Получи документы

Развитие личности ребёнка дошкольника в контексте ФГОС

наталья михалёва
Развитие личности ребёнка дошкольника в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания, источника знаний – энциклопедиста, источника оценочных суждений – эксперта, помощника и защитника. Взрослый – это посредник, связующее звено между ребенком и окружающей его действительностью. В совместной с взрослым деятельности ребенок приобретает способность планировать, ставить цели, прогнозировать развитие событий, выделять главное и отвлекаться от второстепенного, следовать правилам и оценивать свои действия и результаты, контролировать себя. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной, творческой, начинает подчиняться перспективным целям и приводить к получению общественно важного результата (и на всё это направлен новый стандарт). Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В стандарт дошкольного образования включены такие основные принципы, как содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). И я как педагог, неукоснительно, следуя данным принципам, создаю условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивая его эмоциональное благополучие, помогаю дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольник, и повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, и в продолжение данного изречения, я хочу предложить свой опыт работы с младшими дошкольниками, на примере решения проблемных ситуаций в игровой форме. Такой факт, как познание ребёнком окружающего мира и себя в нём, известен, безусловно, всем. В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования. И за основу я взяла– наполнение повседневной жизни ребёнка интересными делами в группе, идеями, проблемами, включать каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их. Работа по решению проблемных задач осуществляется по определённому алгоритму, который включает в себя несколько этапов. Большинству ситуаций предшествует предварительная работа, «введение детей в проблему» с целью выявить, закрепить и обогатить знания и представления которые есть у детей по той или иной ситуации. Предварительная работа является первым этапом и включает в себя всем хорошо знакомые приёмы, это и чтение книг, рассматривание иллюстраций, картинок, наблюдение, беседа, экспериментирование, рисование, лепка и многое другое. Второй этап, и самый интересный это непосредственно сама проблемная ситуация, которая подбирается таким образом, чтобы она была понятна и знакома детям, связана с программой и временем года: «Как полить цветы без лейки», «Как сделать горку без лопатки», «Как играть в песок баз совка?» и др. Сказочные ситуации берутся из знакомых ребятам сказок («Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?», а также из стихотворений А. Барто, любимых нашими детьми: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождем?». Малыши с огромным удовольствие предлагают варианты решений и тут же их реализовывают, ну а я являюсь их первым помощником в этом интересном деле. После проживания проблемной ситуации происходит схематизация объекта или ситуации на доске или листе, и это третий этап работы всего алгоритма. Все схемы- зарисовки проблемных ситуаций складываются в файловую папку и предоставляются в свободное пользование детям, в дальнейшем дети самостоятельно обращаются к этой папке, вспоминая задания и придумывая все новые варианты решений проблемных ситуаций. И, определив вместе с детьми решение проблемы, в работу вступает заключительный этап – четвёртый. Каждому ребенку предлагается поучаствовать в продуктивной деятельности: раскрасить колокольчик для козленка, нарисовать иголки для ежика, «спрятать» зайку под листком. Это способствует осознанию ребенком своего решения, развитию уверенности в своих силах («Я могу решить проблему!»). Свои рисунки дети показывают вечером родителям, рассказывая о том, какую проблемную ситуацию они решали и как помогли тому или ином персонажу

Публикация «Развитие личности ребёнка дошкольника в контексте ФГОС» размещена в разделах

В результате работы по решению творческих задач дети стали более активны, наблюдательны и общительны. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

И как образец, предлагаю вашему вниманию протокол решения проблемной ситуации с детьми младшего дошкольного возраста, по стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».

Перед собой я поставила следующие задачи:

• расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

• продолжать развивать речь детей : обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;

• учить детей слушать друг друга;

развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Ход ситуации:

Дети входят в группу, видят под деревом сидит маленький зайчик. Подходят к нему, здороваются, рассматривают и гладят.

В: Ой, ребята, а зайчик то мокрый. Оёёй, какой мокрый. Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок. Ребята, а вы под дождик попадали? (звучат ответы).

В: И я попадала. А давайте нашему зайчику поможем, и расскажем, как сделать так, чтоб не промокнуть под дождём.

Предлагаю детям пройти к столу. На столе стоит маленькая скамеечка, а на ней сидит зайчик.

Д: Можно под скамеечку спрятаться.

В: Давайте проверим, спасёт ли скамеечка нашего зайку.

Вместе с детьми прячем игрушку, и сверху, из лейки, я лью воду.

В: Помогает?

Д; Да.

В: Как ещё зайчику можно спрятаться?

Д: Под ведёрком, газетой….

Все предлагаемые варианты мы проигрываем. Прячем зайку под ведёрко, и льём воду. Держим газету над зайкой, и снова проверяем. Все варианты использовали, предложений больше нет. И я начинаю предлагать свои варианты, и мы их снова проверяем.

В: Ребята, а как вы думаете, мешочек сможет помочь нашему маленькому другу? (проверяем).

В: Спасает мешочек, не промок наш зайка?

Д: Да, мешочек помогает.

После проверки всех предложенных вариантов, я предлагаю схематизировать нашу проблемную ситуацию на листе бумаги.

В: Ребята, давайте вспомним, где наш зайка прятался от дождя?

Все высказывания, я зарисовываю.

В: Вот видите, сколько мы предметов назвали, с помощью которых наш зайчик спрячется от дождя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баксанский, О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О. Е. Баксанский // Наука и школа. - 2000. - №1. - с. 19-25.

2. Деулина Т. В. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста.

3. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие /Е. А. Лобанова. / – Балашов: Николаев, 2005

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. – 185 с.

Публикации по теме:

Рабочая программа психологического сопровождения участников пед. процесса Рабочая программа психологического сопровождения всех участников воспитательно-образовательного процесса. Составитель: Харченко Т. И., .

Здоровая семья — счастливая семья.Здоровая семья — счастливая семья. Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный процесс. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности ребёнка дошкольника в контексте ФГОС
Опубликовано: 26 января 2015 в 17:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности ребёнка дошкольника в контексте ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем наталья михалёва (УИ 65402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД