Приложение МААМ

Рабочая программа психологического сопровождения участников пед. процесса

Татьяна Ивановна Харченко
Рабочая программа психологического сопровождения участников пед. процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа

психологического сопровождения всех

участников воспитательно-образовательного

процесса.

Составитель:

Харченко Т. И.,

педагог-психолог.

Психологическое сопровождение воспитанников.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Публикация «Рабочая программа психологического сопровождения участников пед, процесса» размещена в разделах

Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Взрослый выступает для ребенка в качестве эталона для подражания. Он обеспечивает не только удовлетворение естественных нужд ребенка, но и социализацию всех его психических проявлений. В совместной со взрослым деятельности ребенок приобретает способность планировать, ставить цели, прогнозировать развитие событий, выделять главное и отвлекаться от второстепенного, следовать правилам и оценивать свои действия и результаты, контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психическими процессами.

Педагог-психолог создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и укрепления психического здоровья воспитанников, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива. Каждый период развития ребенка характеризуется своими особенностями. В период дошкольного детства развитие ребенка идет как никогда быстро и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, полностью зависимого от взрослого, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность - в субъекта общения и деятельности.

С каждым годом в детский сад приходит все больше детей с низким уровнем нервно-психического развития, что связано с особенностями воспитания в семье и биологическими факторами (осложнение в пре-, пере- и постнатальные периоды, болезни в младенчестве). Все больше детей с отклонениями в поведении (малоэмоциональность, неконтактность, тревожность, психосоматическими заболеваниями (энурез, нервные тики). Таким образом, дети нуждаются в помощи со стороны психолога, воспитателей и других специалистов. В свою очередь психолог оказывает всестороннюю поддержку педагогам и родителям в соответствии с направлениями психологического сопровождения.

В последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. Данная категория детей отличается от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально – психологической адаптации в силу тех или иных причин. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников - является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л. С. Выготский) и может привести к отклонениям в формировании личности (Г. М. Бреслав, даже при наличии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, многие родители неадекватно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование позиции сотрудничества с персоналом детского сада, а у детей - устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей. Таким образом, особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает педагог-психолог. Педагог-психолог организует работу с детьми, их родителями и воспитателями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста, их личностных качеств и уровня профессиональной квалификации воспитателей, специфики семейного воспитания и т. д. А так же способствует созданию оптимальных условий для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного ребенка».

Пояснительная записка

Психологическое сопровождение - является структурным компонентом образовательной программы ДОУ, разработано с целью :

- обеспечения психологически комфортного пребывания ребенка в МБДОУ, его социально-эмоционального благополучия;

- развития и частичной коррекции эмоционально-личностной, познавательной, коммуникативной, поведенческой сфер личности воспитанников;

- создание благоприятных социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и психологического развития детей в рамках образовательной среды.

Реализация обозначенных целей предусматривает в деятельности педагога-психолога решение основных задач:

1. Проводить диагностическое обследование воспитанников с целью выявления их индивидуальных возможностей и способностей.

2. Обоснованно строить пути коррекционно-развивающей работы на более глубоком уровне той или иной страдающей функции в психической организации деятельности ребенка, его поведения в образовательном учреждении (работа ПМПк).

3. Оказывать психологическую помощь конкретным дошкольникам в преодолении возможных трудностей в развитии.

4. Осуществлять психологическую поддержку педагогам с целью сплочения коллектива, создания условий творческого роста, профессионального и личностного саморазвития. Способствовать разрешению личных и профессиональных конфликтов.

5. Оказывать консультативную помощь педагогам, родителям с целью преодоления проблем воспитания и развития детей.

6. Развивать толерантное самосознание у детей, педагогов, родителей; способствовать формированию чувства эмпатии и взаимного принятия в системе отношений родитель-родитель, родитель-педагог, педагог-ребенок.

Психологическое сопровождение всех участников педпроцесса осуществляется по следующим направлениям, отражающим его основное содержание:

диагностическое: обеспечивает выявление индивидуальных возможностей и способностей воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях ДОУ;

коррекционно-развивающее: обеспечивает обоснованное построение коррекционно-развивающей работы, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с типичным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья;

психопрофилактическое : обеспечивает выявление факторов, способствующих возникновению и развитию признаков эмоционального неблагополучия ребенка (чувства неполноценности, низкая самооценка, трудности общения, неадекватная полоролевая идентификация, неадекватная возрастная идентификация). Применение психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных форм поведения (индивидуальные беседы с ребенком, воспитателями, родителями, применение подвижных, сюжетно-ролевых игр, использование и анализ продуктивных видов деятельности, отдельные приемы рациональной психотерапии).

консультативное: обеспечивает помощь педагогам, родителям, с целью преодоления проблем воспитания и развития детей, а так же является непрерывным специальным сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

информационно - просветительское: направлено на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями воспитательно-образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — воспитанниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.

Процесс психологического сопровождения воспитанников строится с опорой на следующие принципы:

• рекомендательный характер советов сопровождающего;

• приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);

• непрерывность сопровождения;

• мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

• стремление к автономизации.

Отбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы осуществляется с опорой на дидактические принципы общей и специальной педагогики. Применение в тесном единстве общедидактических и специальных принципов осуществления психологического сопровождения позволяет обеспечивать развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, способностей и личности в целом.

Психологическое сопровождение воспитанников включает в себя:

• наблюдение за характером взаимоотношений детей в группе, определение особенностей развития детей, анализ микроклимата в группе; определение социального статуса группы и отдельных детей (дети-лидеры, аутсайдеры и т. д.);

разработка методов и способов коррекции микроклимата группы (при необходимости) и ознакомление с ними воспитателей группы и специалистов, работающих с этими детьми;

• индивидуальная работа со всеми детьми в процессе их адаптации к ДОУ;

работа с детьми с целью определения их готовности к обучению в школе;

• выделение детей, имеющих трудности:

в общении (агрессивные, робкие, застенчивые);

в поведении (упрямые, капризные, конфликтные, непослушные);

в обучении (дети, не усваивающие учебного содержания, соответствующего возрастным возможностям);

в эмоциональном развитии (дети с постоянно пониженным фоном настроения, тревожные, возбудимые и т. д.);

детей, имеющих специфические психофизиологические отклонения (гиперактивные, гипоактивные, инфантильные и т. д.);

• индивидуальное обследование детей и организация в случае необходимости индивидуальных и подгрупповых корригирующих занятий в соответствии с индивидуальными особенностями их развития (совместно с воспитателями групп);

разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по организации жизни детей в детском саду и семье;

• в случае необходимости направление этих детей на консультацию в психоневрологический диспансер, детскую поликлинику, ДОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования».

Особенности сопровождения

Решение задач психологического сопровождения осуществляется в свободной совместной деятельности взрослого и детей.

Публикации по теме:

«Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС до» В работе с родителями могут возникать проблемы. Вот одна из них: Не желание родителей помогать и участвовать в жизни группы и детского сада.

Резюме педагога — психолога «Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он стал счастливым, можно…» А. С. Макаренко Я, Сугак Анна Владимировна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа психологического сопровождения участников пед. процесса
Опубликовано: 20 января 2015 в 11:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа психологического сопровождения участников пед. процесса» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ивановна Харченко (УИ 298623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД