Получи документы

Развитие личности дошкольников в народных играх

Шайхлисламова Зиля
Развитие личности дошкольников в народных играх

Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми жеребьёвками, потешками, песнями, танцевальными движениями т. д. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Публикация «Развитие личности дошкольников в народных играх» размещена в разделах

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. В фольклоре сосредоточена веками сложившаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. В поиске новых средств, факторов и методов организации воспитания мы всегда возвращаемся к истокам народного образования и воспитания. Народные игры способствуют самореализации, самовыражению личности детей.

Детский фольклор – богатейший источник нравственного познавательно – речевого развития детей. Он содержит в себе нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверенные временем. Детская народная культура, в том числе культура народной игры возникла и развивалась на лоне культуры взрослой. С одной стороны детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными жителями семьи, рода, села. С другой – дети о традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младшего поколения.

История игр связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Игры очень многообразны. При работе с детьми на занятиях, в режимных моментах, на прогулке мы широко используем ролевые, дидактические, подвижные игры.

Основу работы кружка «Юный краевед», ведущую деятельность детей составляют фольклорные игры. Они лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Игры вызываю активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активную умственную деятельность. Поэтому каждое занятие кружка основано на определенной сюжетной игре – имеет свою цель, правила, задачи и конечный результат.

У любого поколения, у каждого конкретного этноса, у каждой эпохи есть свои любимые игры. Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине. На основе народных игр мы знакомим с особенностями жизни своей Республики, своего народа. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям и других народов. У каждого народа есть свои сказки, песни, танцы, игры. Все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Поэтому в развитии личности ребенка, закладывании в него нравственных качеств, доброжелательного отношения к окружающим главную роль играет семья. Учитывая это, фольклорные праздники, развлекательные мероприятия мы организуем с участием родителей. Разучиваем ранее незнакомые нам народные игры, составляем каталоги игр по возрасту детей, ставим театрализованные представления, организуем сюжетно – ролевые игры, проводим вечера игр.

Утренники тоже не проходят без подвижных игр. Это игры соревновательного характера включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Медный пень», «Ротозей», «12 палочек» и т. д)

В обрядовые (календарные) игры играем с наступлением сезонов. Это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Абак –кубяк», и т. д

. Народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Игры по отношению к природе не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень», «День и ночь», «Прячу платок» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием народа, с повседневным трудом наших предков. В число таких игр можно отнести игры «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница», «Блины» и др.

Самые любимые игры для детей это, конечно же, игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке», «Бездомный», «Иголка – нитка - узелок»).

Игры – забавы, словесные игры веселят, забавляют детей, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Баба сеяла горох», «Не говори «да» и «нет»и др. в них очень удачно можно играть в режимных моментах.

Немаловажную роль играют игры на внимательность: «Дети по лесу гуляли», «Кто первый» и др.

Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

Народные игры позволяют решать такие задачи, как:

развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

• совершенствование танцевальных умений и навыков;

развитие умений выполнять игровые образы;

развитие творческой индивидуальности;

развитие эстетического вкуса;

развитие всех психических процессов;

• формирование понимания красоты речи;

• формирование духовной сферы, патриотических чувств;

развитие эмоциональной сферы;

• формирование физических качеств, здоровья;

• формирование коммуникативных качеств.

• приобщение к народной культуре, традициям.

Играя, мы помогаем детям распределять свои силы между трудом и отдыхом, приучаем их в свободное время заниматься интересной деятельностью. Игры способствуют разбудить в детях интерес к познанию, вселяют в них уверенность.

Наша главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно, научиться уважать друг друга, доброжелательно относиться к окружающим, проявлять заботу и любовь к природе, родному краю. Научить их быть благодарными за то богатое наследие, которое нам оставили наши предки.

Публикации по теме:

Развитие лексики старших дошкольников на материале русских народных сказок Тема: «Развитие лексики старших дошкольников на материале русских народных сказок» Автор: учитель-логопед Колосова Т. А. Участники проекта:.

Доклад «Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх» В основном внимание уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются лишь в физкультурные занятия,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в играх с предметами» МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №79 «Лучик» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в играх с предметами».

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в словесных играх» Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в словесных играх» Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре,.

Поддержка детской инициативы в дидактических играх младших дошкольников «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – зависит, каким.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании» 1слайд:Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании 2слайл:Объект исследования: процесс развития.

Развитие детей в сюжетно-ролевых играх Развитие детей дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре. Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Влияние библиотек на развитие личности старших дошкольников Как-то раз у Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Он сказал: «Если вы хотите,.

Эмоциональное развитие детей младшего возраста в играх Игра имеет такое же значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет работа, спорт, рыбалка и т. д. Каков ребенок в игре, говорят ученые,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности дошкольников в народных играх
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 19:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД