Получи документы

Развитие конструктивных способностей детей первой младшей группы на занятиях и в игровой деятельности

Елена Евсевьева
Развитие конструктивных способностей детей первой младшей группы на занятиях и в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 67 «Яблонька»

Развитие конструктивных способностей детей первой младшей группы на занятиях и в игровой деятельности

Подготовила

Старший воспитатель

Евсевьева Елена Николаевна

Вологда

2013 год

I.Организация работы со строительным материалом.

Публикация «Развитие конструктивных способностей детей первой младшей группы на занятиях и в игровой деятельности» размещена в разделах

В первой младшей группе проводится одно занятие в неделю длительностью 10—15 мин. В начале года педагог занимается с небольшими подгруппами малышей, затем все дети делятся на две подгруппы и занятия проводятся отдельно с каждой подгруппой, а к концу года — со всей группой одновременно. Сначала детей этого возраста необходимо последовательно знакомить с деталями, которыми, которыми они будут чаще всего пользоваться. Это кирпичик, кубик, пластина и т. д. По мере ознакомления, детали сравниваются между собой, устанавливается их отличие друг от друга, называются.

Основными приемами работы с детьми данного возраста остаются рассматривание и анализ образца воспитателя, и подробный показ приемов, сопровождаемый объяснением.

Занятия необходимо строить так, чтобы вызвать интерес у малышей. Воспитатель читает короткие стихи, песенки, потешки, т. е. применяется художественное слово. Для закрепления у детей представлений о строительных деталях, их величине, цвете используются такие дидактические игры, как «Найди предмет», «Такой или не такой», «Дай мне такой же кубик» и др.

На первых занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в предыдущих группах. Для этого на повторение каждой темы отводится не менее трех занятий.

На втором занятии дети могут построить две башенки разного цвета и высоты и украсить призмами соответствующего цвета (три кубика и одна призма, четыре кубика и одна призма).

На третьем занятии детей учат строить две праздничные башенки по образцу воспитателя: одну — из кирпичиков, другую — из кубиков, сочетая их по цвету.

Взрослый подробно анализирует, обращает внимание детей на названия деталей, их красивое сочетание по цвету, различие построек по, размеру. Способов конструирования можно не показывать. Но в процессе работы следует поощрять детей, подсказывать, помогать советом и действием. После этого целесообразно продолжить обучение детей строительству разных дорожек.

Сначала малыши сооружают узкие дорожки, приставляя кирпичики короткой узкой гранью, и подбирают к ним машинки соответствующего цвета, затем широкие дорожки, приставляя кирпичики друг к другу узкой длинной гранью. На заключительном занятии все дети сидят за сдвинутыми столами и воспитатель предлагает: «Давайте все построим широкую дорожку: Катя — красного цвета, Наташа — желтого. Теперь из этих же кирпичиков построим узкую дорожку». В конце занятия малышам показывается другой способ конструирования дорожки : к дорожке одного из детей педагог пристраивает свою узкую дорожку.

Далее детей учат конструировать мебель. На первом занятии по этой теме воспитатель предлагает малышам подумать, из каких деталей можно построить стол и стулья для матрешек. (Образец не дается.) На втором занятии можно научить малышей строить две кроватки: одну узкую (из одной пластины и двух кирпичиков, другую широкую (из двух пластин и четырех кирпичиков). Предварительно дети рассматривают кукольную кроватку, вспоминают названия ее частей. На занятии анализируется образец: «Из каких деталей построена кроватка? Какого они цвета? Где у кровати спинка?» У детей еще раз закрепляется понятие «узкий-широкий» : «У Саши на широкой кроватке спит мишка, а на узкой — маленький зайчик». (Игрушки к занятию подбираются по размеру.)

Третье занятие проводится в форме игры «Построй такой же».

Далее обучают малышей строить транспорт. На первом занятии предлагается построить автобус и грузовик (на пластину кладется кубик, к нему узкой короткой гранью приставляется кирпичик — грузовик, несколько кубиков — автобус). Предварительно рассматриваются игрушки и анализируются образцы построек. На втором занятии малыши сооружают разные машины по образцам воспитателя. Для этого он строит на своем столе автобус, грузовик, легковой автомобиль. Способов конструирования давать не следует. Заключительное занятие по этой теме можно построить в форме игры. Воспитатель предлагает малышам построить знакомые им виды транспорта, а в конце занятия поиграть со своими машинами.

Далее у детей закрепляется умение строить заборчики, устанавливая кирпичики по-разному и чередуя их по цвету. На втором занятии дети строят заборчики по предложению воспитателя. В конце можно предложить детям разобрать постройки и положить все кубики и кирпичики, как они лежали в начале занятия.

Таким образом, задания постепенно и последовательно усложняются от занятия к занятию, предлагаются новые темы, дети получают все новые и новые конструктивные навыки.

Конструирование в первой младшей группе тесно связано с сюжетной игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Поэтому и деятельность называется «сюжетным конструированием» : дети строят кроватку и укладывают куклу спать; строят дорожку, чтобы мишка гулял и т. п.

К концу года дети должны:

- различать основные формы деталей строительного материала,

- с помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм,

- разворачивать игру вокруг собственной постройки.

II. Конструктивная деятельность в свободное время.

Закрепление конструктивных умений у детей проводится в играх в свободной деятельности. Если на занятиях детей обучают конструированию, то в играх же происходит углубление интереса к сооружению построек. Игра раскрывает перед ребенком практическую целесообразность конструирования, в ней закрепляются умения и навыки, приобретенные на занятиях. Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. Чем шире кругозор детей, тем богаче их конструктивные замыслы, тем более высокие требования они предъявляют к своим постройкам. На занятиях воспитатель показывает детям лишь наиболее типичные приемы работы, не углубляясь в различные варианты.

В игре же строительство представляет собой динамический процесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. На занятиях каждый ребенок может проявить свою индивидуальность только в рамках тех задач, которые перед ним ставятся; в игре же ребенок сам выбирает тему стройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. Поэтому в играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления.

После каждого занятия детям в часы игр предоставляется возможность играть с теми деталями, из которых они делали постройки на занятии. Воспитатель не ограничивает детей в материале, но следит за тем, чтобы они аккуратно обращались с ним, а по окончании игр убирали его на постоянное место.

Очень важно, чтобы воспитатель принимал непосредственное участие в играх малышей. Детей, не интересующихся играми со строительным материалом, можно привлечь каким-нибудь несложным поручением. Например, после того как дети научились на занятии строить забор, воспитательница в часы игр строит дом, а затем просит детей из кирпичиков построить вместе с ней забор для садика. Когда забор будет готов, можно подчеркнуть, что он получился очень красивый. Затем игра продолжается.

У детей бывает потребность поиграть в одиночку. В индивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою индивидуальность. Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Дети получают возможность заняться любимым делом. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других детей, которые наблюдают за работой. Они угадывают, что строится, что будет играющий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным материалом не противопоставляются коллективным. Они дополняют друг друга. Дети, любящие играть в коллективе, одновременно увлекаются и индивидуальной стройкой.

Какие же приемы следует использовать, чтобы выработать у детей умение дружно, согласованно работать, не подавляя инициативы друг друга не только на занятиях, но и в самостоятельных играх? В разных возрастных группах этот вопрос решается в соответствии с возможностями детей.

В раннем возрасте, в младших и даже средней группах вначале необходимо объединять детей не столько для совместного выполнения постройки, сколько для игры с уже готовыми постройками, при этом не только на занятиях, но и в самостоятельных играх. Такие первые совместные игры с постройками очень несложны.

Взрослый с этой целью использует разные приемы: показывает, как можно интересно играть с готовыми постройками, или сама создает постройки, которые затем являются объединяющим началом для игр.

Необходимо также поощрять попытки самих детей к объединению при сооружении построек в игре и оказывать им в этом постоянную помощь. Важно дать правильное направление детской деятельности главным образом в момент организации игры, помочь распределить обязанности так, чтобы у каждого была работа, чтобы никто никому не мешал. Детям нужно помочь определить, кто и что будет строить, помочь понять, что каждый строит самостоятельно, но все они занимаются общим делом и играть будут вместе.

Итак, конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.

Список литературы:

1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2008

2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1990

3. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

Также использовались сайты:

o https://www.detskiysad.ru

o https://detivsadu.ru

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Результат мониторинга образовательного процесса в первой младшей группе на конец учебного года Результат мониторинга образовательного процесса уровень овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие конструктивных способностей детей первой младшей группы на занятиях и в игровой деятельности
Опубликовано: 10 октября 2013 в 08:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие конструктивных способностей детей первой младшей группы на занятиях и в игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Евсевьева (УИ 137456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД