.
Профессиональные и методические конкурсы.
Профильные лагеря, форумы, слеты.
В конце учебного года оценивается уровень профессиональной деятельности (результативности) каждого педагога, разрабатываются перспективы непрерывного педагогического образования.
Примерная карта результативности педагога
дополнительного образования МБУДО ЦРТДиЮ «Крылатый»
1. Сохранность контингента:
3 балла – списочная сохранность,
2 балла – численность сохранена, изменение состава до 50 %,
1 балл – численность сохранена менее, чем на 50 %.
2. Популяризация деятельности объединения:
Max – 3 балла: наличие информационного стенда,
наличие эмблемы,
презентации объединения,
предоставление информации на сайт ЦРТДиЮ,
наличие рекламной продукции (объявления, визитки).
3. Процент обучающихся, освоивших программу дополнительного образования :
- соответствие учебных групп комплектованию,
- кол-во обучающихся, получивших свидетельства, удостоверения,
- наличие выпускников, продолживших обучение по специальности.
Max – 3 балл.
4. Участие в конкурсах, фестивалях различного уровня:
- наличие приказа на участие,
- охват участников конкурсов,
- сменность репертуара,
- уровень конкурса.
Max – 3 балла.
5. Рейтинг успешности:
-призовые места (1 место – 3 балла, 2, 3 место – 2 бал., участие – 1 б).,
- охват победителей.
6. Создание педагогами условий для социализации обучающихся:
- участие в социальных акциях, проектах,
- связь с социальными партнерами, общественностью: (наличие
фотоотчета, информации на сайте, благодарственных писем)
Системная работа – 3 балла, организация работы – 2 балла, участие в
в акциях – 1 балл).
7. Работа с родителями:
- наличие родительских комитетов,
- открытые занятия для родителей или с родителями,
- совместные с родителями мероприятия.
Системная работа – 3 балла, организация работы – 2 балла, участие в
в акциях – 1 балл).
8. Обеспечение качественной организации образовательного процесса :
- Использование ИКТ (наличие дидактического материала, использование на занятиях технических средств обучения, наглядности,
- использование инновационных методик преподавания (активные методы обучения, проектные технологии)
- наличие авторской программы.
Max – 3 балла.
9. Работа педагога по самообразованию :
- проведение мастер-классов, открытых занятий для коллег, молодых педагогов.
- выступление педагога на семинарах, педсоветах, методических объединениях ЦРТДиЮ,
-участие педагогов в конференциях, профессиональных конкурсах различного уровня,
-дополнительная курсовая переподготовка педагогов, участие в вебинарах,
- наличие публикаций.
Max – 3 балла.
10. Воспитательная работа:
-проведение мероприятий внутри объединения,
- организация каникулярной занятости,
- организация профильных лагерей.
Max – 3 балла.
Выводы: 26 – 30 баллов – Высокий уровень;
21 – 25 баллов – Оптимальный уровень;
15 – 20 баллов – Средний уровень;
До 15 баллов – Низкий уровень.
В результате реализации данной программы, педагоги :
- приобретают новые и систематизируют имеющиеся знания и умения,
- получают возможность познакомиться с передовым опытом коллег, осмыслить профессиональную деятельность, найти пути расширения своего творческого потенциала,
- включаются в экспериментальную и научно-методическую деятельность,
- овладевают нормативно-правовыми знаниями,
- учатся управлять собственной деятельностью, обозначать проблему, прогнозировать результаты, планировать и анализировать свою работу.
Итоги самообразования педагогов ЦРТДиЮ «Крылатый» за 2013-2014
№ п/п Название мероприятия Уровень Участники Результат
1. Интернет-конкурс педагогов декоративно-прикладного творчества «Живинка» Всероссийский Шурупова И. В. Участие
2. Научно-практическая конференция «Система дополнительного образования : опыт, традиции, инновации» Всероссийский Савушкина Е. Н. ,
Вахнина Е. А. ,
Масьянова Л. М.
Веремьянина Н. А., Юрченко Н. В. Печатная работа
3. Научно-практическая конференция «Повышение эффективности и качества дополнительного образования детей и молодежи» Международный Горяинова Л. В. ,
Вепринцева Т. Ю., Ермолова Л. Ф., Биягова Л. А., Веремьянина Н. А., Юрченко Н. В. Сертификаты участников
4. Семинар «Компетентностный подход в работе учреждений ДОД как условие повышения качества профессионального образования педагогических работников» Городской Горяинова Л. В. ,
Выставкина Т. Ф.
Гуцаленко В. А. ,
Горбунова А. В. ,
Шедогубова Н. А., Стеблева Е. В., Рыжкова Л. С., Клипилина А. Ю. Сертификаты участников
5. Курсовая переподготовка на базе ВОИПКиПРО Областной 16 чел. Свидетельства о переподготовке
6. Областной форум «Патриот ВРН» Областной Чулков Е. М. Выступление
7. 4 конкурс педагогов «Золотые руки» Городской Гуцаленко В. А.
Люлякина А. Б.
Андреева Л. А.
Пахно Н. В. Участие
Участие
3 место
8. Семинар-практикум «Использование проектного метода как фактор успешности взаимодействия всех участников образовательного процесса» Городской 6 человек Участие
9. Конкурс методистов организаций дополнительного образования Областной Веремьянина Н. А. Участие
10. Заочный конкурс программно-методических материалов по теме «Одаренные дети в системе ДОД : выявление, поддержка, развитие» Городской Юрченко Н. В. Диплом 1 степени
11.
Конкурс «Дополнительное образование – 21 век» Всероссийский Юрченко Н. В. Лауреат 2 степени
12 Конкурс программ по развитию дополнительного образования и воспитания детей, реализуемых в МО ВО Областной Веремьянина Н. А. Победитель
13. Организация и участие в мастер классе восточных единоборств Международный Оглы Р. А.
Пресняков Б. Н.
Баранников С. С. Участие
14. Организация профильных лагерей с концертной программой и обучением Региональный Плотникова Е. И.
Оглы Р. А.
Рыжкова Л. С. Участие,
1 место
15. Пленер с выставкой работ
Федеральный Образцова Л. И. Участие
16. Курсы профессиональной переподготовки Федеральный Савушкина Е. Н.
Вепринцева Т. Ю. Участие
17. Интернет курсы декоративно-прикладной направленности Федеральный Шурупова И. В.
Гуцаленко В. А. Участие
18. Организация и участие в социальных акциях Областной Юрченко Н. В.
Веремьянина Н. А.
Прохорова ЕВ. Участие
19. Проведение открытых занятий и мастер классов Областной Юрченко Н. В.
Веремьянина Н. А.
Шурупова И. В.
Люлякина А. Б. Участие
Итого: Международный
Всероссийский
Областной
Городской 6
15
6
19
1 победа
2 победы
2 победы
Естественно итогом профессионального совершенствования педагогов Центра развития творчества детей и юношества «Крылатый» являются результаты конкурсно-выставочной работы обучающихся объединений.
Общая картина результативности участия обучающихся МБОУДОД ЦРТДиЮ «Крылатый» за 2013-2014 учебный год выглядит следующим образом :
Направление Международные конкурсы, смотры, соревнования Всероссийские конкурсы, смотры, соревнования Региональные конкурсы, смотры, соревнования Областные конкурсы, смотры, соревнования Городские конкурсы, смотры, соревнования
Кол-во участников Кол-во призовых мест Кол-во участников Кол-во призовых мест Кол-во участников Кол-во призовых мест Кол-во участников Кол-во призовых мест Кол-во участников Кол-во призовых мест
Физкультурно – спортивное 4 1 128 65 37 14 32 19 56 30
Художественно – эстетическое 194 160 136 83 - - 63 12 113 39
Туристско – краеведческое - - - - - - - - 51 18
Военно – патриотическое - - - - - - - - 11 1
Социально – педагогическое 1 1 4 1 6 - 56 16 5 4
Итого: 199 162 268 149 43 14 151 47 236 92
Всего в 2013-2014 учебном году обучающиеся объединений Центра приняли участие в 897 конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Количество призовых мест - 463, что составляет 52% и совпадают с 50 % качества обученности.