татьяна соловьева
Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций
Аннотация. В статье проанализирован педагогический потенциал народной культуры и народных традиций, показано их влияние на личностное развитие дошкольника. Авторами анализированы нормативные документы по данной проблеме. Изучена научно-педагогическая литература, взгляды и подходы ученых к воспитанию посредством народной педагогики.
Публикация «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе народных традиций» размещена в разделах
Ключевые слова: народная педагогика, народное творчество, народные традиции, фольклор, устное народное творчество, общемировые ценности, духовное развитие.
Одна из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией и перед педагогами – приобщить детей дошкольного возраста к народным традициям. Это задача регламентирована и Законом РФ «Об образовании» и ФГОС ДО. В этих документах прописано, что обучение и воспитание должно осуществляться с основой на «формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств». Поэтому, особенно актуально развивать воспитывать личность ребенка на основе народной культуры и народных традиций.
Народная культура обладает мощным педагогическим потенциалом, это хранитель исторического прошлого, носитель самобытной культуры предыдущих поколений. Народная культура хранит в себе опыт воспитания своих предков. Это первый шаг к овладению богатствами всеобщей культуры и присвоении общемировых ценностей, а также к формированию собственной личностной культуры. С. А. Арутюнов, Н. П. Денисюк, Л. А. Ибрагимова отмечали, что любой народ несет в себе исторически сложившиеся воспитательные традиции, которые он стремится передать из поколения в поколение, чтобы не потерять своего национального лица и самобытности. Народная культура развивается веками и содержит в себе большое богатство в виде традиций, который народ веками передает от одного поколения к другому. Именно народ, по мнению М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана, единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей.
Народные традиции включают в себя элемент сознательности в передаче материальной и духовной культуры, с целью поддержания жизни этноса (Р. Ф. Итс); ценности, чувства, настроения, привычки народа (И. В. Суханов); форму поведения, унаследованную от предыдущего поколения, основанной на принципах взаимоотношений, на основе которых складывается общечеловеческая культура (Д. И. Водзинский); социально-организованный стереотип группового опыта (С. А. Арутюнова). Начинать прививать любовь и уважение к народной культуре необходимо с дошкольного детства, так как это период активного формирования личности ребенка, время духовного, нравственного, социального, патриотического, эстетического развития. Осваивая народную культуру и традиции, дети духовно развиваются, патриотически воспитываются, у детей формируется гордость за свою Родину, интерес к истории и культуре своего народа. О необходимости начинать знакомить с культурным наследием своего народа именно с дошкольного возраста говорило немало исследователей (Д. С. Лихачев, В. А. Сухомлинский, Е К. Д. Ушинский. К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. М. Макаренко отмечали, что образовательный процесс должен строится на культурологическом подходе в связи с чем они заложили принцип народности в воспитании. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнят недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.
Опыт работы дошкольных организаций показывает, что элементы народной педагогики в воспитании и развитии детей активно используют все детские сады: это формы малого фольклора, народные игрушки, народные игры, народные танцы, народные праздники, декоративное творчество. Представления о народных традициях дошкольники в первую очередь получают через устное народное творчество и фольклор. С самого раннего детства дети слушают народные сказки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки. Через русские народные сказки дошкольники узнают об особенностях русской избы, о предметах обихода, о быте русского народа. В них дети узнают о добре и зле, учатся правдивости и честности. Пословицы и поговорки учат дошкольникам правилам и нормам, по которым живет русский народ, учат взаимоотношениям между людьми. Народные игры – отличное средство физического совершенствования и освоения обычаев время препровождения русского народа. Знакомство с народной игрушкой обогащает духовный мир ребенка, развивает эмоциональную сферу. С помощью нее дети усваивает социальный опыт своего народа, колорит и многогранность культуры своего народа.
Весьма важны в формировании представлений дошкольников о народных традициях народные праздники и обряды. Именно здесь дошкольники могут понаблюдать за характерными особенности времен года, погодными изменениями, особенностями природного мира. В народных праздниках формируются представления детей о важных событиях (Масленица, Пасха, День Победы, День единства, День мира и труда). Народные и государственные праздники расширяют кругозор детей об истории и традициях народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры народа. На праздниках дошкольник может познакомиться с народными песнями и танцами, так как в большинстве случаев это один из основных элементов празднования. Ребенок может увидеть характерный народный костюм, народную утварь, избу и другие элементы народной культуры. Приобщение к народным традициям через знакомство с народным декоративным творчеством своего народа. Знакомясь с городецкой, гжельской, хохломской росписью дети знакомятся с народными промыслами и с тем вкладом, которое внесло в мировую культуру национальное изобразительное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство доносит до детей лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.
Л. В. Коломийченко отметил, что в результате приобщения дошкольников к народной культуре у детей сформированы знания и представления об избе, убранстве, особенностях строительства, о предметах обихода, о национальной одежде, игрушках, о промыслах, о народном творчестве, о народных праздниках. У ребенка сформировано эмоционально-ценностное отношение к народной культуре, проявляется интерес к национальным традициям; ребенок к концу дошкольного возраста руководствуется в своем поведении правилами и нормами, отраженными в устном народном творчестве; бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества. Приобщение дошкольников к народной культуре имеет колоссальное педагогическое и воспитательное воздействие на личность ребенка. Об этом свидетельствуют взгляды Л. Н. Толстого, который выделил народную культуру, которая оказывает влияние на духовное и нравственное развитие.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и гордости за свою Родину. Педагогу важно обратить внимание на исторические факты, собранные краеведами, археологами и писателями, чтобы представить детям все многообразие, многозначность и парадоксальность исторического пути родной страны. Произведения прикладного творчества и национального изобразительного искусства являются источником не только нравственного развития, но и эстетического развития, у детей формируется уважительное отношение к труду, появляется восхищение мастерством человеческих рук. Кроме того, народная культура обладает мощным потенциалом в эмоциональном развитии детей. Знакомство с произведениями народного творчества, народные игры и праздники вызывают у дошкольников эмоциональный отклик, они испытывают массу положительных эмоций, на основе которых формируются более глубокие чувства радости, восхищения, восторга.
Таким образом, одна из основных задач педагога дошкольного учреждения – заложить фундамент в социокультурном развитии дошкольника. В это ему помогут народные традиции и народная культура. Приобщение к народным традициям осуществляется через русское народное творчество и фольклор. Это будет способствовать становлению национального самосознания, развитию патриотизма, гордости за свой народ; а также воспитанию дружеского отношения к другим национальностям.