Папки-передвижки

Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций

татьяна соловьева
Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций

Аннотация. В статье проанализирован педагогический потенциал народной культуры и народных традиций, показано их влияние на личностное развитие дошкольника. Авторами анализированы нормативные документы по данной проблеме. Изучена научно-педагогическая литература, взгляды и подходы ученых к воспитанию посредством народной педагогики.

Публикация «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций» размещена в разделах

Ключевые слова: народная педагогика, народное творчество, народные традиции, фольклор, устное народное творчество, общемировые ценности, духовное развитие.

Одна из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией и перед педагогами – приобщить детей дошкольного возраста к народным традициям. Это задача регламентирована и Законом РФ «Об образовании» и ФГОС ДО. В этих документах прописано, что обучение и воспитание должно осуществляться с основой на «формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств». Поэтому, особенно актуально развивать воспитывать личность ребенка на основе народной культуры и народных традиций.

Народная культура обладает мощным педагогическим потенциалом, это хранитель исторического прошлого, носитель самобытной культуры предыдущих поколений. Народная культура хранит в себе опыт воспитания своих предков. Это первый шаг к овладению богатствами всеобщей культуры и присвоении общемировых ценностей, а также к формированию собственной личностной культуры. С. А. Арутюнов, Н. П. Денисюк, Л. А. Ибрагимова отмечали, что любой народ несет в себе исторически сложившиеся воспитательные традиции, которые он стремится передать из поколения в поколение, чтобы не потерять своего национального лица и самобытности. Народная культура развивается веками и содержит в себе большое богатство в виде традиций, который народ веками передает от одного поколения к другому. Именно народ, по мнению М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана, единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей.

Народные традиции включают в себя элемент сознательности в передаче материальной и духовной культуры, с целью поддержания жизни этноса (Р. Ф. Итс); ценности, чувства, настроения, привычки народа (И. В. Суханов); форму поведения, унаследованную от предыдущего поколения, основанной на принципах взаимоотношений, на основе которых складывается общечеловеческая культура (Д. И. Водзинский); социально-организованный стереотип группового опыта (С. А. Арутюнова). Начинать прививать любовь и уважение к народной культуре необходимо с дошкольного детства, так как это период активного формирования личности ребенка, время духовного, нравственного, социального, патриотического, эстетического развития. Осваивая народную культуру и традиции, дети духовно развиваются, патриотически воспитываются, у детей формируется гордость за свою Родину, интерес к истории и культуре своего народа. О необходимости начинать знакомить с культурным наследием своего народа именно с дошкольного возраста говорило немало исследователей (Д. С. Лихачев, В. А. Сухомлинский, Е К. Д. Ушинский. К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. М. Макаренко отмечали, что образовательный процесс должен строится на культурологическом подходе в связи с чем они заложили принцип народности в воспитании. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнят недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Опыт работы дошкольных организаций показывает, что элементы народной педагогики в воспитании и развитии детей активно используют все детские сады: это формы малого фольклора, народные игрушки, народные игры, народные танцы, народные праздники, декоративное творчество. Представления о народных традициях дошкольники в первую очередь получают через устное народное творчество и фольклор. С самого раннего детства дети слушают народные сказки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки. Через русские народные сказки дошкольники узнают об особенностях русской избы, о предметах обихода, о быте русского народа. В них дети узнают о добре и зле, учатся правдивости и честности. Пословицы и поговорки учат дошкольникам правилам и нормам, по которым живет русский народ, учат взаимоотношениям между людьми. Народные игры – отличное средство физического совершенствования и освоения обычаев время препровождения русского народа. Знакомство с народной игрушкой обогащает духовный мир ребенка, развивает эмоциональную сферу. С помощью нее дети усваивает социальный опыт своего народа, колорит и многогранность культуры своего народа.

Весьма важны в формировании представлений дошкольников о народных традициях народные праздники и обряды. Именно здесь дошкольники могут понаблюдать за характерными особенности времен года, погодными изменениями, особенностями природного мира. В народных праздниках формируются представления детей о важных событиях (Масленица, Пасха, День Победы, День единства, День мира и труда). Народные и государственные праздники расширяют кругозор детей об истории и традициях народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры народа. На праздниках дошкольник может познакомиться с народными песнями и танцами, так как в большинстве случаев это один из основных элементов празднования. Ребенок может увидеть характерный народный костюм, народную утварь, избу и другие элементы народной культуры. Приобщение к народным традициям через знакомство с народным декоративным творчеством своего народа. Знакомясь с городецкой, гжельской, хохломской росписью дети знакомятся с народными промыслами и с тем вкладом, которое внесло в мировую культуру национальное изобразительное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство доносит до детей лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Л. В. Коломийченко отметил, что в результате приобщения дошкольников к народной культуре у детей сформированы знания и представления об избе, убранстве, особенностях строительства, о предметах обихода, о национальной одежде, игрушках, о промыслах, о народном творчестве, о народных праздниках. У ребенка сформировано эмоционально-ценностное отношение к народной культуре, проявляется интерес к национальным традициям; ребенок к концу дошкольного возраста руководствуется в своем поведении правилами и нормами, отраженными в устном народном творчестве; бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества. Приобщение дошкольников к народной культуре имеет колоссальное педагогическое и воспитательное воздействие на личность ребенка. Об этом свидетельствуют взгляды Л. Н. Толстого, который выделил народную культуру, которая оказывает влияние на духовное и нравственное развитие.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и гордости за свою Родину. Педагогу важно обратить внимание на исторические факты, собранные краеведами, археологами и писателями, чтобы представить детям все многообразие, многозначность и парадоксальность исторического пути родной страны. Произведения прикладного творчества и национального изобразительного искусства являются источником не только нравственного развития, но и эстетического развития, у детей формируется уважительное отношение к труду, появляется восхищение мастерством человеческих рук. Кроме того, народная культура обладает мощным потенциалом в эмоциональном развитии детей. Знакомство с произведениями народного творчества, народные игры и праздники вызывают у дошкольников эмоциональный отклик, они испытывают массу положительных эмоций, на основе которых формируются более глубокие чувства радости, восхищения, восторга.

Таким образом, одна из основных задач педагога дошкольного учреждения – заложить фундамент в социокультурном развитии дошкольника. В это ему помогут народные традиции и народная культура. Приобщение к народным традициям осуществляется через русское народное творчество и фольклор. Это будет способствовать становлению национального самосознания, развитию патриотизма, гордости за свой народ; а также воспитанию дружеского отношения к другим национальностям.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Творческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный годТворческий отчет «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» за 2016–2017 учебный год Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Представляю на ваш суд мой творческий отчет по самообразованию в 2016-2017 учебном году. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 20:03
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций» (включая файлы) размещена пользователем татьяна соловьева (УИ 2539544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД